Лишь бы не работать 7–18 марта

Morcheeba

Первая половина марта в Новосибирске традиционно богата знатными гастролями и театральными премьерами. После недавних волнений по поводу гипотетической войны наслаждаться жизнью хочется с удвоенным энтузиазмом, так что постарайтесь себе не отказывать в культурных впечатлениях. Слушайте музыку, смотрите фильмы, ходите в театр, разговаривайте, занимайтесь любовью, а не войной.

Кино

В первой половине марта не слишком много кинопремьер из списка must see, зато есть возможность досмотреть главных номинантов на премию «Оскар» после того, как статуэтки уже розданы и точки над «и» расставлены. До 12 марта в новосибирских кинотеатрах ещё точно будут идти «Далласский клуб покупателей» с Мэтью Макконахи и Джаредом Лето; «Она», которую лучше смотреть с субтитрами (потому что Скарлетт Йоханссон играет в этом фильме голос карманного смарт-устройства); «Филомена» с Джуди Денч и недооценённая американскими киноакадемиками «прощальная работа» живого гения японской мультипликации Хаяо Миядзаки «Ветер крепчает».

«Она»

Ещё один фильм, который продолжает идти в прокате и на который тоже ещё не все решились сходить (а стоит), — «Трудно быть богом» Алексея Германа.

Главная премьера этой недели — вторая часть эпического полотна Ларса фон Триера «Нимфоманка», которая вышла в прокат вчера.

После первой части, где обещанную режиссёром порнографию по сути затмили чеховские диалоги главных героев, ажиотаж по поводу секса на большом экране немного спал, а вот ожидания на счёт Шарлотты Генсбур только выросли. Если в первой части Генсбур рассказывала историю своей героини Джо, в то время как отдуваться во всех иллюстрирующих эпизодах пришлось Стэйси Мартин, то во второй части муза фон Триера должна показать класс сама. К тому же, зная фон Триера (хотя кто его может знать?), можно предполагать, что вторая часть фильма будет куда менее лирической и куда более жестокой.

«Отель Гранд Будапешт»

Премьера следующей недели — «Отель Гранд Будапешт» Уэса Андерсона (в прокате с 13 марта), которого с нетерпением ждут как давние поклонники творчества режиссёра, так и те, кто примкнул к фан-клубу после «Королевства полной луны». История когда-то шикарного отеля в вымышленной восточно-европейской республике Зубровка — авантюрная комедия в обильных декорациях всевозможного ретро, в которой роли исполняет целая галерея отличных актёров: Рэйф Файнс, Уиллем Дефо, Джад Лоу, Харви Кейтель, Матье Амальрик, Эдриан Броуди и все любимцы режиссёра — Билл Мюррей, Тильда Суинтон, Оуэн Уилсон, Эвард Нортон и Джейсон Шварцман.

В общем, компания что надо, только вот критики упрекают режиссёра в том, что фильм получился комедийнее, чем следовало бы.

Своеобразный эстет и коллекционер мелочей, Уэс Андерсон умеет шутить весело, но странно, поэтому в «Отеле» некоторые сцены погони, чудом не скатывающиеся в откровенные «Маски-шоу», вызывают лёгкое сожаление об утерянном чувстве меры. Но всё же не узнать фирменный почерк Уэса Андерсона и с восторгом не подивиться его очередному стилевому эксперименту — невозможно.

«Конгресс»

Ещё одна премьера, о которой почему-то мало говорят — «Конгресс» — тоже выходит на экраны 13 марта. Фантастический полуанимационный фильм Ари Фольмана, прославившегося оскароносным «Вальсом Башира», с Робин Райт в роли Робин Райт — повод срочно принять решение идти и смотреть. В фильме также снимаются Харви Кейтель, Коди Смит-МакФи и Джон Хэм.

Не стоит забывать и о театральных возможностях большого экрана. Нащупав слабое место интеллигентных девочек, «Победа» вновь и вновь продолжает показывать «Франкенштейна» с Бенедиктом Камбертбатчем и Джонни Ли Миллером (на этот раз —11 и 12 марта), и «Кориолана» с Томом Хиддлстоном (9 и 18 марта). Впрочем, идти на эти спектакли стоит далеко не только любительницам названных актёров, а и, например, поклонникам хорошего британского театра или, наконец, просто любознательным читателям Шекспира и Мэри Шелли.

«Гензель и Гретель»

11, 12 и 13 марта в «Победе» будут показывать оперу «Гензель и Гретель» Энегельберта Хумпердинка в постановке Парижской национальной оперы. Режиссёр-постановщик Мариам Клеман нашла для мрачной сказки братьев Гримм и сложной, вагнеровской музыки Хумпердинка современное решение: теперь это не просто история о брошенных в лесу детях, которые попадают в руки к людоеду, но психоаналитическое путешествие в детство. Вместо сказочного леса — дом, полный зеркал и двойников; вместо волшебной истории — нечёткие границы между реальностью и фантазией.

Музыка

Количество концертов, уместившихся в расписании ближайших двух недель, позволяет на некоторое время забыть, что мы живём в удалённой от «столичной» культурной жизни точке. В эти дни можно хоть каждый день посещать клубные концерты не только российских музыкантов, но и звёзд зарубежной эстрады, которых трудно обвинить в том, что они поехали так далеко от невостребованности по месту прописки.

Мара

7 марта, уже сегодня, в «Рок-Сити» выступит певица Мара, которая гастролирует с новым альбомом. Творчество Мары трудно назвать обязательным к прослушиванию: это женский рок для любителей женского рока, с той поправкой, что Мара — девушка совсем другого стиля, нежели, например, Диана Арбенина. Главное же, что среди воинственных переживаний на личные темы, Мара то и дело выдаёт отличные «гражданские» песни.

Например, «Головокружения» со словами «я голосую за мэра-гея, за президента-женщину (…) я выбираю тех, кто никогда не выберет войну» должна звучать в эти дни особенно актуально.

9 марта — концерт из тех, в которые новосибирцы привыкли не верить до последнего. Группа Morcheeba приедет в рамках тура в поддержку нового альбома. Настоящие поклонники «Морчибы» посмеиваются над теми, кто следит за сменой вокалисток (знаете ли вы, например, сколько человек поёт на пластинке Dive Deep?): вообще-то «Морчиба» — это гениальные британцы Пол и Росс Годфри, для чьего творчества женский голос — всего лишь один из инструментов. Но всё же возвращение первой леди «Морчибы» Скай Эдвардс, которая пела с братьями Годфри до 2003 года, а потом вернулась в 2010 — считается восстановлением «золотого состава» группы. В этом составе музыканты и выступят в «Отдыхе».

Группа Lumen

10 марта — ещё один повод поскакать перед сценой для тех, кто любит гитарный драйв и гражданский пафос русского рока. Группа Lumen представит в «Рок-Сити» свой новый альбом «Нет времени для любви». Правда, после антивоенного хита БГ «Любовь во время войны», появившегося в интернетах три дня назад, Lumen стал снова выглядеть со своим подростковым задором слегка поверхностно.

11 марта в клубе «Отдых» — ещё одни заморские гости: Bullet for My Valentine. Эти ребята хороши тем, что, несмотря на девочковое название и нежный лик вокалиста, они умеют от души рубить металл, так что мальчикам тоже нравится. Хороший подарок на восьмое марта, кстати.

Группа «Лемондей»

12 марта — полноценный грузовик с пряниками для хипстеров и всех, кто втайне к ним принадлежит. Группа «Лемондэй» впервые выступит в «Бродячей собаке». Творчество двух красноярских девушек, которых вовремя заметили и вывезли в большой мир музыканты «Ёлочных игрушек», называют то «антигрушей», то авант-роком, то ещё каким-нибудь условным обозначением. На деле это весьма странные тексты, спетые тембром молодой Патти Смит или тянущимся к Chinawoman (но нет), под гитару и бит, которые точнее как «модными» не назовёшь.

За несколько лет практики группа научилась вполне достойно выступать живьём, а альбом «Фаворит», вышедший у «Лемондей» в прошлом году, попал во все правильные российские топы-2013.

13 марта и снова в «Собаке» — «Ива Нова» — ещё один женский, но совсем другой коллектив. «Ива Нова» приезжала уже дважды, и мало кто из потенциальной целевой аудитории не успел понять, что это такое: фолк-рок на грани женского панка, эмоциональный, яркий, громкий и какой-то всегда праздничный, даже в случае, например, тягучего кавера на Smells Like Teen Spirit.

Дельфин

14 марта в «Рок-Сити» — Дельфин, и опять что тут скажешь. Главный альтернативный хип-хоп-артист страны ещё с конца девяностых, Дельфин до сих пор так и не столкнулся на своём пьедестале даже с попыткой конкуренции. Последний на сегодняшний день альбом «Существо» — всё та же стабильная безысходность с ровным битом и монотонно ревущей гитарой. Все тексты поклонники давно выучили наизусть и каждый год ходят на выступления кумира для тренировки памяти. Дельфин в очередной раз приезжает без свежего материала, но его верную аудиторию неизменно устраивают и «все хиты».

16 марта — концерт Леонида Фёдорова и Владимира Волкова в многострадальном академгородковском клубе, который теперь называется Campus. Фёдоров и Волков — луч света в тёмном царстве, кумиры интеллектуалов и верные друзья поклонников «Аукцыона». Выпуская по альбому (как минимум) в год, музыканты имеют почти безграничный репертуар, а их концерты проходят как сеансы коллективной медитации с гитарой и контрабасом. Прекрасные, просто прекрасные.

Владимир Волков и Леонид Фёдоров

Ещё один концерт 16 марта — «Чёртово колесо инженера Ферриса» в клубе «Труба». Отвязные дископанки из Питера, друзья и соратники группы «Барто», «ЧКИФ» умеют устраивать почти интеллигентный чад кутежа на любой площадке и сочетают в своих песнях инфернальность, иронию, точные наблюдения об окружающем мире, ритмы по последнему слову техники и смелые приветы советской эстраде. Если пропустили в прошлый раз — в этот раз не облажайтесь.

18 марта в «Бродячей собаке» выступит группа «Сансара», которая за последние пару лет стала постоянным гостем Новосибирска (в основном — благодаря безвременно почившему бару «Свердловск»). Александр Гагарин и компания, кажется, не написали за последнее время ничего нового, поэтому приедут под спасительной табличной The Best. Здесь вам обязательно расскажут, что облака этим летом, пожалуй, будут особенно хороши, споют про Боуи и вспомнят что-нибудь из тех времён, когда «Сансара» была молодой начинающей группой, её вокалист ещё мог кого-то удивить своей смелой дикцией, а Екатеринбург находился в переходном периоде между славой «свердловского рок-клуба» и новой музыкальной волной, пробивную силу которой сегодня трудно не заметить.

«Человек, который принял жену за шляпу»

Кроме клубных концертов, есть в первой половине марта и подарок для ценителей современной академической музыки. 13 марта в концертном зале Оперного тетра будет исполнена опера Майкла Наймана «Человек, который принял жену за шляпу» (1985 года).

Майкл Найман — один из самых известных, наравне с Филипом Глассом, композиторов-минималистов, чьему перу принадлежит, к примеру, большинство саундтреков к фильмам Питера Гринуэя.

«Человек, который принял жену за шляпу» — бестселлер американского нейропсихолога Оливера Сакса, который собрал в своей книге несколько историй из врачебной практики и, рассказывая их, создал, по сути, философский роман о том, что такое человек. В основе либретто к опере Наймана — одноимённая глава из книги, повествующая о профессоре П., который не различает объектов и пытается сохранить душевное равновесие с помощью музыки.

Театр

Сегодня в театре «Глобус» — премьера спектакля «Торжество любви», который поставил главный режиссёр красноярского ТЮЗа, любимец российской театральной критики Роман Феодори. «Торжество любви» — комедия Пьера Мариво, действие которой разворачивается в древней Спарте, где цари и философы комплексно решают политические и любовные вопросы. В своей постановке Феодори обещает разобраться с тем, что произошло с человеческим пониманием любви за последние триста лет. Для постановки приглашены художник Даниил Ахмедов и хореограф Наталья Шурганова из Москвы, а брехтовские зонги на основе поэзии эпохи Просвещения для спектакля написаны композитором Ольгой Шайдуллиной. Кстати, красноярский спектакль Романа Феодори «Снежная королева» номинирован в этом году на «Золотую маску» и будет показан в Новосибирске в мае.

«Пер Гюнт»

12 марта состоится очередной показ «Пера Гюнта», громкой премьеры Антонио Лателлы в «Старом доме». К сожалению, обнажение главного героя в первые десять минут спектакля настолько застило глаза первым гостям и журналистам, посмотревшим премьеру, что многие потенциальные зрители так до сих пор и не знают, что спектакль содержит ещё три с половиной часа театрального пиршества. Итальянская постановочная группа создала на сцене фантастический мир, в котором скандинавское хладнокровие топится средиземноморским юмором, время закручивается в спираль, костюмы напоминают возмутительный показ высокой моды, Григ звучит в рок-обработке Apocalyptica, а актёры бьются об стены, как будто играют последний раз в жизни. Рецензию Риты Логиновой вы сможете прочитать на «Сибурбии» в понедельник.

А пока просто поверьте, что это отличный спектакль, один из самых крутых, как минимум, в этом театральном сезоне, и его обязательно нужно посмотреть.

Только не поддавайтесь на стереотипные провокация типа «ого, четыре часа!» или «да ну, там голый мужик…». Театр — это не поездка в общественном транспорте. Вы же и сами прекрасно знаете.

Разговоры

10 марта в сайнс-кафе «Эврика» будут говорить об изменениях климата с древнейших времён до наших дней. Лекция Ильи Любечанского называется «Climate Change: кто виноват и что делать» и содержит, кроме главных, такие вопросы: Что в климатологии называют «хоккейной клюшкой»? Полезен ли Киотский протокол? Отчего попугаи заселили Европу? Что бывает, когда углекислый газ закачивают в старые скважины? Была ли Гренландия во время малого ледникового периода «Зелёной землёй»? Почему при углеродной датировке возраста ныне живущих организмов легко ошибиться на пару столетий? Илья Любечанский — биолог, сотрудник Института систематики и экологии животных СО РАН, автор и соавтор более 70 печатных работ, а также участник и организатор экспедиций — от Турции до Камчатки, от Ямала до Индии. С такой географией путешествий и пристальным интересом к жизни жужелиц Илья Игоревич явно знает о климате больше, чем мы с вами.


Читать также:


«Оскар» как предчувствие
Анна Груздева критически оглядывает финалистов «Оскара» и делает свои ставки на то, кому в какой номинации достанется вожделенная золотая статуэтка. Церемония вручения премии состоялась 2 марта, узнайте сбылись ли прогнозы.


Двенадцать друзей «Оскара»
Давайте заодно вспомним, кто, что и почему претендовал на прошлогодний «Оскар».


Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2024 Все права защищены

.