Текст: Настя Захарова
Фото: Лена Франц
Принято считать, что снежная зима длиной в полгода и низкие температуры — участь и гордость России, а особенно Сибири, и это уникальное положение оправдывает многие недостатки городской жизни. Снег создаёт трудности для транспортной сферы и ЖКХ, причиняет неудобства жителям, и часто долгая зима позиционируется как одна из причин переезда из Сибири в более тёплые места. То, что аргумент «а у нас зима длинная!» не работает, когда речь идёт об улучшении инфраструктуры, со всей очевидностью подтвердилось на сессии Международного конгресса «Развитие снежных территорий», посвящённой городскому планированию, архитектуре и транспорту в снежных городах.
— Новосибирцы знают, что снег и транспорт — проблемная тема, и каждый, кто сегодня вообще вышел из дома, уже может считать себя экспертом по вопросам транспорта в снежных городах, — начал сессию модератор Константин Пономарёв, референт Филиала Фонда имени Фридриха Эберта в РФ. — Поэтому мы и пригласили поделиться опытом экспертов, которые могут говорить о транспортной системе в снежных городах с профессиональной точки зрения.
Велосипед не враг
В Хельсинки 50% трафика составляет общественный транспорт. На местных дорогах можно встретить несколько выделенных полос: для автомобилей, трамваев, автобусов. Развитие системы комфортных зон для велосипедистов и пешеходов сейчас — приоритетная задача города.
— Пешеходные зоны и зоны для велотранспорта у нас сейчас объединены, и с этим связано несколько проблем, — говорит Марек Салермо, инженер Транспортного отдела при управлении городского планирования муниципалитета Хельсинки, занимающийся темой менеджмента устойчивой мобильности.
В столице Финляндии стараются строить велодорожки логично и располагать их на центральных улицах, ведь именно там находятся магазины и центры услуг. По словам Марека, финны ориентируются на опыт других стран: «В вопросе создания велоинфраструктуры очень важно продвижение. Наши политики очень любят эту тему. Дания, Швеция, Германия и мы должны этим заниматься. Это коснётся и вас, но, конечно, сначала Москвы, а потом пойдёт дальше».
Другой финский город — Оулу — мировая столица зимнего велоспорта, где 22% населения круглый год пользуется двухколёсным транспортом. На 200 000 населения здесь более 200 километров велодорожек. Средняя температура зимой — -14. На дорогах Оулу есть отдельные белая и зелёная зоны (для пешеходов и велосипедистов) и специальные места, чтобы отбрасывать туда снег. Ещё в городе построено 150 подземных и надземных переходов, чтобы всем было удобно передвигаться.
— У нас влажный климат и довольно ветрено. Чтобы прилететь сюда, я ехал на велосипеде 24 километра от дома до аэропрорта в -17, а когда я поеду обратно, будет -26, — говорит Пекка Тахкола, консультирующий город Оулу по вопросам инфраструктуры. — Наши погодные условия очень похожи на новосибирские.
Секрет Оулу в том, что власти вовремя поняли: городу нужны разные виды дорожного движения — и сделали на это ставку. Здесь активно поддерживают сеть велосипедного сообщения, велодорожки расчищают даже раньше автомобильных дорог — в 7 утра и в 4 часа дня. В среднем, каждый год в Оулу появляется 17 километров новых велотрасс: уже сейчас это одна из самых длинных велосетей в Европе.
— Даже при суровых погодных условиях велосипедный спорт полезен. А ещё это выгодно. Нужно донести это до муниципалитетов, чтобы они выделяли больше средств на развитие и поддержание системы, — продолжает Пекка Тахкола. — Всё должно быть для горожан: и промоакции, и велопарковки, и мобильные приложения, где они могли бы
прокладывать маршруты для прогулок и давать обратную связь муниципалитетам.
Мы думали, что велосипеды и общественный транспорт — враги, но это не так.
Сначала троллейбусы
Об особенностях функционирования транспортной системы в зимнее время в Сибири рассказал начальник управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска Александр Лаврентьев. Он сделал акцент на основных задачах, стоящих перед городскими властями: подготовка транспорта и баз ко всем ситуациям, которые могут создать осадки и низкие температуры, и содержание улично-дорожной системы.
— Когда улицы и остановки заснежены, это сводит на нет работу всех транспортников. Мы чётко понимаем, что от готовности баз к зиме зависят утренние выходы транспорта на рейсы, — объяснил Александр Лаврентьев. — Нам нельзя сорвать работу всего города.
Лаврентьев заметил, что вложение средств в велодорожки — это хорошо, но для Новосибирска зимой актуальнее покупать новый общественный транспорт. Например, за последний год город приобрёл двадцать один троллейбус (два из которых с улучшенной системой обогрева), два трамвая и девять маршрутных такси.
А ещё в городе запущена интерактивная карта, по которой в онлайн-режиме новосибирцы могут отследить движение транспорта.
— Когда мы говорим об устойчивой мобильности в городе, мы должны смотреть на систему транспорта целиком. Всегда возникает вопрос пространства, места, — заключил Марек Салермо. — У вас в Новосибирске достаточно широкие дороги, но вы говорите, что у вас нет места для велосипедистов. Мой датский коллега говорит: когда вы придумываете маршруты для велосипедов, думайте о маршрутах автомобилей. Это работает во все стороны.
Читать также:
Пекка Тахкола: «Велосипеды — наше метро»
Пекка Тахкола, консультирующий финский город Оулу по вопросам развития велосипедной инфраструктуры, рассказал «Сибурбии», почему зимнее велодвижение — это реальность даже для города с длинной снежной зимой.
«Город обязан создавать альтернативу»
В одних сибирских городах власти уже включают в план велодорожки и парковки, в других — не скрывают, что думать о велосипедистах не собираются ещё лет тридцать. Почему Сибирь никак не усвоит европейский велоцентризм и возможен ли он здесь? Интервью с архитектором Антоном Шаталовым.
Городские байки
По просьбе «Сибурбии» велосипедисты из Красноярска, Новосибирска и Томска проехали свой обычный маршрут по городу и рассказали, с какими проблемами им пришлось встретиться на пути.
Колесо-обозрение
Велосипед — не только средство передвижения и спортивный снаряд, но ещё и художественная метафора, философский образ и друг человека. Анна Груздева посмотрела целую кучу фильмов, где велосипед играет важную роль, и выбрала самые интересные.