А снег не знал и падал

Текст: Настя Захарова
Фото: Лена Франц

Принято считать, что снежная зима длиной в полгода и низкие температуры — участь и гордость России, а особенно Сибири, и это уникальное положение оправдывает многие недостатки городской жизни. Снег создаёт трудности для транспортной сферы и ЖКХ, причиняет неудобства жителям, и часто долгая зима позиционируется как одна из причин переезда из Сибири в более тёплые места. То, что аргумент «а у нас зима длинная!» не работает, когда речь идёт об улучшении инфраструктуры, со всей очевидностью подтвердилось на сессии Международного конгресса «Развитие снежных территорий», посвящённой городскому планированию, архитектуре и транспорту в снежных городах.

Международный конгресс «Развитие снежных территорий», на котором состоялась сессия «Городское планирование, архитектура и транспорт в снежных городах», проходил в рамках проекта «Снежный сезон» 15-17 января в МВК «Новосибирск Экспоцентр».

— Новосибирцы знают, что снег и транспорт — проблемная тема, и каждый, кто сегодня вообще вышел из дома, уже может считать себя экспертом по вопросам транспорта в снежных городах, — начал сессию модератор Константин Пономарёв, референт Филиала Фонда имени Фридриха Эберта в РФ. — Поэтому мы и пригласили поделиться опытом экспертов, которые могут говорить о транспортной системе в снежных городах с профессиональной точки зрения.

Велосипед не враг

В Хельсинки 50% трафика составляет общественный транспорт. На местных дорогах можно встретить несколько выделенных полос: для автомобилей, трамваев, автобусов. Развитие системы комфортных зон для велосипедистов и пешеходов сейчас — приоритетная задача города.

— Пешеходные зоны и зоны для велотранспорта у нас сейчас объединены, и с этим связано несколько проблем, — говорит Марек Салермо, инженер Транспортного отдела при управлении городского планирования муниципалитета Хельсинки, занимающийся темой менеджмента устойчивой мобильности.

«Всегда велик риск, что если разрешить велосипедистам ездить по тротуарам, то пешеходам это не очень понравится: они расценивают людей на велосипедах практически как террористов».

В столице Финляндии стараются строить велодорожки логично и располагать их на центральных улицах, ведь именно там находятся магазины и центры услуг. По словам Марека, финны ориентируются на опыт других стран: «В вопросе создания велоинфраструктуры очень важно продвижение. Наши политики очень любят эту тему. Дания, Швеция, Германия и мы должны этим заниматься. Это коснётся и вас, но, конечно, сначала Москвы, а потом пойдёт дальше».

Другой финский город — Оулу — мировая столица зимнего велоспорта, где 22% населения круглый год пользуется двухколёсным транспортом. На 200 000 населения здесь более 200 километров велодорожек. Средняя температура зимой — -14. На дорогах Оулу есть отдельные белая и зелёная зоны (для пешеходов и велосипедистов) и специальные места, чтобы отбрасывать туда снег. Ещё в городе построено 150 подземных и надземных переходов, чтобы всем было удобно передвигаться.

— У нас влажный климат и довольно ветрено. Чтобы прилететь сюда, я ехал на велосипеде 24 километра от дома до аэропрорта в -17, а когда я поеду обратно, будет -26, — говорит Пекка Тахкола, консультирующий город Оулу по вопросам инфраструктуры. — Наши погодные условия очень похожи на новосибирские.

«Три дня плохой погоды могут заставить тысячи людей пересесть на машины, и вернуть их зимой обратно будет сложно. За это время город может потерять 157 тысяч евро потенциальной выгоды. На это можно было бы нанять больше медсестёр в наши больницы. Не говоря уже о том, что велосипеды — это экологичнее и более красиво».
Мэр Северобайкальска Сергей Рыбальченко высказал предположение, что, скорее всего, жителям финских городов действительно выгоднее пользоваться велосипедами, ведь финские эксперты не озвучили тарифы на проезд в местном общественном транспорте. Для сравнения, если билет на автобус в Сибири в среднем стоит 17–25 рублей, то одна поездка на автобусе в Оулу обойдётся больше, чем в 3 евро, то есть примерно в 150 рублей.

Секрет Оулу в том, что власти вовремя поняли: городу нужны разные виды дорожного движения — и сделали на это ставку. Здесь активно поддерживают сеть велосипедного сообщения, велодорожки расчищают даже раньше автомобильных дорог — в 7 утра и в 4 часа дня. В среднем, каждый год в Оулу появляется 17 километров новых велотрасс: уже сейчас это одна из самых длинных велосетей в Европе.

— Даже при суровых погодных условиях велосипедный спорт полезен. А ещё это выгодно. Нужно донести это до муниципалитетов, чтобы они выделяли больше средств на развитие и поддержание системы, — продолжает Пекка Тахкола. — Всё должно быть для горожан: и промоакции, и велопарковки, и мобильные приложения, где они могли бы
прокладывать маршруты для прогулок и давать обратную связь муниципалитетам.
Мы думали, что велосипеды и общественный транспорт — враги, но это не так.

Сначала троллейбусы

Об особенностях функционирования транспортной системы в зимнее время в Сибири рассказал начальник управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска Александр Лаврентьев. Он сделал акцент на основных задачах, стоящих перед городскими властями: подготовка транспорта и баз ко всем ситуациям, которые могут создать осадки и низкие температуры, и содержание улично-дорожной системы.

— Когда улицы и остановки заснежены, это сводит на нет работу всех транспортников. Мы чётко понимаем, что от готовности баз к зиме зависят утренние выходы транспорта на рейсы, — объяснил Александр Лаврентьев. — Нам нельзя сорвать работу всего города.

Лаврентьев заметил, что вложение средств в велодорожки — это хорошо, но для Новосибирска зимой актуальнее покупать новый общественный транспорт. Например, за последний год город приобрёл двадцать один троллейбус (два из которых с улучшенной системой обогрева), два трамвая и девять маршрутных такси.

В 2013 году в Новосибирске с одного только Красного проспекта было убрано 278 парковочных мест в пользу общественного транспорта. Выделенные полосы позволили повысить общую скорость транспорта на 5,5%, а количество ДТП сократить на 50%.

А ещё в городе запущена интерактивная карта, по которой в онлайн-режиме новосибирцы могут отследить движение транспорта.

— Когда мы говорим об устойчивой мобильности в городе, мы должны смотреть на систему транспорта целиком. Всегда возникает вопрос пространства, места, — заключил Марек Салермо. — У вас в Новосибирске достаточно широкие дороги, но вы говорите, что у вас нет места для велосипедистов. Мой датский коллега говорит: когда вы придумываете маршруты для велосипедов, думайте о маршрутах автомобилей. Это работает во все стороны.


Читать также:


Пекка Тахкола: «Велосипеды — наше метро»
Пекка Тахкола, консультирующий финский город Оулу по вопросам развития велосипедной инфраструктуры, рассказал «Сибурбии», почему зимнее велодвижение — это реальность даже для города с длинной снежной зимой.


«Город обязан создавать альтернативу»
В одних сибирских городах власти уже включают в план велодорожки и парковки, в других — не скрывают, что думать о велосипедистах не собираются ещё лет тридцать. Почему Сибирь никак не усвоит европейский велоцентризм и возможен ли он здесь? Интервью с архитектором Антоном Шаталовым.


Городские байки
По просьбе «Сибурбии» велосипедисты из Красноярска, Новосибирска и Томска проехали свой обычный маршрут по городу и рассказали, с какими проблемами им пришлось встретиться на пути.


Колесо-обозрение
Велосипед — не только средство передвижения и спортивный снаряд, но ещё и художественная метафора, философский образ и друг человека. Анна Груздева посмотрела целую кучу фильмов, где велосипед играет важную роль, и выбрала самые интересные.


Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2019 Все права защищены

.