Дворцовый переворот

Текст: Мария Бурова
Фото: Анна Груздева, Елена Ткачёва

Если Советский союз как система развалился ещё в прошлом веке, то его культурное наследие, материально выраженное в том числе в дворцах культуры, продолжает существовать до сих пор. Некоторые из них стройными рядами, но всё же настороженно шагнули в российское настоящее, другие — нацелились сразу на будущее, оставив социалистическое прошлое лишь в элементах интерьера.

Российская дворцовая действительность, а вместе с ней и сибирская, представлена весьма пёстро: деление идёт по принадлежности к тому или иному ведомству, по масштабу территории и зрительного зала, по числу посетителей, клубных формирований и прочим формальным параметрам. Главным же критерием деления, по которому можно понять саму суть дворца, стало его отношение к советским корням.

Во многих ДК корни виднеются ещё на входе: фасады зданий украшают космонавты, звёзды горят то на лестничных пролётах, то на массивных колоннах, а встречает всех сидящий здесь с незапамятных времён вахтёр. В двери отремонтированных на старый лад учреждений часто забегают мамочки с детьми, суетливо шаркают подошвами пенсионеры, а вот молодёжь заходит редко. Понять, что ты всё же прибыл сюда не на машине времени, помогает евроремонт, да и то не везде.

Городской Дворец Культуры

Городской Дворец Культуры

Городской Дворец Культуры

Городской Дворец Культуры

Городской Дворец Культуры

Городской Дворец Культуры

Как любое масштабное строение дворец культуры имеет свою, одну на всех, миссию, представленную на сайте ответственных за него государственных органов. Она звучит так: «определить и заполнить собственный сегмент регионального, российского и мирового культурного пространства смыслами, знаками и символами».

Ознакомиться с предлагаемыми смыслами и знаками можно по ходу движения: с коридорных афиш на нас глядят счастливые лица в кокошниках и полуобнажёные девчачьи группы.

Вдоль коридора виднеется бесконечное число дверей, за каждой из которых идёт активная работа: дети с родителями хлопают в ладоши под балалайку, подростки идут в игрушечный бой друг на друга, а бабушки бодро потягиваются то влево, то вправо.

— Главное для нас — это просвещение каждого к нам пришедшего, — объясняет заместитель директора по творческой работе Красноярского городского Дворца культуры Лада Викторовна Богряцова. — И участник, и зритель творческого процесса должен вынести для себя некое воспитательное зерно.

Каменка

Каменка

Каменка

Каменка

Каменка

Каменка

Каменка

Каменка

Методы просвещения передаются здесь из поколения в поколение и не меняются десятилетиями. Если в одном дворце поют хором — поют и в другом, если в одном вышивают крестиком — вышивают и в другом, танец живота здесь — танец живота там. Сроки выполнения культурного плана давно превысили положенные пять лет.

Плюс такой культурной системы видится существенный: люди старшего поколения, уже не являясь пионерами, но всё ещё храня определённые знания о родине, именуемой СССР, могут найти здесь занятия по душе, потому что душа у них с этим местом общая.

Но вот цели и задачи в данном случае реализуется совсем другие: мирового величия посетителям ДК не нужно и уж точно подавать знаки мировой общественности они не спешат. Нужна привычная тропа до места, которое не подведёт, не изменится, не удивит.

Кроме плюсов стабильности, есть и существенные минусы, которые заключаются в отсутствии интересной программы для загадочного креативного класса, включающего в себя фотографов, блогеров, художников, музыкантов и всех тех, кто множит вокруг себя культуру. Большинство ДК, сами того и желая, приютили под своей крышей детей и их бабушек с дедушками, оставив за бортом остальных, готовых ставить лайки за хорошую работу, рекомендовать друзьям, добавлять в избранное и, кстати, платить за вход.

Необходимость во дворцах нового типа — как в местах более масштабного просвещения — появилась давно и сохраняется до сих пор. На каждый из далёких от столицы российских городов в лучшем случае приходится один дворец, один культурный центр и ещё несколько музеев (и то если в вашем городе посчастливилось пожить Ленину или порисовать Сурикову). За опытом культурной перестройки приходится обращаться к столицам и другим странам.

Городской Дворец Культуры

Городской Дворец Культуры

Городской Дворец Культуры

Городской Дворец Культуры

Городской Дворец Культуры

Городской Дворец Культуры

Городской Дворец Культуры

Городской Дворец Культуры

Городской Дворец Культуры

Городской Дворец Культуры

Интересно, что в большинстве своём именно ДК как культурные мамонты (будь они хоть московские, хоть питерские) представляют стандартный набор развлечений: начиная с лекции под названием «Мужчина и женщина. Будущее и прошлое. Победы и потери» и заканчивая творческой встречей с детским композитором Григорием Гладковым. В по-настоящему культурные места сейчас намного охотнее преобразуются здания заводов, городских парков и целых островов, проветрить же от духа прошлого дворцы — задача, решение которой затягивается на годы.

Большинство знакомых автора данного текста из разных городов страны, отвечая на вопрос «Как у вас живут местные ДК?», впадали в уныние, вспоминая недавние ярмарки меха и мёда.

Точкой отсчёта в новейшей истории сибирских дворцов культуры можно считать «Международный канский видеофестиваль», который ежегодно, начиная с 2002-го, собирает под крышей хоть и не дворца, а Дома культуры сотни людей, готовых посмотреть на творения современных режиссёров, художников и фотографов. И пусть ГДК все остальные 358 дней работает в привычном ярмарочно-концертном режиме, неделю в году он является канским Домом современного искусства, которое местные жители уже не обходят стороной, хотя всё еще не досиживают до конца выступлений.

Ещё одним положительным примером стал Красноярский краевой Дворец молодёжи, где в этом году заработало большое культурное пространство, получившее в момент мозгового штурма имя «Каменка» (в честь речки, которая течёт прямо под зданием). Революционный дух, свойственный этому пространству, коснулся даже вахтёра, который теперь сидит на reception и культурной программы, которая висит в интернете.

Каменка

Каменка

Каменка

Каменка

Каменка

Каменка

Каменка

Каменка

— Условно мы поделили здание на два полушария: в правом — креативные индустрии, в левом — мануфактуры, — рассказывает куратор проекта Анна Новикова. — Компании, переехавшие в наши апартаменты, не просто арендаторы: они делают здесь свой бизнес, обучают других, организуют фестивали, балы и тому подобное. Таким образом, мы развиваем всю «Каменку» в целом и каждый себя в отдельности.

Именно этот ДК стал местом встреч тех, кого ещё недавно водили сюда за ручку: теперь они сами добровольно ходят на местную кинолужайку и дегустации блюд ресторанного дня, на чтение стихов, выставки и лекции современных деятелей всего.

Найдутся и события всё для тех же детей: на территории парка — карусели, внутри — праздник маленьких паровозиков, чтение и слушание сказок. А совсем недавно «Каменка» открыла свои двери как специальная площадка X Красноярской музейной биеннале: посетители смогли увидеть проект художников из Екатеринбурга под названием «Уличная грязь».

Недостатков у этого места, опять же, несколько: его относительная отдалённость от центра города (при позднем начале события выбраться оттуда на автобусе будет проблематично) и свойственная первооткрывателям замкнутость, которая выражается в небольшом количестве событий. Пока организаторы пространства больше наблюдают за остальными, чем оставляют в истории свой собственный культурный след, но нужно сделать скидку на возраст — дворцу новой формации ещё и года нет.


Читать также:


Слава PTRK, Владимир Абих: «Мы просто хотели бы сделать хоть что-то, что в наших силах»
Уличные художники из Екатеринбурга приехали на Красноярскую биеннале со своим проектом «Уличная грязь», который посвящён бездомным и тому, как относятся к ним горожане. «Сибурбия» публикует интервью с дуэтом PTRK-Абих и истории красноярских героев художественного проекта.


2 комментариев к статьеДобавить
  1. Лолшто?
    «свойственная первооткрывателям замкнутость, которая выражается в небольшом количестве событий» — ну что то тут вы загнули. Достаточно посмотреть расписание Каменки и станет поянтно что интересные мероприятия происходят каждый день.
    Мы не идём по «стандартному пути ДК» с ежедневными шаблонными занятиями и мастерклассами. Уж извините.

  2. «Большинство знакомых автора данного текста из разных городов страны, отвечая на вопрос «Как у вас живут местные ДК?», впадали в уныние, вспоминая недавние ярмарки меха и мёда» — жаль, вы меня не спросили. Я работаю в ДК Краснообска. Я бы ответила далеко не уныло. Хотя постебалась бы о зарплате и о тесноте — не хватает вместить всех желающих. А так все прекрасно. Настоящий дом КУЛЬТУРЫ.

Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2018 Все права защищены

.