Город-огород и улица-околоток


Евгений Антропов
куратор Центра устной истории
Музея города Новосибирска

Если спросить среднестатистического новосибирца, в каком поколении его семья осела в городе, скорее всего, он назовет второе-третье, а на вопрос, откуда предки родом, он ответит: «Из села». Я и сам, если что, из них. А вы?
 
 


О природе сибирского горожанина

Неудивительно, что долговременными навыками подлинно городского образа жизни обладает меньшая часть горожан. Такие навыки предполагают максимальное использование предоставляемых городом возможностей в виде сервиса, культуры и коммуникации в самом широком смысле этих слов.

Это совершенно типично для Новосибирска, в течение века разраставшегося на месте традиционной сельской среды и постоянно вбиравшего в себя новые и новые потоки переселенцев из российских и сибирских сел. Это началось при строительстве железной дороги, продолжилось во время индустриализации и войны, стало нормой с началом политики ликвидации неперспективных сел, а затем и падением общего уровня благосостояния регионов.

Сегодня находящиеся в зоне часовой доступности сельские районы области можно назвать условно спальными районами мегаполиса.

Сегодня находящиеся в зоне часовой доступности сельские районы области можно назвать условно спальными районами мегаполиса – их жители работают в городской сфере сервиса и торговли. В том числе именно поэтому реальная численность жителей города на четверть больше, чем фиксирует перепись. Бесполезно оценивать эту характеристику как негативную или позитивную, лучше попытаться ее понять.

О настоящих людях

Отчасти феномен города-огорода и улицы-околотка – это непреодолимый характер транзитного центра и логики его планировочной структуры, отчасти – наследие советской модернизации и катастрофы переходного времени. Наконец, это универсальная примета новейшего времени. Новосибирск обязательно станет настоящим городом, имеющим индивидуальное лицо, яркие традиции и укорененное сообщество, только несколько позже. Когда именно – судите сами.

3

4

6

7

8

9

11


Помните мифологические сюжеты нашего города? Они основаны, как правило, либо на сюжетах индустриальной культуры, либо на легендарных биографиях предков. Последние относятся к традиционным мифам, где в качестве действующих лиц выступают также боги и культурные герои. Родословные сибирских горожан имеют такую богатую географию перемещений и хитросплетений исторических судеб, что не приходится удивляться живости и практичности дедовских преданий.

Легендарные истории новосибирцев, передаваемые из поколения в поколение, повествуют о предках, имевших дворянские звания, купцах с международными связями, гениальных врачах, основателях поселений (которые называли в их честь), лично беседовавших с царями и полководцами и доживавших до 100 лет. Семейные предания рассказывают о могучих прадедах, убивавших лошадь ударом кулака, и прабабках, рожавших по 15 детей, «не чета нынешнему поколению».

О городской изнанке

Сегодня в городе запросто коммуницируют представители динамичной деловой культуры, стихии молодежных и профессиональных субкультур и неизбывного сельского мира. В обыденной жизни противостояние урбанизации проходит не только по фронту городской черты, но и прямо во дворах городских кварталов – в виде развевающихся простыней и выбиваемых ковров, самодеятельного декора клумб и подъездов, придомовых огородов и погребов. Общественная и политическая коллективная активность пожилого населения, отчасти, также имеет природу, близкую мировым сходам.

Затруднение с поиском нужного адреса может привести к панике и объясняться глубоко традиционным представлением «леший водит».

Стратегии сельского образа жизни могут одновременно помогать как ориентироваться в пространстве, так и путаться в лабиринте городских джунглей. Затруднение с поиском нужного адреса в порой действительно запутанной топографии городских улиц может привести к панике и объясняться глубоко традиционным представлением «леший водит». В этой ситуации сказочные персонажи оказываются безоговорочно сильнее электронных справочников и скудного опыта упорядочения хаоса городской застройки. Тогда остается лишь одна надежда – на «добрых людей», знающих верный путь.

В заключение – главное. Город строится и формируется коллективно, он не может быть похожим на другой и соответствовать неким стандартам. «Сельская» ностальгия Новосибирска – лишь один из штрихов индивидуальности города, непарадного портрета, писанного с натуры. Сегодня негородская романтика молодого сибирского города постепенно уходит в прошлое, и в ней есть много прекрасного, требующего не только сохранения, но и воспроизводства.

Текст: Евгений Антропов
Фото: Александр Бендюков

Читать также:


Пересказываю — значит, существую
«Легендарная» история Новосибирска насчитывает чуть более столетия, и большая ее часть родилась в советском культурном поле. Однако город не так понятен и прост, как может показаться.


6 комментариев к статьеДобавить
  1. Слышала сегодня разговор двух женщин, ждущих детей с тренировки (что само по себе, конечно, «городской» тип деятельности):
    «Одна: — Мы всегда на даче cо всеми соседями вместе собираемся, отмечаем… Ну, начало сезона отмечаем, конец сезона. Все собираемся, столы составляем, кто что приносит с собой… Дружно живем.
    Другая: — Ой, а мы не так… Общаемся тоже, но так чтобы вместе, не собираемся.
    Первая: — А мы собираемся обязательно. Вот в этом году недавно конец сезона отмечали, только сели, пятнадцать минут прошло, а уже пять бутылок водки пустых под столом, представляете? Так много народу собралось..»

    Праздник окончания жатвы на новосибирских дачах в 2011 г. :) Так-то, казалось бы, сиди себе в домике, спутниковое телевидение смотри, а нет, обычай пока актуальнее.

  2. Действительно, интересно было узнать не только откуда приехали в Новосибирск уважаемые читатели Сибурбии, но и как их старшие родственники «сживались» с городским образом жизни, столь отличным от деревенского?
    Я сама первая из семьи, кто родился и вырос в Новосибирске. Маму маленькой перевезли в Нск из Убинского района, и больше всего в городе ее сначала поразил асфальт и отражающиеся в нем после дождя синие железнодорожные огни.
    В детстве моей обязанностью было развешивать белье на веревке после стирки. Бабушка всякий раз рассказывала, что в деревне всегда строго смотрят, какая хозяйка как вешает белье, и вообще что постирали — ни сколько, кажется, не считаясь при этом, с тем что мы в отдельной квартире, ни у кого не на виду.
    Прабабушка, приехавшая в Новосибирск тогда же в начале 1960-х, вместе с остальной семьей, упорнее всех сопротивлялась городским обычаям жизни. В квартире, мучая всех, она заводила то поросенка, то кур. До самого конца жизни кормила голубей — замачивала им на воде тюрю из хлебных горбушек, как домашним птицам. Любые красивые безделушки (открытки, яркие книжки, салфетки) из дома и даже с помойки несла продавать на народную барахолку, вроде тех, что раньше действовали рядом с официальными рынками, да и сейчас собираются по выходным, например, в Березовой роще.

  3. О, как раз вчера поражалась жильцам «элитного» дома на Ипподромской, которые умудрились вывесить над магистралью свои простынки и труселя.
    А на остановке у нас эсквайры непросыхающие заседают — красота, мегаполис.

  4. очень неаккуратное обращение с терминами и цифрами может кого-то развлекает, но не может быть осмысленной публицистики с таким подходом.
    Информация о поколениях новосибирцев (кто в каком живет здесь) собирается регулярно, и что важнее — откуда приехали предки — тоже.
    Любопытно, откуда взялась сама мысль о том что развешанное белье, выбиваемые ковры и декор клумбы — это противостояние урбанизации.
    И, наконец, в зоне часовой, да и двухчасовой доступности вокруг Новосибирска проживает от силы 10% по отношению к переписной численности населения города. Даже если представить себе полностью обезлюдевшие днем Бердск, Обь и Марусино (что конечно не так) — все равно, размашистость в оценках — неряшливая и отталкивающая.

  5. to Ulloi_nsk буду признателен за наводку об информации о поколенной динамике и местах исхода, хотя, к сожалению, вряд ли она существует. О компонентах численного баланса — оговорка «в том числе» сделана именно для того, чтобы оставить за рамками требующие пояснения другие источники — нелегальную миграцию, транзитных туристов, статистические погрешности и др. В остальном — большое спасибо за отклик

3 total pingbacks on this post
Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2021 Все права защищены

.