Текст: Елена Макеенко, Анастасия Захарова
Фото: Лена Франц
По фильмам, снятым о городе, больше всего можно сказать о самих снимающих. Как режиссёры, операторы и монтажёры городских «промо» видят объект своего наблюдения, как рассказывают о нём зрителям и что в итоге становится ясно с годами? Мы устроили просмотр видео о Новосибирске в кофейне, не давая нашим комментаторам особых установок и надеясь, что в потоке речи родятся свежие мысли об имидже и самоидентификации, которые принято обсуждать, только имея большой бюджет. Итак, перед вами семь очень разных видео, снятых профессиональными студиями и неизвестными героями, и наши саркастичные эксперты — Наталья Лопатина (Новосибирск) и Екатерина Стромова (Барнуал-Новосибирск)
Стромова: Я тут недавно поняла, за что я так сильно люблю Новосибирск. Ну, то есть я просто наконец-то это сформулировала: этот город ни к чему тебя не принуждает. Он вообще не требует, чтобы ты его любил.
«Город, где я»
Стромова: Они так говорят «Прашкевич живёт в Академгородке», как будто это что-то хорошее!
Лопатина: Мне надо выпить.
Л: Архитектурные достропримечательности им в глаза не бросаются! Что им тогда бросается? Архитектор Ложкин? Это уже «Пермь, где я».
Л: Лилигр ещё не родился, старый фильм. И не стал символом стодвадцатилетия Новосибирска.
Л: Удивительно, как можно одной, в общем даже симпатичной, бабёнкой испортить документальный фильм. Господа, вы звери.
С: Может, тебя этот терракотовый абажур смущает?
Л: Кстати, по-моему она и переехала из этого города, безумно любит она его.
Л: Какого года фильм? Почему Алик и Казаринов такие молодые, как никогда? Года три всего?
С: Прекрасный фильм, мне очень нравится.
Л: Ты не смотрела его? Вот Фалетёнок с Каргополовым.
С: Короче, я никак не могу понять: откуда этот комплекс, почему территория должна с чем-то ассоциироваться? «Главное в городе — это люди». Да ну, что вообще за бред. То, что Новосибирск вообще ни к чему не обязывает — это вообще правда. Ну я могу опять же только по слухам говорить. Это не Питер там, который требует от тебя определенного уровня интеллигентности, чтобы ты ему соответствовал. Здесь все себя превосходно чувствуют.
Л: Мы про один и тот же Питер говорим?
С: Речь вообще не об этом. Почему у города должен быть свой облик, ну с х*я ли загуляли? Тут всё прекрасно, пробки меня только смущают, а так всё нормально. Жить можно.
Л: Про это [в фильме] сказали полтора человека, что у них не складывается образ или ещё что-то.
С: Здрасьте, а Н.Рейтер? Н.Рейтер не затыкался: как, откуда, где наши корни, с чем нам себя идентифицировать. Боже ты мой, сколько наработаешь — с тем себя и идентифицируй! Лениться просто не надо.
Л: Шрифт плохой. Хочется хотя бы запомнить некоторых людей в лицо, чтобы в случае чего, ну… узнать их или найти их и сказать, что они, в общем-то, неправы. А ты не можешь прочитать фамилию, потому что очень неразборчиво это всё.
С: Возможно, расстройство из-за того, что, как вот Кортнев сказал: «У меня вот нет образа города». Что это подразумевает? Что неважно в каком состоянии ты в него припрёшься, должен быть уже некий бэкграунд. Неважно, в каком ты будешь настроении, всё равно город тебе какой-то импульс даст. Новосибирск этого и требует: практики совершенно осознанного бытия. Как ты хочешь, так и будет. Хочешь быть постоянно на «синей волне» — пожалуйста, миллион пабов, калдырь, не останавливаясь; хочешь работать — здесь тоже есть действительно очень много возможностей, будешь работать рано или поздно — говорю как человек, который два с половиной года не мог найти работу, а потом внезапно её нашёл и счастлив от этого совершенно.
При всём при этом меня больше всего парит то, что в новосибирцах, во-первых, есть этот определённый уровень достоинства, серьёзно. Они не комплексуют, не переживают по поводу того, что ну вот да, мы такие молодые, да, такой город-трасса, ну да, транспортный узел. А всё равно, короче, я когда в 2001 году сюда приехала, офигела от того, что миллион людей здесь ходит просто в шортах. В Барнауле это появилось только сейчас. Прошло 12 лет, люди поняли, что когда жарко, ты не должен потеть, ты можешь ходить в шортах. Серьёзно, здесь люди умеют делать себе удобно. Кстати, я уже подумываю – посмотрела на барнаульцев, миллион людей в шортрах – может быть, вернуться? Может быть, это как бы тот уровень осознанного бытия, который мне и нужен?
«Город, где я» (2013)
Новосибирск. Город, где я. 2013
С: В пять минут уложились, смотри-ка. Как в твиттер написали вместо того, чтобы пост в жж тиснуть.
Л: Из первого фильма мы узнали, что Новосибирск большой и длинный, из второго — что он главный.
С: Это вообще какая-то совершенно импотентская хипстерня.
Л: Нет, ты говоришь это, потому что от тебя этого ждут.
С: На самом деле, я смотрю, и у меня такое ощущение, как будто человек рассказывает: «Ой, мы такие классные, всё так классно». Ну и какое это отношение имеет в принципе к пространству, если из него изъять такой компонент как субъект?
Л: Главное — люди.
С: Это недостаток первого фильма. С ним всё хорошо, то есть парень неплохой, только ссытся и глухой. Это вот прям про первое кино. Всё прекрасно.
«Поселок затон. г. Новосибирск»
Л: Боже, это Затон?
С: Дадада, прекрасное видео, пересматриваю его всегда. А в каждом городе Затон примерно так и выглядит, мне кажется.
Л: Слушайте, я была в Затоне, но это какой-то другой Затон.
Макеенко: Ну, вообще есть подозрение, что это не Новосибирск, но видео на Youtube известно как новосибирское.
С: Очень хорошо.
Л: А можно ещё раз?
С: Идеальная вообще вот … как слышится, так и пишется. Вообще прям совершество само.
Л: Ну, это, наверное, постановка, невозможно же вот так…
С: Невозможно, чтобы туловище вот так лежало красиво.
«Новосибирск-Экспоцентр — открывая Сибирь»
С: Короче, я ничего не могу понять, какие претензии к Новосибирску у вас, например? Вас тут плохо обучили, вас тут машина попыталась сбить, маньяк в лифте зарезать?
М: Почему тебе кажется, что у нас есть претензии к Новосибирску?
С: Я просто пытаюсь экстраполировать, почему люди…
М: По-моему, мы последние люди, которых ты должна в этом заподозрить.
С: Короче, у меня такое ощущение, что авторы… ну то есть там наверняка есть хотя бы один человек, который искренне верит в то, что ему надо оду какую-то сочинить Новосибирску. Все остальные, понятно, работают за деньги. Но они думают, что им за что-то нужно оправдываться.
Л: Ты опять додумываешь за людей то, чего они могут и не думать.
С: Народное достояние. Газпром.
Л: Во-во. Здесь хороший шрифт.
С: Про Барнаул сказали, ура!
Л: Смотрите, ещё Nokia на Архитектурной академии: очень грустное кино, историческое. А Лоскутов же нашёл её где-то в Москве. Не понимаю, почему он, как настоящий сибиряк, не привёз её и не вернул на родину, и не водрузил.
Л: Экспоцентр кому-то продать Новосибирск хочет, я так понимаю? Этот фильм мне понравился, хороший. Были бы деньги, завтра же купила бы Новосибирск себе лично.
С: Аналогично!
Л: Самый длиииинный метромост, огрооооомный оперный театр.
С: Самая длииииинная улица в Европе, самая большая сцена!
Л: Всё вертится, короче, вокруг Красного проспекта.
«Новосибирск. Для меня»
С: Приехал именно в Новосибирск, вот молодец какой.
Л: Это когда просто так приехал, а оказалось — метафизика.
С: Они на полном серьёзе это говорят? Крендель такой на скейтборде: «Я х*й его знает почему я тут остался, наверное, какая-то метафизика! Я вообще учиться сюда приехал». Ну то есть чуваку семнадцать, рвануть-то мог куда угодно! Я-то думал, что всё намного хуже будет, а в Новосибирске оказался.
Л: Я-то думал, что приехал учиться, а оказалось — метафизика. Из этого фильма мы пока поняли, что Новосибирск — город для приезжих. Приезжаешь откуда угодно — и сразу метафизика: твой город, всё сразу понял, куда идти дальше, что делать.
С: А что, востребованные куклы?
Л: Очень, очень крутой театр кукол в Новосибирске, почему об этом не говорят ни в одном фильме?
Л: А этот же чувак сам из «Студии Кино», да? Очень убедительно. И бабка с ипотечным кредитованием из театра «Глобус».
С: Вот это всё-таки самое хорошее про стартапы: «город-то не против».
Л: «Стартапы есть стартапы».
С: Короче, всё понятно с этим фильмом. Нормально делай — нормально будет. Слушай, это самая лучшая риторика на свете. Вот молодец всё-таки: вариантов съёма жилья несколько — либо дорого, но не совсем в центре, либо дёшево, но совсем на отшибе, красавец. Вы говно чем будете есть — вилкой или ложкой?
Л: Он не видел просто фильма про Затон.
С: Они с родителями сделали выбор в пользу собственной квартиры, молодцы какие.
Л: Это хороший фильм, но про ипотеку. Особенно мне понравилась артистка театра «Глобус» в роли неизвестной женщины и чувак из «Студии Кино» в роли неизвестного чувака.
С: Если коротко, всё плохо. С городом всё хорошо, а с людьми, которые снимают эти фильмы, всё плохо. У них изначально какой-то очень неверный посыл, он неправильный в целом.
Если бы просто подумали: у нас есть амбиции города, который был бы привлекателен не только для бизнеса и для людей, не знаю, из каких-то там резерваций, мы хотим сделать из него полноценный мегаполис, чего нам не хватает? Культуры. Давайте искусственно форсировать культуру.
М: Ну так ты пойми, что есть люди, которые решают вопросы, а есть люди, которые снимают кино.
С: У них тоже неверный посыл.
«Новосибирск. В клубе»
С: Нам сейчас расскажут, где лучшие тусовки? Наконец-то, три года живу в этом городе, не знаю, в какой клуб сходить.
С: Вот это было очень выразительно, вот эта вот рожа.
Л: Напоминает эту прекрасную рекламу: «Всё по клубам? А вот пожарные…»
С: Я на Северо-Чемском в два часа ночи коньяк нашла где купить.
Л: Троллейный. А что это за клуб такой и на Чемском, и на Троллейнном?
С: И на Первомайке.
С: «Верили, вставали, падали, снова поднимали…»
Л: Закадровый — это всё глаголы из фильма «Город, где я»?
С: Лучше бы взял прилагательные: огромный, длинный…
Л: Превосходно, мне этот фильм понравился даже гораздо больше, чем про Затон. Настоящий документалист никогда не вмешивается вот в это вот всё.
С: Очень хорошее видео, минута тридцать семь, а больше и не надо на самом деле.
Л: И стоп-кадры удачные.
С: Согласна, меня сразу привлёк.
Л: Да даже оторваться невозможно.
«Новосибирск, 1987»
С: О, это прекрасный фильм.
Л: Я его тоже не досмотрела, как и любой документальный фильм в моей жизни.
С: Двадцать минут, всё как мы любим.
Л: Если вы прилетели из Москвы — улетайте.
С: Если вы прилетели из Москвы — наши соболезнования.
С: А Гарин-Михайловский ещё и писатель?
Л: В первую очередь, а потом уже станция метро.
С: Это как Обинушка, которая символизирует ласковые воды реки.
Л: В 1987 году ещё другие прилагательные про Новосибирск использовали: короткий…
С: Вялый. Как тебе Новосибирск? Вялый.
Л: Жаль, когда мне было два года и вышел этот фильм, я не могла ещё гордиться городом так, как сейчас я им горжусь.
С: Мне было три, мне было насрать.
Л: Конечно, тебя же научили оставаться дома одной и включать телевизор! Я как будто передачу «Галилео» смотрю: я не пропускаю никогда эти выпуски, когда там показывают, как делают точилки, ещё что-нибудь, то есть все вот эти процессы, заводы, какое-то производство, вот что-то про олово. Мне даже кажется, что они кричат сейчас «Олово, олово!».
С: Непонятно, почему до сих пор не Оловосибирск?
Л: А ты когда-нибудь побывай на улице Оловозаводская. Ты, кстати, наверняка найдёшь там коньяк в два часа ночи. Ну, потому что просто будешь очень сильно искать его, как только попадёшь туда.
Л: Ты имеешь ввиду, что девочка на Укупника похожа?
С: Да, любая, какую не возьми. Да и мальчики, в общем-то, тоже.
Л: А, это мальчики. Наш город не всегда успевает позаботиться о своём внешнем виде. Архитектурные ансамбли у них тут складывались веками, а у нас тут точечная застройка. Херак, херак, херак — город-урод.
С: Ёлку, кстати, всегда ставили на площади Ленина, а потом стали в Центральном парке. Потому что зачем перекрывать. А теперь мы, видишь, снова зажили. А метро вот с 1987 года совсем не изменилось. Вот бы и нам так.
Л: Усы у всех в 1987 году. Короче, всё понятно — всё нормально. А сейчас нам расскажут опять про огромный театр.
С: Видео очень хорошее, все с усами, как может не нравиться. О, смотри, всех жирных выгнали из кадра.
Л: А ты говоришь — несексуально.
Читать также:
«Кабы я была столицей»
Эксперты считают, что Новосибирску нужна амбициозная мечта, чтобы стать одним из «глобальных городов». Но прежде, чем строить воздушные замки, неплохо бы решить давно назревшие проблемы.
Дикие и морозные
Дикий, необузданный и креативный — таков образ символического сибиряка, который пытаются создать авторы бренд-проекта I’m Siberian. Интервью с креативным директором проекта Владимиром Черепановым.
До царя далеко
В колонке из серии «Маркетинг места» Дмитрий Петров рассуждает об имидже Новосибирска и сибирском свободомыслии.