«В каждом мероприятии должна быть какая-то дичь»

Текст: Мария Бурова
Фото: группа «ВКонтакте» и сайт фестиваля «Зелёный».

Илья Сураев

Культура массовых городских мероприятий медленно, но верно отходит от формата карнавальных шествий по центральным улицам. Живые части дружной колонны перебираются с асфальта на траву, а полевые кухни сменяются фудкортами. Красноярцы всё чаще ходят в театр на крышу, смотрят кино на лужайке, и при любой погоде проводят несколько часов на огромном острове Татышев. Мы встретились с Ильёй Сураевым, идеологом красноярского фестиваля на траве «Зелёный», и выяснили, как наполнить короткое сибирское лето настоящими впечатлениями.


Справка: фестиваль «Зелёный» — это большой пикник на траве с интерактивными площадками на острове Татышев. Красноярцы собираются здесь, чтобы отдохнуть от суеты города, поиграть в гигантский «Твистер», посетить лекции, послушать живую музыку и сделать селфи в лабиринте из сена. Организатором и повсеместным поставщиком идей является красноярский телеканал «Прима». Фестиваль, стартовавший в 2010 году, за четыре года прирос аудиторией в пятьдесят тысяч человек.
— Ну что, осталась пара дней до фестиваля «Зелёный». Как идёт подготовка?

— Конечно же, творится хаос. Мы начали готовиться ещё в декабре прошлого года, но до сих пор есть масса нерешённых вопросов. Так бывает каждый раз, и это абсолютно нормальная штука. Мы медленно, но верно сходим с ума. В ночь до фестиваля мы совсем неадекватны.

— Я знаю, что ты бывал на пикнике «Афиши». Признайся, идея сделать «Зелёный» родилась из желания сделать что-то подобное или были другие причины и мотивы?

— Московский пикник меня очень вдохновил, но понятно, что не журнал «Афиша» придумал такой формат, и в какой-то степени все мировые фестивали похожи друг на друга. Я был и на других фестивалях за рубежом, сравнивал и понимал, что во всех европейских городах есть традиция отдыха на траве, а в Красноярске этого почему-то не было. День города, День молодёжи, День авиации и даже жуткий День металлурга — всё это происходит на асфальте с пивными спонсорами и концертами рок-звёзд. Но в нашем городе есть уникальная площадка — остров Татышев, второй по размеру остров в пределах города в России. До этого его использовали только спортсмены, и это казалось мне жутко несправедливым. И жутко несправедливым кажется до сих пор, что красноярцы только-только распробовали формат отдыха на траве. И в этом не вина самих горожан. Если мы посмотрим на другие парки города, там вообще запрещено лежать на газоне.

Зелёный

Зелёный

Зелёный

Зелёный

Фото: Юлия Каменская

Зелёный

— Да, у нас с травой в городе всё не просто…

— И это парадоксально. Третье пространство, которое должно быть доступно для горожан, — под запретом.

— То есть сначала выбрали место, а потом формат?

— Не совсем так. Тут надо понимать, что это не была исключительно рекламная акция телеканала «Прима», в котором я значусь директором по маркетингу. В первую очередь это наша социальная миссия и позиционирование на уровне Красноярска. У телеканала есть свои ценности: мы про Красноярск, мы позитивные и мы семейные. И эти ценности мы и хотели донести. Рассказывать о таких вещах через наружную рекламу бесполезно. Не бывает же таких баннеров: «Это телеканал Прима. Мы позитивные. Полюбите нас». Поэтому мы решили остановить свой выбор на пикнике, ведь с его помощью можно максимально контактировать с аудиторией. Сразу же мы задумались о безопасности.

Не знаю, как ты, но я чувствую себя незащищённым на всех городских мероприятиях. Даже День защиты детей привлекает к себе маргинальную публику, которая делает странные вещи.

Но у нас, видимо, энергетика такая, что к нам не приходят такие люди. Мы ведём в этом плане жёсткую пропаганду. Мы говорим: мы не рады людям с пивом. Это коррелирует и с выбором площадки: на острове нельзя купить алкоголь. Мы гордимся тем фактом, что за четыре года проведения фестиваля только два человека были замечены с пивом, но и их мы попросили уйти.

— В какой-то момент многие красноярцы стали уезжать из города на День города или другие массовые мероприятия, потому что на «опере», одной из главных площадей Красноярска, поздно вечером было уже опасно ходить, да и в городе были одни бутылки, шансон, непонятные артисты. Как думаешь, почему такой формат мероприятий перестал нравиться горожанам?

— Давай не будем снобами. Смотри, я, например, с удовольствием хожу на карнавал в День города с племянником. К тому же и антропологический интерес ко всем этим процессам у меня есть (смеётся). Мы не должны говорить, что какие-то мероприятия должны быть, а вот без этих можно обойтись. Всегда должен быть выбор: куда пойти за летом. Наш фестиваль — это история про то, какое у нас короткое лето.

Зелёный

Зелёный

Зелёный

Зелёный

Фото: Юлия Каменская

Зелёный

Фото: Влад Журавлёв

— Чего ждёт современный горожанин от крупных мероприятий? Под «современным» я подразумеваю человека среднего класса, который интересуется тем, что происходит в России и мире, ездит за границу, книжки читает, носит свитер с оленями…

— Любое массовое мероприятие лежит корнями в карнавальной средневековой культуре. Все они ведут к ритуальному коллективному очищению через какое-то действие. Действие может быть разного характера: приношение кого-нибудь в жертву, камлание или что-то ещё, а может быть довольно позитивным. Но в каждом мероприятии должна быть какая-то «дичь», назовём это таким словом, которая бы вела к духовному очищению через участие в этом. Человек подсознательно тянется к массовым мероприятиям ради приобщения к чему-то через какую-то дикую вещь. Мы часто изучаем опыт мероприятий других стран, и, поверь, многое там может тебя шокировать.

Стоит просто написать в поиске «необычные мировые фестивали», и выпадает очень много интересных вещей. В Канаде, например, есть фестиваль лосиного помёта.

В небо поднимается воздушный шар, с которого затем скидываются оленьи лепёшки, а жители города их радостно ловят. В Японии есть фестиваль прыжков через младенцев, во Франции с горы сыры катают. Мы за этим наблюдаем и видим, как я уже говорил, что везде, так или иначе, есть какая-то «дичь». Тебя должно что-то искренне в мероприятии удивить, вырвать из обыденности.

— И какая же ваша главная «дичь»?

— У нас прекрасный выбор разной «дичи». Например, залп тысячи красок, как на индийском фестивале Холи. Для подростков, которые в основном и участвуют в этом безумии, это некий акт отпускания себя. Мы, сибиряки, люди замороженные по своему темпераменту. И когда в такие летние деньки мы позволяем обсыпать себя красками — это здорово. Есть у нас на пикнике и другие вещи. В конце фестиваля мы запускаем две тысячи воздушных шаров: каждый гость фестиваля может привязать к шарику записочку с маленьким желанием. В этом тоже есть свой ритуал. Эта история, прежде всего, рассчитана на детей, и они в неё свято верят. Потрясающе милые вещи они пишут, например: «я хочу, чтоб моя мама не болела» или «я хочу, чтоб у меня был братик». Также впервые в этом году у нас пройдёт фестиваль Липсинка (техничное и артистичное исполнение песен под фонограмму — прим. Siburbia). Да, это проще, чем караоке, но нужно свалять дурака. Мне будет очень интересно наблюдать за взрослыми, которые попробуют сделать это в трезвом состоянии (улыбается).

Зелёный

Зелёный

Зелёный

Зелёный

Фото: Юлия Каменская

Зелёный

Фото: Максим Полянский

— Есть мнения, что «Зелёный» и кинолужайка в пределах культурного пространства «Каменка» — это для хипстеров, и ребятам в спортивных костюмах там делать нечего. Когда вы задумывали «Зелёный», кого вы ожидали увидеть среди пришедших, каких людей?

— Я не воспринимаю наличие хипстеров на нашем фестивале как обвинение. Почему нет? Для тех, кто не в курсе, хипстеры — это просто молодёжь, которая «убита» до всяких новых веяний и трендов. У них мода меняется каждые пятнадцать минут, поэтому они снобы, но всё же хорошие ребята.

Примоднённых молодых людей на нашем фестивале процентов десять от всей аудитории. Девяносто процентов — это семейные люди.

Я очень рад, что у нас стало достаточно много пенсионеров. Я, кстати, очень мечтаю с этой аудиторией поработать, потому что они искренне чему-то удивляются. Я рад, что они не сидят дома, а находят силы и приходят к нам.

— Как сделать по-человечески приятное массовое мероприятие у нас в Сибири? В чём должен быть его секрет, чтоб и пенсионерам, и их внукам полюбился?

— Всегда должна быть заложена сильная идея и такая же сильная эмоция. Я уже говорил, эмоция, заложенная в «Зелёном», — это любовь сибиряков к короткому лету. Моё любимое времяпрепровождение на следующий день после нашего фестиваля — это заходить в соцсети и читать отзывы. 99% из них — это слова благодарности. Порой что-то до слёз пробирает. Например, когда дети пишут, что это был лучший день в этом году. Значит, та сильная эмоция, которую мы вложили, «выстрелила». А если эмоция не заложена, а делается всё ради того, чтобы чиновник поставил галочку в отчёте или бизнесмен срубил бабло, то, разумеется, такое мероприятие не сработает.

— Ты много бывал за границей и даже создал отдельный паблик для красноярских путешественников. Нам, сибирякам, важно перенимать европейский опыт организации массовых мероприятий, фишки, идеи, или важнее придумывать своё, оригинальное?

— Думаю, что нужно синтезировать. Сделать что-то действительно оригинальное сложно. В этом году мы постарались сделать упаковку фестиваля в виде национальных вышивок крестиком. Столкнулись с тем, что такое оформление воспринимают как фестиваль про Белоруссию или как любой фольклорный фестиваль. Мы пытались это осовременить: нельзя просто взять и орнамент с косоворотки срисовать. Непросто взять что-то коренное русское или сибирское и переосмыслить это. Многие не знают, но этот дурацкий день Ивана Купалы, когда все обливаются водой — это чисто сибирская традиция. Никто в России больше этого не делает. Нам кажется, что это какая-то отвратительная хулиганская вещь и мелкий вандализм. Но это можно было ограничить каким-то кварталом, собрать всех желающих с водяными пистолетами в одно месте. Из этого можно сделать красноярский бренд. Я уверен, это бы имело огромный туристический успех.

Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2024 Все права защищены

.