«Мы исповедуем лофт-культуру»

Текст: Елена Макеенко
Фото: Лена Франц

В Новосибирске скоро начнёт работать лофт-проект «Мельница». В восьмиэтажном здании бывшей мельницы на улице Фабричной рабочие очищают стены, выравнивают полы, строят шахту лифта и парковку. Подготовка идёт уже три года и выходит на завершающий этап. К июню на «Мельнице» будут готовы первые три этажа, где откроют свои шоурумы дизайнеры и архитекторы.

Организаторы проекта собираются превратить это место в новосибирский Artplay: так называется крупный московский центр дизайна по соседству с «Винзаводом». Мы побывали в будущем очаге креативной жизни города и расспросили арт-директора проекта Игоря Антропова о том, зачем нужен лофт, как делать бизнес в заброшенных зданиях и что ждёт новосибирскую культурную повестку с открытием «Мельницы».


— Лофт-проект — довольно широкое понятие, которое на практике может по-разному реализовываться. Расскажи, что именно вы делаете и какими силами?
Главный корпус мельницы — одно из первых кирпичных зданий Ново-Николаевска. Здесь располагалась первая мельница с электрическим приводом, построенная в 1910 году на средства товарищества «Сибирский Мукомол». Мельница была рассчитана на выработку 10 тысяч пудов муки в сутки (160 тонн). Машины на этой мельнице располагались поэтажно, зерно по конвейеру поднималось наверх, а на первом этаже заказчики получали уже готовую муку.

— Наше направление — творческие профессии в наиболее сложившихся сферах: дизайн, архитектура, современное искусство. Мы сейчас сформировали команду, в которой есть молодой архитектор Сергей Пергаев, графический дизайнер Максим Логунов из студии «Март-дизайн» и куратор галерейного направления, художник Янина Болдырева. Есть ещё один художник, которого мы пока не называем. Он делает абстрактную фотографию, очень интересные работы. Слава Мизин заинтересовался этим парнем и хочет его представить. Технические и инфраструктурные задачи решает наш коммерческий директор Дмитрий Яухман.

Сейчас мы делаем центр дизайна, чтобы наш первый проект имел больше шансов на жизнь. Он будет очень качественным. Возможно, здесь будет коворкинг для дизайнеров с элементами мастерской, чтобы можно было что-то создавать.

Дизайнеры могут работать в разных направлениях, но наша задача — сделать так, чтобы все наши резиденты работали как составляющие одного целого механизма. Мельница ведь раньше работала, как один большой механизм.
— А есть уже список потенциальных резидентов? Как вы их вообще ищете?

— Да, есть список резидентов. Есть уже шоурум, который работает на этой площадке два года. У Архитектурного бюро Сергея Пергаева будет шоурум изделий из бетона и гипса. В общем, как правило, это дизайнеры, у которых есть шоурумы, авторские или каких-то брендов, которые они представляют. Кроме этого мы будем проводить анкетирование среди молодых предпринимателей и творческих групп по поводу долгосрочной и краткосрочной аренды. По результатам анкетирования мы хотим выявить потребность творческих предпринимателей в площадке. А ещё здесь будет галерея современного искусства «Хлеб».

Раньше хлеб был чем-то материальным, а теперь, в свете наших движений, это творческий, интеллектуальный продукт.
— Лофт-культура же вообще-то не очень нацелена на коммерциализацию?..

— Ну да, изначально она начиналась с того, что промышленные объекты сдавались по очень низким ценам, заселялись богемой, молодыми художниками, театралами. И благодаря их деятельности люди узнавали об этих местах, капитализация повышалась, стоимость вырастала, и дальше это уже работало как конкретный бизнес.

— Вы сами собираетесь как-то заниматься окружающим ваш лофт пространством? Здесь вокруг довольно дикое место, люди по Фабричной не особенно ходят, только грузовики, как добираться непонятно, грязь…

— Да, мы недавно были на встрече в министерстве культуры, обсуждали возможные пути взаимодействия. Нам сказали, что нужно создавать инфраструктуру вокруг, навигацию. Хотя мы не успели рассказать, что наша навигация — это стрит-арт, то есть мы хотим развивать среду вокруг нашего проекта и хотим придумать свою навигацию.

Людей тянет к заброшенным зданиям, заброшенным объектам. И поход на улицу Фабричную — из этой серии.

Но сейчас улица всё больше развивается, заводские помещения сдаются разным организациям. Скоро откроется «Леруа Мерлен» — появится новый транспортный маршрут, а когда откроется третий мост, то поток грузовых автомобилей здесь уменьшится.

— Ты говоришь, что вы по концепции ориентируетесь на Artplay. Там есть мощная событийная и образовательная составляющая, а у вас она будет?

— Да, конечно. Мы подбираем таких резидентов, которые ещё и ведут социальную активность. Вот, допустим, студия «Март-дизайн» делает мероприятие, которое называется «Акваланг». Многие компании заинтересованы в том, чтобы у них был поток дизайнеров, и они для них тоже делают некоторые социальные события. Наша задача — собрать такие компании, и мы думаем, что нам это удастся.

— Вы планируете вести какую-то собственную деятельность, используя своих резидентов, или ваша задача просто их собрать в одном месте?

— Конечно, это одно из основных. Вообще уникальность нашего проекта для Новосибирска заключается в том, что мы пытаемся объединить коммерческие структуры и творческие организации. Коммерческим структурам необходима работа художника, декоратора… У нас есть большая база, и мы сможем по необходимости предлагать услуги авторов или творческих групп. Потому что заказчики могут быть недостаточно информированы, что есть такие-то возможности, такие-то авторы, работы интересные. А авторы, в свою очередь, не могут найти заказы, потому что у них нет менеджеров, которые правильно бы соединяли их с заказчиками. На наших событиях, которые мы будем организовывать сами — выставки, показы — мы тоже будем объединять усилия бизнеса и творческих групп. На первом событии мы покажем, как это может работать.

— Что это будет за событие?

— В начале июня или в конце мая в рамках ночи Музеев мы будем проводить «Ночь на Мельнице». Это будет выставка современного искусства: мы как раз хотим показать авторов, которых ещё никто не знает. Потом мы хотим показать, как работает синергетический эффект в нашем случае: как мы можем объединить усилия наших резидентов и художников. Но это идея, которую мы пока не хотели бы раскрывать.

— Я правильно понимаю, что у вас есть хорошие связи с местными властями?

— В том числе.

— Это вопрос без подвоха, просто мне кажется, что есть довольно острая проблема того, как городская власть реализует свои проекты с визуальной точки зрения. Как правило, ужасно. Я имею в виду городской дизайн, который делают люди или с дурным вкусом, или они, видимо, сформировались в своих эстетических предпочтениях в неблагоприятное время…

— …или пытаются сэкономить.

Лофт «Мельница»

Лофт «Мельница»

Лофт «Мельница»

Лофт «Мельница»

Лофт «Мельница»

Лофт «Мельница»

— Ну, иногда кажется, что за те же три копейки можно было сделать что-то менее жуткое. Мне как горожанину хочется в это верить, по крайней мере. И хочется, чтобы кто-нибудь приходил и говорил: «Ребята, а вы знаете, что все эти городские визуальные штуки могут выглядеть лучше?». Вы планируете предлагать творческих работников бизнесу. А городу? Если вы взаимодействуете с какими-то властными структурами, как вы думаете, вы сможете повлиять на городской дизайн в лучшую сторону?

— Да, я думаю, это можно начать с обсуждений, с каких-то открытых встреч на эту тему на нашей территории. Предлагать художникам, архитекторам, дизайнерам вырабатывать какие-то решения в конкретных ситуациях и их внедрять. Я думаю, это всем интересно.

— Вы сотрудничаете с институциями, типа Сибирского центра современного искусства? Или рассчитываете стать их конкурентами?

— По уровню наших событий мы вообще хотели бы превзойти всех. Но мы настроены на сотрудничество с СЦСИ, с министерством культуры, с другими организациями.

— Но вы же понимаете: чтобы всех превзойти, нужно серьёзно расширить географию своей деятельности. СЦСИ привозит то Кулика, то выставку «Родина»…

— В «Непокорённые» (галерея на территории кинотеатра «Киносити» в торговом центре «Сибирский молл», куратором которой Игорь работал — прим. Siburbia) мы возили молодых художников из разных регионов, в том числе акцию «Потрет на обед» из Шанхая. Это было самое наше громкое событие, которое осветили восемь телеканалов. Это очень интересный проект, хотя выглядит попсово. То есть у нас уже такой опыт есть. Эта площадка намного лучше, чем та, потому что там реклама, там агрессивная среда вокруг, сосредоточиться на выставке сложно. Здесь — наоборот: здесь возможно погружение в экспозицию.

— Галерея «Непокорённые» была, на мой взгляд, сильно испорчена конкретной политической окраской. Нет опасности, что благодаря вашим хорошим отношениям с властью здесь тоже возникнет какой-то такой флёр?

— Думаю, здесь такого не случится. Всё-таки «Кино-сити» — это проект «Единой России», который сразу был так заявлен. Я с политикой никак не взаимодействовал. У нас с «Киносити» даже был конфликт, из-за которого мы судились и выиграли три суда. Мы сделали на их площадке фотогалерею на лайтбоксах, там как раз Янина Болдырева была куратором. Показали два проекта, а потом наши пути разошлись, и мы попытались забрать оборудование, которое было приобретено на грант, средства Дома молодёжи и средства моей компании. В итоге эти люди даже не выполняют решение суда: они получают государственные деньги, забирают у творческих людей оборудование… В общем, я разочаровался в этой организации глубоко.

Ремонт в лофте «Мельница»

Ремонт в лофте «Мельница»

Ремонт в лофте «Мельница»

Ремонт в лофте «Мельница»

Ремонт в лофте «Мельница»

Ремонт в лофте «Мельница»

— «Мельница» — это частная инициатива?

— Это полностью частная инициатива. Нас интересуют связи с различными организациями и структурами, но мы будем стараться, чтобы никакого политического контекста здесь не возникло. Мы хотим, чтобы наш проект был эффективен, был интересен творческим людям и приносил материальную пользу.

— Вы собираетесь и дальше концентрироваться исключительно на людях, которые занимаются изобразительными искусствами, или будете расширять свою деятельность?

— Пока сложно сказать, но нам интересны вообще люди, которые занимаются культурой. Наша задача — постоянно генерировать культурные события на всей территории лофта. В пространстве галереи можно поставить и показать что-нибудь театральное, могут быть концерты, но нас не интересует формат клубных событий.

— Как ты считаешь, в Новосибирске достаточно одного лофт-проекта, потому что среда быстро насыщается, или может работать несколько пространств?

— В лофт-культуре, которую мы исповедуем, каждый проект имеет свою концепцию, свою специфику, они отличаются друг от друга. Питерские «Этажи» состоят практически из одних галерей, «Артплэй» создан дизайнерами и архитекторами… Это зависит и от помещения, и от формы собственности, и от предпочтений организаторов. Поэтому в Новосибирске, безусловно, может работать несколько таких пространств.

— Есть у вашего проекта какая-то глобальная цель? Понятно, что есть бизнес, личные интересы, но есть ли у тебя в голове что-то, на что по большому счёту этот проект должен работать?

— Цель этого проекта — удовлетворить потребность культурной прослойки Новосибирска. Потребность именно в появлении такого пространства, событийного, для работы. Просто сам факт появления качественного лофт-проекта в Новосибирске, и чтобы потом появился следующий качественный лофт-проект. Мы сейчас создаём «Мельницу» для того, чтобы и мы, и город двигались дальше. Чтобы люди узнавали, что такое лофт-культура, и им это становилось интересно. Это наша глобальная цель.


Читать также:


Мартовские круты
МартДизайн – команда творческих эрудитов, которая делает все: от нейминга до айдентики, от веб-сайтов до рекламных кампаний. Они не гоняются за Каннскими львами, а просто любят свою работу.


Коробочка для Новосибирска
Янина Болдырева — художник, фотограф, график, монументалист и куратор выставок — о современном искусстве, новосибирских галереях и местных хипстерах.


1 pingback on this post
Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2024 Все права защищены

.