Евгений Антропов
куратор Центра устной истории
Музея города Новосибирска
Большой город может показаться чуждым и злым. Чтобы он стал своим и добрым, ему нужны маленькие истории. Ищите их на улицах вашего города.
Они могут быть своими и чужими
Когда я встречаю иногородних знакомых, мне искренне хочется показать им нечто особенное на улицах своего города. Так же искреннее мне не хочется показывать задыхающихся от тяжести имперской символики соболей на Красном, девочку, душащую котенка около Филармонии, и голого мальчика с рыбой и раздутыми ногами на Державина, хотя и они все по-своему определяют облик Новосибирска. Не во вкусе дело. Показать хочется нечто свое, милое и домашнее, возникшее как-то само собой, обросшее небылицами или хотя бы забавное.
Такие маленькие истории в камне, дереве, чугуне, бронзе, а то и в воздухе, не отыскать приезжему гостю, они преподносятся горожанами в сопровождении личных впечатлений. К ним же относятся и «атмосферные» места вроде старого моста через Каменку или запущенных дворов Тихого центра. Насколько я могу судить, у каждого свой каталог и оригинальный маршрут, который не будет показан абы кому, ведь маленькие истории украшают личные темы. Видимо, поэтому нет лучшего гида по городу, чем увлеченный городской историей хороший знакомый.
Они могут приносить пользу
Большой город — сложное географическое и социальное образование. Горожанин прочно встроен в его социокультурные сети, будучи вовлечен дружественными, деловыми, родственными связями в его повседневную динамичную жизнь. В этот ряд горизонтальных связей выстраиваются, как дорожные знаки или символы, и маленькие истории.
Маленькие истории находятся обыкновенно на периферии зрения, их присутствие можно не замечать, зато их исчезновение сразу бросается в глаза, как нарушенное равновесие или потеря ориентации. Человек ориентируется в пространстве благодаря символам. Горожанину просто необходимо иметь камеральное, личное, уютное пространство в каменных джунглях. Причем, не только иметь, но присваивать и тиражировать понятные для него символы, создавать местные зоны релакса, свободные от муниципального администрирования.
Помимо распространения своей личной энергетики маленькие истории служат добрую службу. Они могут помочь на свидании, на фотосессии, на деловой встрече, ибо внушают доверие к рассказчику. Маленькие истории работают замочками на свадьбах, аистами при родильных домах, скамейками при случайной встрече, арками и тропинками меж детских качелей и грибочков, когда идешь напрямик, «срезая» через дворы.
Они освобождают от скованности город
Город обрастает материальными непридуманными историями так же, как человек обрастает связями и воспоминаниями. Это похоже на социальное взросление в определенной городской среде, вписывание себя в символическое пространство города. Такая практика создает особые неформальные точки на персональной и коллективной карте города, места личного пользования в формальной публичной городской среде.
Маленькие визуальные приметы демонстрируют многообразие гражданских мнений и культурных предпочтений, указывают на развитую субкультурную жизнь горожан. Стремление по-своему украсить привычные серые стены, тиражные памятные и монументальные композиции, функциональные градостроительные элементы — уже привычная на западе практика маленького личного противостояния универсализирующим урбанизационным процессам.
Некоторые стихийные способы актуализации городской архитектурной, монументальной и планировочной среды, вроде арт-объектов и событийных декораций, объявлений и постеров, граффити и рисунков мелом, бельевых веревок и лозунгов, рекламных конструкций и просто мусора успешно справляются с преобразованием функциональных элементов городской застройки в образующие новые смыслы актуальные конструкции. Насколько это хорошо или плохо, сразу все равно не рассудишь — это будущие маленькие истории.
При участии Ирины Головко
Фото: Александр Бендюков
Читать также:
Город-огород и улица-околоток
Если спросить среднестатистического новосибирца, в каком поколении его семья осела в городе, скорее всего, он назовет второе-третье, а на вопрос, откуда предки родом, он ответит: «Из села». Я и сам, если что, из них. А вы?
Пересказываю — значит, существую
«Легендарная» история Новосибирска насчитывает чуть более столетия, и большая ее часть родилась в советском культурном поле. Однако город не так понятен и прост, как может показаться.
Marina Monakhova
22.11.2011
Женя, где та девочка и тот котёнок рядом с ф? :)
Маргарита Назарова
22.11.2011
давайте соболей в Омск отвезем, а взамен привезем еще одну скульптуру Капралова)
Евгений Антропов
24.11.2011
так ведь справа от филармонии, если лицом, сразу после цветочных часов, и справа же от выхода из подземного перехода