Вдохновение в рутине: как найти идею для бизнеса

Фотографии: Smythe Richbourg / Flickr.com, Photo Unit / Flickr.com, ? ????? ? / Flickr.com, Chris Bird / Flickr.com, Amit Rawat / Flickr.com, Dave Griffiths / Flickr.com, US Army Africa / Flickr.com
Иллюстрации предоставлены институтом «Стрелка»

Каждый день люди едут на работу, сидят перед компьютерами в офисах, покупают в магазинах продукты, а дома — воспитывают детей, делают ремонт и смотрят телевизор. Всё это — повседневность: огромный и сложный мир, который совсем мало изучен, хоть и находится на расстоянии вытянутой руки. На лекции в Институте «Стрелка» Дэвид Эриксон, создатель школы Hyper Island, рассказал, как, обращая внимание на повседневные привычки горожан, можно развивать бизнес, делать новые технические изобретения и даже помогать странам третьего мира.

Считается, что планировка и архитектура города во многом зависит от политики. Это правда. Один из ярких примеров — Дублин. Когда я переехал сюда, обратил внимание на то, что здесь вообще нет площадей. Англичане боялись революции и попытались сделать так, чтобы ирландцам негде было собираться.

Но я не архитектор. Моя работа связана с бизнесом, и поэтому больше всего меня интересует взаимодействие города не с политическими, а с коммерческими структурами.

В том же Дублине в конце XVIII века открылась пивоварня Guinness, и это оказало огромное влияние не только на экономику города, но и на его архитектуру. Люди со всей страны съезжались сюда, чтобы работать на пивоварне. Но поскольку им негде было жить, то в какой-то момент семья Гиннессов построила специально для них дома. Интересно, что жилое пространство в этих домах было довольно маленьким, и это было сделано не только чтобы сэкономить на строительстве. Владельцы пивоварни хотели, чтобы люди как можно чаще выходили из дома и проводили вечера в каком-то другом месте. Например, в пабе. Где они бы наверняка пили пиво Guinness.

Такие взаимоотношения между коммерческими предприятиями и горожанами на первый взгляд могут показаться циничными.Но, мне кажется, что всё не так однозначно. Да, цель бизнес-компаний — продать свой товар. Но важно не то, какую вещь мы покупаем, а — что мы с ней можем сделать. Мой любимый пример — это молоток и гвозди. Я покупаю их для того, чтобы построить дом, который сделает мою жизнь намного лучше.

В Мексике около шести миллионов детей страдает от астмы, и большинство из них живёт в очень бедных семьях, где ежедневный бюджет составляет два доллара. Единственный способ бороться с этой болезнью — специальные ингаляторы, которые производятся в США и продаются в Мексике за 30 долларов. Конечно, семья, живущая на два доллара в день, не может позволить себе такую дорогую вещь, поэтому дизайнеры из университета Мехико поставили перед собой задачу: придумать эффективное средство от астмы, которое будет доступно для всех.

Они заменили все пластиковые детали на бумажные и сделали простую модель ингалятора, которую можно собрать, как оригами. Стоимость такой модели — 30 центов, то есть в сто раз меньше, чем пластиковой версии. Но самое интересное, что она ещё и на 30% эффективнее.

Чтобы пользоваться обычным ингалятором нужна сноровка, потому что вдыхать аэрозоль можно только через рот, а бумажный ингалятор закрывает и рот, и нос.

Мы привыкли считать, что всё самое лучшее производится в Японии, Германии или Великобритании. Но иногда инновационные открытия происходят в странах, где ситуация критическая, и нужна срочная помощь. Почему огромные корпорации вроде Procter&Gamble и Unilever так заинтересованы в расширении своего рынка на страны третьего мира? Это связано не только с тем, что им нужно больше новых покупателей. Они понимают, что именно тут могут произойти открытия, которые в будущем повлияют на всю отрасль.

Во многих районах Индии женщины до сих пор стирают бельё вручную в реке. На это у них уходит от одного до четырёх часов в день, это пять–шесть лет их жизни. А ведь им надо ещё вымыть посуду, убраться дома и приготовить еду. Если бы им не нужно было всего этого делать, то они, скорее всего, устроились бы на работу и стали более независимыми.

Как можно решить эту проблему? Конечно, в первую очередь, женщинам нужны стиральные машины. Но в сёлах нет электричества.

Вместо электричества можно установить солнечные батареи, потому что местная погода позволяет получать энергию от света в течение всего года. Но и этого недостаточно, потому что здесь нет воды.

Ни одна государственная институция не сможет сама что-то с этим всем сделать. Государство не производит стиральные машины и солнечные батареи, это всё относится к сфере бизнеса. Но и коммерческие компании не будут заниматься этим по одиночке. Они собираются вместе и пытаются понять, как местные жители, которые зарабатывают по два доллара, могли бы заплатить и за солнечные батареи, и за стиральные машины, и за воду. Раз у них нет денег купить стиральную машину, то они могут оплачивать каждую стирку какой-то небольшой суммой, и удобнее всего это делать со своего мобильного телефона. Таким образом, в этот проект включается ещё и оператор сотовой связи.

За всем этим проектом стоит компания Unilever, которая продаёт стиральные порошки. Чтобы освоить новый рынок, ей пришлось объединить вокруг себя несколько крупных корпораций. И в результате подобного сотрудничества и работы в экстремальных условиях обязательно появляются новаторские решения. Например, в одной деревне в Африке была изобретена стиральная машина, которая потребляет вдвое меньше электричества, а 70% воды она может использовать повторно. Сейчас этой разработкой заинтересовались в Европе, потому что даже там нет таких устройств.

Смотреть конференцию полностью.

Повседневные проблемы людей могут служить отправной точкой и для создания малого бизнеса. «Городской конструктор» выбрал три примера сервисов, созданных на основе привычек и ежедневных потребностей горожан.

Сервис по заказу билетов GeniusTravel

Многие оказывались в ситуации, когда у них есть несколько свободных дней, скромный бюджет в 200 евро и огромное желание отправиться в путешествие, причём неважно куда. Искать подходящий вариант на обычном сайте по заказу билетов очень долго, потому что там всегда нужно указывать пункт назначения. Именно для тех, кто сталкивается с такой проблемой, был создан сервис GeniusTravel. На нём надо выбрать только место отправления, нужные даты и максимальную сумму, которую готов потратить путешественник. В ответ на запрос пользователь получает все возможные варианты билетов, подходящие под его параметры. Не так давно сервис расширился, и теперь там можно подобрать себе также отель и машину.

Народная почта Tudatuda.com

Если кому-то надо срочно отправить документы в США, получить лекарство из Израиля или просто передать подарок родственникам в Тулу, то сделать это через путешествующих знакомых будет гораздо быстрее и надёжнее, чем отправить по почте. Проблема в том, что найти таких знакомых бывает непросто. Создателям сервиса Tudatuda пришло в голову создать единую систему народной почты, где можно связаться с тем, кто едет в нужное место, или с тем, кому нужна помощь в перевозке. Сервис бесплатный, и обо всех финансовых вопросах пользователи договариваются между собой сами.

Магазин виниловых пластинок «Контрабанда»

Начиная с 2006-го интерес к виниловым пластинкам увеличивается с каждым годом. Станислав Ташкинов, у которого во Владивостоке был свой небольшой бизнес по продаже аудио- и видеотехники из Японии, обратил внимание на то, что люди стали интересоваться, можно ли заказать ещё и пластинки. В 2014 году он арендовал небольшое помещение в центре города и открыл магазин винила «Контрабанда». Оказалось, что его расчёт был верным: ажиотаж вокруг пластинок не стал временным явлением и поток покупателей не становится меньше. А «Контрабанда» за год своего существования превратилась из магазина в культурное пространство, где проводят концерты и кинопоказы.

Читайте больше в блоге онлайн-школы городских предпринимателей «Вектор».

Читать также:


Тактический урбанизм: как менять город быстро
Вместо того, чтобы придумывать неподъёмные проекты, которые умрут на стадии поиска инвестора, тактические урбанисты предлагают начинать с малого. Любой проект можно протестировать в собственном дворе, оценить его перспективы и подводные камни, а уже потом спасать весь город.


Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2019 Все права защищены

.