Альма матерная

Текст: Валерия Мордачёва

фото Романа Брыгина

За два месяца проживания в Санкт-Петербурге мне удалось поучаствовать в двух местных слэмах. Разумеется, они отличаются от новосибирских мероприятий такого же формата. И совсем не тем, чем я ожидала.

Ожидала я невиданного разнообразия, свободы и смелости. Смелости в творчестве местных поэтов и правда завались: каждый второй использует ненормативную лексику почем зря, орет и размахивает руками. И вот именно от этой неслыханной наглости отличить творчество одного автора от другого практически невозможно. К концу второго тура начинает слегка подташнивать от половых излишеств и беспробудного пьянства питерских «певцов лиры».

То ли дело в Новосибирске: чтобы услышать, например, о чем болит душа Кристины Кармалиты, в, скажем, «Бродячей собаке», должен образоваться звуковой вакуум. А чтобы прекрасные стихи Кати Странгел прозвучали — публика и вовсе должна отвернуться и перестать дышать.

Хорошо помню, как на слэме, который проводил в апреле Блэк, на сцену вышла девушка с рифмами «кровь-любовь, тебя-любя». Зрители только хихикнули и руками замахали: мол, бедненькая, зачем пришла. Даже приз симпатий каких-то дали. 1 декабря на спецслэме в «Эрарте» одна романтичная барышня читала длинную поэму о девочке, которая ждет письма от мамы, лежа в психушке. Освистывать ее начали еще в процессе выступления, а после и вовсе орали: «Это не поэзия, а дерьмо! Идите отсюда!».

Есть у меня ощущение, что свобода и смелость совсем не в том, чтобы материться со сцены и брызгать слюной в первые ряды. И не в том, чтобы обмотаться шарфиком и шептать в зал с закрытыми глазами.

Не в том, чтобы класть на своего слушателя и читателя (как в Петербурге) и не в том, чтобы утаивать от него драгоценные слова (как в Новосибирске).

Проблема новосибирских и не только поэтов, как мне кажется, в том, что мы разучились разговаривать. Потому что слушатель тоже разговаривает с поэтом, пока тот на сцене: глазами, ушами, ртом кривится или причмокивает. Почему на слэмы или поэтические вечера ходят сами поэты или их близкие друзья? Да потому что обычный человек с улицы чувствует себя либо напрочь забытым, либо публично униженным.

фото Кристины Кармалиты

Я не призываю новосибирских поэтов больше материться и писать «социальщину на злобу дня» — вокруг меня сейчас все так и делают, и мода на СМИ в стихах подходит к логическому концу. Есть Емелин, есть Быков и Ефремов — флаг им в руки. В Новосибирске не один Красный есть, в конце-то концов. Есть Климакова, которой, может быть, немного с пацанами на Юго-Западном потусить — и совсем хорошие стихи пойдут. Есть Александр Романовский и Анатолий Каплан, которые, если бы не были совсем уж «рок-звездами для своих» и выступали почаще, наверняка ходили бы уже поклонницами увешанные.

Когда осенью «Негромко» организовали встречу «Стенка на стенку», Борис Гринберг посетовал на то, что вот, мол, молодые совсем не знают старшее поколение поэтов, а те, в свою очередь, думают, что стихов сейчас никто не пишет. И поэтому-де надо чаще встречаться и читать. Да мы и слушателей своих не знаем, куда нам поколение 80-х цитировать. И пока мы их не знаем и знать не хотим, они будут слушать Стрыкало, пялить сериальчики и лайкать в соцсетях «Гражданина поэта». Просто потому, что мы, такие близкие и прекрасные, закрыли глаза и шепчем о себе и себе же под нос.

20 комментариев к статьеДобавить
  1. интересный подход, Лера. наверное даже свежий
    мне вот в таких случаях всегда вспоминаются какие-то свои практики из опыта проекта ШОРОХО. буквально первое выступление показало(даже где-то интервью было), что слово «хуй» произнесенное со сцены априори притягивает внимние зрителей гораздо больше, нежели какие-то кристинкины игры в Бродского. И никак иначе. ВОт и играет народ с этим — пишу хорошо, пишу средненько, получаю жидкий ответ и жидкую же реакцию. Добавлю матершинки, приправлю городскими фольклорами, пацанизмами, пару строчек про неудачный секс(Вива! Долгополов!), смажу спермой и дерьмом (привет, Балагур!), сдобрю клоунадой(Виталек! Наше вам с кисточкой)… бац! и все! все подмостки мои! зрители, мечты о поездках в Пермь и отцовские объятия Родионов у меня в кармане.
    ан нет… имхо на деле нужно иначе. честнее нужно быть. чтобы быть аки Красный, нужно быть Красным. Чтобы вдарить блатной строчечкой по особенностям национального съема, нужно хоть пару раз этот съем испытать. хотя-бы в научных интересах… ну и уж точно, не надо играть в повторы(если конечно Вас, как Артиста с Баааальшущей буквы, на бис не просят). Рискуете скатиться в неуважение к зрителю. а это самое позорное в этом неблагодарном деле…
    ну и, чтобы два раза не писать, скажу так — не каждому дано поставить жирную точку на себе, как на поэте, и сказать — баста, исписался.
    отсюда и переборы с поэзией в стольном граде Энске. сама по себе возникает аналогия с панкроком — Биафре хватило сил и человечности вовремя развалить конторку, тем самым оградив себя от формата МТВ и прочих ЭНЭМИ.
    а у некоторых не хватает.
    отсюда и могучие кучки
    негромкие
    и вдумчивые

    • ну, я еще мала и неопытна,
      поэтому и точка зрения у меня такая свежая)
      мне нравится почти все, что ты написал выше.
      только чуть-чуть кажется, что как будто мы тут за что-то оправдываемся.

    • ох, ты прав!!!
      а статейку иванова примерно про это же — сей ресурс взять ссыкнул!!!
      а зря — там много правды и есть

  2. …и Анатолий Каплан, которые, если бы не были совсем уж «рок-звездами для своих» и выступали почаще, наверняка ходили бы уже поклонницами увешанные.

    а не ходят? :)

  3. мне понравилась статья и очень понравился комментарий Александра Романовского.
    и добавлю комментарий:
    я бы вот может тоже не отказалась читать вслух, но меня дичайше смущает, что все там у вас ко всем (и ко всему) так серьёзно относятся (негромко! вдумчиво!). по-моему это непропорционально самому явлению.
    и кажется что у них не только к зрителю, а ко всему на свете неуважение.
    это не такая среда (не люди, а среда; люди, конечно, могут быть прекрасные), мнение которой производит впечатление трезвого, у них всех компас сбился)
    я например не понимаю, как они могут называть себя поэтами? это же такое громкое слово, и кто правда поэт, говорят другие.
    такая огромная коллективная полозкова) «мм, моё ремесло».
    на слэмах, понятное дело, главное — подача, а не сам текст, раз это шоу, такой жанр.
    и к нему привыкла аудитория. будет другой формат -никто не придёт слушать)

    в общем, вопрос один: где адекватность? это же такая приятная вещь.
    а, ещё второй вопрос, про питер и новосибирск: почему в питере, несмотря на предполагаемый снобизм, есть такие прекрасные вещи как claudia shitter, и к своему удивлению я о них знаю, а у нас, вроде бы как, рабочем и сермяжном — только умирающие лебеди?)

    • я, в общем-то, только о слэмах и говорила)
      мне кажется, это сейчас не то что тренд, но, пожалуй, единственный способ «говорить» с публикой.
      и вот в нск как мне кажется, говорить еще не научились, а в питере уже устали что ли.

      отвечая на вопрос: наверное, питер просто больше, поэтому тут больше хороших штук) в новосибирске не одни умирающие лебеди, я верю)

  4. спасибо) я тоже тогда буду верить)

  5. забавно,что в Новосибирске кто-то кроме меня знает claudia shitter(при всей неоднозначности конечно моего к ним отношения). Имхо-де «Воображаемые Друзья» идеологически ближе. смайл

  6. :)
    Воображаемые друзья хороши
    Барри Манилов это мой папа!
    ну просто, весь этот движняк, о котором я, (и, вероятно, другие люди тоже) узнаю благодаря Монопольке, это так хорошо. и так недосягаемо тут в нске.

  7. Несколько слов в целом и в какой-то степени в ответ на реплику Саши Романовского.
    Сейчас в Новосибирске сформировалась уникальная ситуация: появилось целое поколение очень интересных молодых поэтов (Екатерина Климакова, Дмитрий Соколов, Антон Метельков, Иван ПолторацкийТатьяна Злыгостева, Кристина Кармалита, Валерия Мордачёва, Дмитрий Королёв, Виталий Красный, Анатолий Каплан и т.д. Привожу эти фамилии для примера, легко продолжу этот список и дальше.) Эту ситуацию нужно развивать. Что начинало «Шорохо», продолжает по-своему «Негромко» и по-своему Елена Макеенко.
    Мы («Негромко») готовим третий фестиваль «EXPERIENCE» в мае этого года, организуем и другие события.
    Валерии спасибо за интересную рефлексию своего опыта здесь и в Питере.

  8. нет, Миша, ничего общего у ШОРОХО и «Негромко» не было и нет(не считая пары перехлестов в плане участников).

  9. И вы работали на развитие поэтической среды, и мы работаем именно на это. Если обобщать, то есть общее.
    У вас, на мой взгляд, была логика именно творческой группировки (в хорошем смысле) с определённой идеологией и настроем. Поэтому к вам могли присоединится далеко не все, а лишь те, кто чувствовал вашу линию своей. И это очень хорошо для вашей ситуации.
    У нас совсем другая логика, мы не группировка, мы с самого начала настроены на взаимодействие со всеми, на участие всего качественного. От самого хулиганского до самого лиричного. Вопрос только в качестве.
    Это не значит, что у нас нет идей. Есть, но это не узкое направление, а идея развития, идея работы со смыслами. Поэтому возникают темы-концепции фестиваля «EXPERIENCES: «Напряжение», «Метроном». Поэтому мы стремимся к взаимодействию поэтов, художников, музыкантов. И много других поэтому.
    А вообще всем нам повезло. :-) В Новосибирске есть очень интересная поэзия. Целое поколение, по сути.

  10. Миша, мы не работали на развитие поэтической среды, мы работали на МОССАД))

  11. )))
    Хорошо сказано!
    Да не бойтесь вы серьёзных слов.)

  12. ок) не боясь серьезных слов, скажу серьезно — мы работали не на развитие поэтической среды, но на разложение таковой!)

  13. Но по факту способствовали противоположному.)
    Вот, Саша, любитель ты поприкалываться.)

  14. А вообще человек, который сидит и думает: «Я развиваю поэтическую среду», — это достаточно безумно и комично. Конечно, мы все относимся к себе с нормальной степенью иронии и не преувеличиваем своё значение. Нам просто интересно.

  15. Очень правильный вопрос поставлен! Людей интересующихся — много. Каждый что-нибудь слышал, и знакомый-друга-племянника почти каждого знает «хорошего» поэта.
    А приходить на мероприятия — боятся? считают не своим? Ведь не уговоришь пойти. Я пробовал. Почему?
    Наверное, потому, что не хотят прийти и обнаружить очередную тусовку — пусть умную, говорящую на литературном языке — но самодостаточную и герметичную. И почувствовать себя ненужными.
    Я сейчас не о «худеньких девочках и ну очень умных мальчиках» говорю, а о тех, кто тоже с высшим образованием, и читает книжки, но живет менее богемной жизнью. Женится-выходит замуж, рожает детей, делает карьеру, выплачивает ипотеку, ездит в Таиланд и так далее. Среди них тоже есть те, кому поэзия — интересна, по-настоящему.
    Ну и закругляясь уже. Я, если вы читали материал про iZZdat, тоже в нем состою.
    И важнейшая, пожалуй, цель для нас — найти какие-то новые пути к этому самому читателю.
    Может, вместе подумаем, как это сделать?

  16. Мы всегда за вместе.)

2 total pingbacks on this post
Добавить комментарий

Пожалуйста, введите имя

Обязательно

Введите верный адрес email

Обязательно

Введите свое сообщение

Siburbia © 2016 Все права защищены

.