Кулик и болото

Фестиваль «Синие носы представляют» прошёл в Новосибирске с 6 по 8 сентября на площадках Сибирского центра современного искусства, театра Афанасьева и кинотеатра «Победа». Идея фестиваля, насколько можно понять, в том, что арт-группа «Синие носы» будет представлять новосибирцам наиболее интересные явления современного искусства. И, конечно, самих себя.

Второй факт, при всей искренней симпатии к художникам Мизину и Шабурову, кажется несколько комичным. Дело в том, что, начиная с масштабной ретроспективы «Носов» в здании недостроенного театра Афанасьева (в 2009 году), Анна Терешкова и сотрудники появившегося с тех пор центра современного искусства не устают, как мантру, повторять, что арт-группу знают в Москве и совсем не знают на родине. Хотя очевидно, что даже если на тот момент это было правдой, то все изменилось после трех лет активной демонстрации художественного достояния города. Любой новосибирец, способный терминологически осмыслить сочетание «современное искусство», ответит нужным названием на вопрос «а какие художники у вас есть?». И все существующие на сегодняшний день работы Мизина и Шабурова посетители арт-событий уже знают наизусть. Лишним тому подтверждением послужил абсолютно пустой зал, в котором демонстрировался видеоарт «Синих носов» на открытии фестиваля. К тому же известно, что сами «Синие носы» уже достаточно давно не делают ничего нового, и есть опасение, что они так и останутся авторами целующихся милиционеров.

"Я приехал из Москвы в вашу огромную страну…" — приветствовал Олег Кулик пришедших на его выставку.

Но бренд существует и теперь планирует стать фестивальным. Анна Терешкова, директор СЦСИ, обещает проводить подобные мероприятия «как минимум раз в год». В этом году программа состояла из ряда проектов, связанных с художником Олегом Куликом, а также фильма Евгения Митты «Виноградов и Дубосарский. Картина на заказ» и фотовыставки Апполинарии Броше с работами из серии «Осторожно».


Александр Шабуров

Кто это придумал — сейчас уже особо непонятно и неинтересно на самом деле. Это обычный процесс взаимоперетекания, культурный обмен. Конкретно я, как человек, выросший в провинции, знаю, что здесь есть какие-то перекосы в отношении к тому, что делается в Москве. Потому что здесь этого не существует. Хочется, чтобы здесь изменилось отношение к этому специфическому искусству. Чтобы не говорили, что это извращение или что-то такое. Вот, смотрите, они приезжают сюда и не говорят правильных фраз, и видно, что они живые люди, а не извращенцы или сумасшедшие. Они так соображают то время, в котором живут.

На фестивале представляли в основном Олега Кулика. Человека, который вошел в умы (иногда — сердца) людей своими скандальными перформансами, и сам уже тоже практически ничего не делает как «современный художник». Несмотря на то, что организаторы хотели показать зрителям Кулика с разных сторон (а не только с хорошо известной животной), на открытии всё же стояли экраны, где демонстрировалось, как голый художник на привязи лижет обувь посетителей музея. Самого Олега в зале узнавали далеко не все. Как трезво и иронично он рассудил в своей приветственной речи: «сегодня я для вас лучший художник, а вы для меня лучшая аудитория, а завтра вы забудете меня, а я забуду вас».


Наталья Ярославцева
министр культуры

В искусстве изобразительном я немножко с трудом всё это воспринимаю, поэтому сложно ответить, нравятся ли мне работы Кулика. Но это не значит, что, оттого что я чего-то не понимаю, мы не должны помогать этому развиваться. Сюда сегодня разные люди пришли: кто-то только слышал, что Кулик где-то голым бегал, а кто-то знает, что он поставил «Богородицу». Так вот пусть люди сами это увидят, чтобы понять, действительно ли он представляет собой какое-то направление в искусстве. Мы обязаны оказывать поддержку этой площадке для встреч, а то все уйдет в протесты. А зачем нам это надо? Всё равно зерно будет отделено от плевел, а время лучший судья.

Сколько бы лет ни прошло, для многих Кулик так и останется "человеком-собакой"

Кроме фотовыставки «Фрагменты» (и видеозаписей старых инсталляций и перформансов) были показаны также фильм Евгения Митты «Олег Кулик. Вызов и провокация» и спектакль театра «Практика» «Олег Кулик. Игра на барабанах». На спектакле в зале на сотню зрителей оставались пустые места: организаторы не смогли обеспечить событие достаточной информационной поддержкой. При этом «Игра на барабанах» – возможно, лучшее и наиболее важное, что стоит знать о Кулике сегодня. Документальный моноспектакль Эдуарда Боякова, в котором играет актёр Антон Кукушкин, так много раскрывает в личности художника, что относиться к нему просто как к эпатажному перфомансисту и «человеку-собаке» (что бесконечно эксплуатируют СМИ и составители пресс-релизов) после этого становится невозможным. И почему сегодня Олег по большому счёту не практикует contemporary art, а обратился к театру – тоже становится ясно, насколько вообще может быть ясно, что человеку открывают любовь и медитация.

На следующий день после спектакля был показан как раз современный этап деятельности художника: фильм-опера «Вечерня Богородице», в постановке и художественном оформлении которого принимал участие Кулик. По рассказам зрителей, министр культуры и директор СЦСИ «барочного постмодернизма» не выдержали и покинули зал во время показа.

 

Текст: Елена Макеенко
Фото: Валентин Копалов

6 комментариев к статьеДобавить
  1. «А зачем нам это надо? Всё равно зерно будет отделено от плевел, а время лучший судья» — прямо радует ярославцева) так и слышу, как она это говорит))

  2. >>> Любой новосибирец, способный терминологически осмыслить сочетание «современное искусство», ответит нужным названием на вопрос «а какие художники у вас есть?».

    Нужным ли, м?
    Вот эта фраза — кошмарный сон.
    Огромное количество замечательных ребят пашет на то, чтобы энское современное искусство и фактически, и в сознании жителей-потребителей не ограничивалось Синими носами и, как вы правильно заметили, целующимися милиционерами. Только почему-то миллионные гранты в итоге получают не совсем те люди.

    *ошибку в тексте исправьте: АпоЛЛинария.

    • Юля, ты так написала, прости, словно главная проблема в том, что гранты в итоге получают не совсем те люди.

    • в пресс-релизе и большинстве результатов поиска — АППолинария Броше.

    • «нужным», по-моему, в этом контексте не требует таких мировоззренческих придирок. речь о конкретном названии.

      что касается «огромного количества замечательных ребят….», то в Новосибирске, как известно, есть выставочные площади и возможность своё искусство демонстрировать. миллионные гранты на это не требуются. тем не менее, что-то никаких ребят, кроме «Синих носов», Артёма Лоскутова, Кости Ерёменко и Вани Мазуренко я не вижу. наверное, ждут своего миллиона.

  3. Лена, не могу не вмешаться по поводу последней реплики. Когда мы в мае провели фестиваль экспериментальной поэзии «EXPERIENCES. Напряжение», то залы были заполнены на всех событиях фестиваля. И СЦСИ на открытие выставки, и в «АГАРТЕ», и в «Капитале». Единственно, в Доме Актёра не было полного зала, но там всё начиналось после 21.00 и понятно. Так вот «замечательные ребята» были и среди участников, и среди зрителей. И уровень был очень достойный.

    Мне кажется, что СЦСИ делают замечательную работу, показывая то современное искусство, которое есть в Москве и т.д. Посмотреть образцы — это важно.

    Мы стремимся проводить события с участием тех творческих людей, которые есть в Новосибирске. Спасибо всем, в том числе и СЦСИ за поддержку. Потому что это необходимо для развития, оставаясь в роли только зрителей ничего не создашь ничего нового. Думаю, что и то, и то нужно.

Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2024 Все права защищены

.