Между народом и фолком

Текст: Алексей Макеев
Фото: Оксана Будулак

Международный фестиваль этнической музыки и ремесел «МИР Сибири» ежегодно собирает в посёлке Шушенское Красноярского края сотни участников и десятки тысяч зрителей. В России это культурная визитка региона, в мире — одна из составляющих бренда Сибири. Корреспондент «Сибурбии» побывал на 12-м по счёту фестивале, проходившем с 10 по 12 июля, и выяснил, как этническое и народное уживаются в ссыльном посёлке.

Открытие фестиваля в этом году омрачилось трагедией: накануне автокатастрофа на трассе М-54 унесла жизни 11 человек. 10 июля был объявлен днём траура. Но организаторы фестиваля этические вопросы разрешили: после традиционного представления участников конкурса память погибших почтили минутой молчания. На экранах — пофамильный список погибших, часы из колонок чеканят секунды. На сцену поднимается председатель фестивального жюри Сергей Старостин и вместе с участниками конкурса затягивает проникновенную заупокойную песнь. Все выступления первого дня прошли на почтительном миноре. Открытие на этот раз обошлось почти без «официальных лиц»: губернатор рекомендовал воздержаться в этот день от развлекательных мероприятий.

Ленинская индустриализация

12 лет назад фестиваль этнической музыки под названием «Саянское кольцо» как нельзя угадал с территорией. Шушенское долгое время было местом царской политической ссылки: от декабристов до самого известного резидента — революционера Владимира Ульянова (по этому поводу в советское время здесь была создана инфраструктура для приёма большого количества туристов). Исторически казацкое поселение расположилось среди самобытных кочевых культур — хакаской, тувинской, бурятской. Наконец, перевалочному пункту между Абаканским и Саянским острогами с самого начала повезло с пейзажами: живописная лесостепь в преддверии Ергак, близ стрелки рек Шушь и Енисея.

«Где-то даже пересечение с Сицилией, понимаете? Деревца аккуратненькие растут», — убеждает Алексей Белкин, фронтмен одной из групп-хедлайнеров «Отава Ё».

По его мнению, с фолк-индустрией в России всё плохо, а «МИР Сибири» — счастливое исключение. «Я сюда приезжаю — и вижу плакат с Сергеем Старостиным, когда для 99 процентов нашей родины это „Чё? Какой Старостин?“, — объясняет питерский музыкант. — Нет в России фолк-индустрии. У нас обычно людям мало денег — они хотят больше, ещё больше, и потом уже забывают, для чего они это делали. Забыли про музыку — давайте штамповать группы. Но ваш фестиваль, кстати, заставляет надеяться, что всё не так уже плохо».

Мир Сибири

Мир Сибири

Мир Сибири

Мир Сибири

Мир Сибири

Мир Сибири

Мир Сибири

Начавшись как маркетинговый ход красноярского туроператора «Великое Саянское кольцо» (Красноярский край — Тува — Хакасия), фестиваль за пять лет вырос из межрегионального в международный. «Событийный туризм» в Шушенском стал по-настоящему массовым, на фестиваль приезжали звёзды world music со всего света: «Soundskill» (Ирландия), «Kultur Shock» (американские мультииммигранты), «Волга» (Россия). После был недолгий период «Пелагеи», «Маши и Медведей». Сегодняшние хедлайнеры — это некий компромисс между массовостью и специалитетом.

География конкурсной программы, по утверждению жюри, тоже разрастается. Что, впрочем, не всегда помогает сохранять аутентичность. «К сожалению, в этом году почти не было заявок из Тувы, из Хакасии, — рассказывает член жюри и руководитель якутского ансамбля «Айархаан» Альбина Дегтярева. — Конечно, хотелось бы, чтобы сибирский фестиваль сохранил свою самобытность и уникальность. Несмотря на то, что наши горизонты расширяются, не хотелось бы утрачивать свой колорит».

Окольцованный

Вскоре после выхода на международный уровень основатель фестиваля, бизнесмен-туроператор Андрей Катаев продал марку президенту Ассоциации красноярских строителей Владимиру Пивневу, и с этих пор началась история уже несколько другого фестиваля, под названием «МИР Сибири». Новый владелец наладил сотрудничество с региональной властью, фестиваль получил устойчивое краевое и муниципальное финансирование.

МИР — аббревиатура музыки и ремесел — появилась в новом названии неспроста. Традиционная ярмарка «Город мастеров» сразу выросла в два раза, а в нынешнем году ремесленная часть уже доросла до отдельной премии — мастеровой. «Обделены были мастера, народное искусство поднимать надо, — прокомментировала председатель жюри, доцент КГХИ Татьяна Ломанова. — Вот многие из нас носят русские сарафаны? Нет. А хакаские женщины все ходят в хакаских платьях. Может, возродить это уже и сложно, но сохранить корни очень важно».

Было подано более 120 заявок из 20 регионов, включая полуостров Крым. На вопрос, «политика ли» последнее решение, член жюри и профессор КГХИ Александр Мигас честно признался — да.

«Сейчас у художников очень сложная ситуация: часто делается не то, что хочется, а то, что продаётся, — считает эксперт. — Зайдите на любую выставку, которая сегодня почти всегда выставка-продажа. Натюрмортик, пейзажик — кто что купит. Я и здесь вижу очень много бывших студентов, которые занимаются магнитиками и тому подобным. То же самое и Крым: обилие туристов, обилие денежных людей, выбрать в этом что-то более-менее искреннее — вот это и была главная задача».

По мнению профессора, элементы рынка сбивают мастеров, в результате чего изделия народников теряют чистоту и аутентичность. «Сегодня на рынке много, как говорят в народе, „шелупони“, даже среди ручной работы. Китайцы перебивают рынок своей ценой. Но радует уже то, что мастеров хотя бы не становится меньше», — заключает Мигас.

День посёлка

Три года назад новая команда переименованного фестиваля объявила, что «МИР Сибири» станет кочующим, на пресс-конференции — что фестиваль станет передвижным. «К сожалению, как мне показалось, произошла подмена ценностей. Население посёлка Шушенское перестало относиться к фестивалю как к уникальному явлению. Последние два фестиваля мне больше напоминали праздник самого Шушенского», — сказала тогда директор фонда «Культурное наследие Сибири» (созданного под финансирование фестиваля) Зоя Благих. От кочевых настроений пришлось отказаться по экономическим соображениям, а понять, где заканчивается фестиваль и начинается «День посёлка» теперь совершенно невозможно. На главной сцене проводят саундчек зарубежные хедлайнеры, а через виадук, на главной площади посёлка, районная администрация чествует местных супругов-долгожителей (в рифму главной теме фестиваля 2015 года — семьи).

Традиционно в конце фестиваля организаторы объявляют количество гостей — обычно в районе 30 тысяч — но в этом году воздержались. И правильно сделали: адекватно посчитать их всё равно невозможно. Гостей чего? Фестиваля или Шушенского?

Кураторы палаточного городка любят рассказывать про экзотических приезжих, добиравшихся на велосипеде из Москвы, автостопом из Мирного или пароходом из Австралии. Но вот про сотни людей, стихийно обсаживающих все прибрежные зоны посёлка, разбивающих палатки на берегу, приезжающих на выходные, на день, которым подчас фестивальную сцену заменяют бухающие колонки автомобиля, они не расскажут.

Мир Сибири

Мир Сибири

Мир Сибири

Мир Сибири

Мир Сибири

Мир Сибири

Мир Сибири

По дороге на главную площадь местные дачники продают ягоды и цветы. Между палаточным городком и главной сценой — развалы кустарной сувенирки, китайских амулетов, турецкого золота и арабских духов, бесчисленные шашлычные и пловные с караоке и танцами. В фестивальные дни Шушенское становится эпицентром торговой-развлекательной активности, к «МИРу Сибири» имеющей довольно опосредованное отношение.

Фестивальное «Положение о торговле» демократично: никаких ограничений по ассортименту, если он не в стеклянной таре, не алкоголь и безопасен для потребителя. 9500 рублей в сутки стоит аренда земли под шашлычную, 5000 рублей — под продажу готовой еды, 4000 попросят за непродовольственный лоток и столько же — за массажную палатку. Свои прибыли получают и стационарные торговые точки в посёлке: на территории фестиваля продажа алкоголя запрещена, но в самом Шушенском сухой закон никто не вводил.

Своя атмосфера

При всей стихийности и безудержности фестивальных дней организаторам всё-таки удаётся отграничивать территорию: на главной концертной площадке довольно дипломатично справляются с запретом на алкоголь и курение. Пить возможно лишь культурно и таясь, а дымить — только в укромном месте. За пределами стадиона позволено всё. Там образовался своеобразный лимб: всё ещё этнофестиваль, но уже с кабацкими танцами и не стесняющей себя фестивальными условностями публикой.

Правда, нематериальные территории разграничить удалось не так ловко. На закрытии фестиваля, будто в компенсацию за траурное молчание в первый день, госучастие почувствовалось на полную. В программе были «Специальные премии», представлять которые поднимались депутаты краевого Законодательного собрания. «Если все мы вместе с вами будем продолжать любить наши истоки, наше народное творчество, нашу страну, всегда будет мир в Сибири, мир в России», — уверила зампредседателя комитета по образованию, культуре и спорту Татьяна Волоткевич, представляя номинацию «Эксперимент». «Это потрясающее событие, которое всех нас сегодня порадовало, нашу душу, наш Красноярский край, да и всю Россию, наверное», — высказался Денис Побилат, экс-координатор реготделения ЛДПР и «технический» конкурент губернатора Виктора Толоконского на минувших выборах.

Мир Сибири

Мир Сибири

Мир Сибири

Мир Сибири

Мир Сибири

Мир Сибири

Мир Сибири

Где-то посреди официальной части начинается ролик к «70-летию Победы»: на экранах фронтовая быль, торжественный голос читает «Реквием» Роберта Рождественского под чеканящие секунды часы — точно те же, что на открытии.

***

В итоге к 2015 году «МИР Сибири» всё увереннее сливается со своим государственным партнёром. Из просто музыкального фестиваля для меломанов и любителей активного отдыха на природе событие мутировало в культурно-политическую акцию. Практически это ощущается и в программе, и в пространстве, и содержательно, и по форме. Пока на главной сцене звучит отборное этно и отличная визуальная режиссура, в палаточном городке многим до событий основных площадок дела нет. Жителей Шушенского подключают к главному событию года программой увеселений на главной площади, связанной с фестивалем только технически.

«Фестиваль выполняет огромную миротворческую роль: знакомясь с культурой многонациональных народов, мы учимся дружить коллективами, сотрудничать территориями и взаимодействовать с континентами. Атмосфера этого фестиваля проникла всюду, что нас окружает», — со знанием дела поведал со сцены глава Шушенского района Петр Сасин. И был, конечно, прав.


Читать также:


Отава Ё: «Фольклор — это андеграунд в нашей стране»
Корреспонденты «Сибурбии» встретились на фестивале «Мир Сибири» с группой «Отава Ё», чтобы выяснить, как кельтский фолк в их репертуаре сменился русским, зачем нужны ушанки, когда нет гармошки, и почему выступать перед Свидетелями Иеговы — полезно.


4 комментариев к статьеДобавить
  1. Ребята, имейте совесть, ну ХакаСия же:)

Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2024 Все права защищены

.