Олег Бурков
автор блога о сериалах serious series
Канал NBC в ответ на набирающую популярность сериальную экранизацию романа Стивена Кинга «Под куполом» представляет необычную драму «Сибирь», где соединились хорошо известные жанры, которые раньше, как ни странно, существовали параллельно: остросюжетный мистический сериал и игра «на выживание».
Вертолёты забрасывают шестнадцать добровольцев, согласившихся на участие в опасном шоу, в гущу сибирской тайги близ реки Тунгуски, на место некоего лагеря, внезапно опустевшего в 1908 году (дата и место прозрачно намекают на Тунгусский метеорит, хотя в эпизоде он не упоминается). Смельчаков ждёт непростое испытание: пережить сибирскую зиму. За это каждый выживший получит полмиллиона долларов. Желающие выбыть из игры могут вызвать вертолёт, нажав спасительную красную кнопку на территории лагеря.
Испытания, как и положено в подобных телеиграх, начинаются раньше, чем предполагают участники: до лагеря доберутся не все. Первая серия, посвящённая, в основном, классическим проблемам распределения социальных ролей в коллективе, заканчивается вполне в духе жанра: случается НЕЧТО УЖАСНОЕ, и игра перестает казаться безобидным приключением.
Стилистика «Сибири» (снимавшейся, к слову, в Канаде) намеренно скопирована с американских реалити-шоу в духе «Фактора страха»: трясущиеся кадры, снятые на весу, перемежаются рефлективными монологами героев на камеру. Сами герои подобраны по известному принципу максимального охвата аудитории: здесь есть и карикатурный очкарик-программист, и блондинка-модель, и суровый патриарх, и альфа-самец. В большинстве случаев их профессии заставляют переживать за участников ещё сильнее: ясно, что фэшн-дизайнеру, бармену, диджею и клерку придётся в условиях тайги несладко. С другой стороны, регбисту, наезднику и вышибале должно быть полегче.
«Сибирь» эксплуатирует сразу все местные стереотипы и мифы. Герои оказываются в ситуации покорителей Нового света, борющихся за лучшую жизнь. В то же время «сериал в сериале» и выходящие из-под контроля события дают шоу ещё одно измерение, превращая «Сибирь» в антиутопию на тему жестоких игр и ставя вопрос о границах допустимого для съёмки и демонстрации.
Логотип сериала, исполненный угловатым шрифтом с зеркально отражённой латинской R (намёк на кириллицу), сразу даёт понять: всё будет сурово и, по возможности, страшно. О степени накала страстей судить по пилотной серии нельзя, поскольку обстановка только начала нагнетаться, но всё идёт к тому, что с некоторыми персонажами зрители попрощаются довольно быстро.
Оно и понятно: Сибирь аккумулирует в себе массу пугающих представлений и первобытных страхов.
Поэтому, с точки зрения сценаристов, вполне логично населить эти дикие леса хоть людоедами, хоть йети, хоть инопланетянами или другими недружелюбными существами. Узнать, какими именно, мы, вероятно, сможем из следующих серий, если создатели не пойдут по порочному пути «Лоста» с его смертоносным «дымком» и не оставят вопросы без ответов. Дополнительная интрига сериала состоит как раз в том, реален ли надвигающийся кошмар или является частью сценария шоу, и мы наблюдаем игру внутри игры. Впрочем, учитывая то, что уже на второй день пребывания в лагере (далее СПОЙЛЕР!) игроки начинают есть мухоморы, объяснение происходящим вокруг ужасам может оказаться довольно простым.
Не удивлюсь, если в ближайшее время «Сибирь» начнёт транслировать один из российских каналов, ведь нашему зрителю нельзя отказывать в удовольствии понаблюдать за страданиями наивных американцев на российской земле.
Читать также:
Весёлые сказки таинственных стран
В своей первой сериальной колонке на «Сибурбии» Олег Бурков рассказывает, почему скоро все поклонники продукции телеканала HBO обратятся к природоведческой документалистике.
Дикие и морозные
Дикий, необузданный и креативный — таков образ символического сибиряка, который пытаются создать авторы бренд-проекта I’m Siberian. Интервью с креативным директором проекта Владимиром Черепановым.