Текст: Роман Жайворон
Фото предоставлены пресс-службой Новосибирской филармонии
Меньше года назад молодые новосибирские композиторы, объединившись под именем «Молот», символически разбили молотком виниловую пластику. С этого радикального жеста в духе авангардистов прошлого века начался «Удар молота» — дебют группы композиторов. Если в тот раз событие всё же укладывалось в рамки концерта академической музыки, то нынешняя видеосюита для хора, ансамбля, чтеца и диджея «Моnoлит» бескомпромиссно трансформируется в перформанс.
«Удар молота» не распугал слушателей, поэтому Новосибирская филармония продолжила работать с композиторами-экспериментаторами. Более того, к проекту подключился Сибирский центр современного искусства и многие другие. В результате прогрессивную публику ждёт концерт современной академической музыки с критической степенью синтетичности. Камерный ансамбль встретится с дабстепом и индастриалом, а хоровая студия Оперного театра — с текстами Владимира Маяковского и Артура Шубина, которые будет декламировать актёр театра «Глобус» Илья Паньков. Все — в робах заводских рабочих. Визуальная часть тоже обещает впечатлить: съёмки с промзон, поющие рабочие завода «Труд», виолончели среди турбин авиационных ангаров…
Эстетика заводов и звуки промышленности, отсылающие нас к советскому торжеству пролетариата, по мнению некоторых авторов «Моnoлита», противопоставляются гламуру. Другие утверждают, что индустриальная видеосюита — это про сегодняшних людей, про Новосибирск.
Дмитрий Мазуров,
композитор
В том, что получается, я вижу китч, вульгарность. Хотя, каждый из нас, композиторов, воспринимает эту идею по-своему. Мы писали музыку для «Монолита» летом, за полгода подготовки к нам подключилось ещё много людей — в итоге произошло наложение вкусов и видений. Сама тема индастриала возникла спонтанно, уже по ходу. Например, Вячеслав Мизин («Синие носы») придумал, что исполнители будут в образах рабочих. А изначально мы писали музыку в отрыве от какой-либо темы, с большой долей свободы. Замечу, что, например, диджей выходит на сцену только в одном номере из четырёх. Тут не всё вперемешку — композитор выбирает свои средства воздействия. Мне близки более абстрактные, философские образы. Музыка воздействует эмоционально, стихи вносят конкретику в образы, плюс работает видео-арт. В целом, для нас это продолжение эксперимента. Мы ещё не понимаем, что это такое, поэтому сами ждём концерта.
Илья Ильдеркин,
председатель новосибирского молодежного отделения союза композиторов РФ
Ещё весной у меня появилась мысль: раньше композиторы вставляли в свои сюиты фрагменты танцев своего времени — мазурки, кадрили. А зачем в современные классические произведения вставлять несовременные танцы? Сейчас их нет, сейчас есть дабстеп. Кроме того, была идея сделать в сюите противопоставление духовности и технократии. Изначально был видеоряд, который сделал Дима [Мазуров] — с качками из Белоруссии. Но мы решили, что этот ряд не походит, и нужно переснять. Мы хотели, чтобы это было про Новосибирск, и пошли снимать на завод. Так и объясняли: «Мы делаем видео-сюиту, хотим показать жизнь рабочих нашего города». Откликнулся завод «Труд», с радостью согласился «Сибирь-техника». Рабочие очень обрадовались! Им это интересно. Один вообще дирижировал во время съемок и показывал, как надо петь. Это всё вошло в видео-инсталляцию.
Трейлер
NEW! Полная видеозапись с состоявшегося выступления
Читать также:
Бетховен уже не тот
Кто и зачем пишет академическую музыку и какой ей нужен слушатель.
Классический прием
Молодые новосибирские композиторы заявили о себе «Ударом молота» на сцене филармонии.