«Пока мои работы не оживут — я не остановлюсь»

Текст: Мария Бурова
Фото: Антон Петров и Игорь Верный

Свободный от прихотей заказчиков и увлечённый философией Ницше, красноярский художник Игорь Верный своими руками создаёт из неживого металла по-настоящему живых представителей земной фауны. Его голуби, стрекозы, летучие мыши и пауки из самоваров, зажигалок, дверных глазков и ручек, зонтов и гитарных струн привлекли сначала зарубежных блогеров, а затем и российскую публику. «Сибурбия» побывала в мастерской с нулевым процентом творческого беспорядка и узнала, какую миссию возлагает на свои творения мастер и почему они обязательно должны пережить своего создателя.

— Откуда у вас такая любовь к металлу?

— Это чувство родилось в Казахстане, где я провел своё детство. Время было непростое — распад СССР и пришедшая за этим полная разруха. Естественно, ни о каких детских игрушках речи тогда не было, поэтому я создавал их сам из подручных материалов, в основном из дерева. Позже я добавил к умению фантазировать знания, полученные в политехническом университете на факультете металлообработки. Научиться технологии можно в любом ПТУ, но главное здесь — смекалка и находчивость, которую я приобрёл как раз в возрасте семи лет в результате небольших внешних ограничений. Современные дети на такое не способны: у них всё есть, им не надо решать никаких задач. Не уверен, что они смогут понять, что такое изобретательность, а без этого никак.

— В вашей официальной группе во «ВКонтакте» вы говорите, что создаёте работы в стилях стимпанк и киберпанк. Как бы вы объяснили человеку, который первый раз видит ваши работы, что это такое?

— А я скажу честно, что по стимпанку я прикалываюсь не так сильно, как по киберпанку. Киберпанк — это мир будущего, в котором развиты технологии, но так как я делаю свои вещи вручную, то они стилистически похожи на стимпанк (стимпанк — направление научной фантастики, стилизующее цивилизацию под эпоху Викторианской Англии, — прим. Siburbia). Из старых предметов невозможно сделать что-то высокотехнологичное. Но на самом деле неважно, какой стиль.

Я делаю то, что я хотел делать в детстве — это главное.

К тому же, чтобы делать такое, надо быть независимым от чужого мнения. Когда я начинал, я много раз слышал: что за фигнёй ты занимаешься? Но я принял решение и был не намерен отходить от курса.

Игорь Верный
Игорь Верный
Игорь Верный
Игорь Верный
Игорь Верный
Игорь Верный
Игорь Верный

Игорь ВерныйИгорь ВерныйИгорь ВерныйИгорь ВерныйИгорь ВерныйИгорь ВерныйИгорь Верный

— Ваши работы отличаются плавностью линий, особой красотой, несвойственной «железякам». Как вам это удается?

— Большинство мастеров в моей области просто не работают: они берут и приваривают детали будущего «организма» друг к другу. Я так не могу: почти все запчасти я кардинально переделываю и привинчиваю одну к другой винтами, что даёт отличную, почти натуральную, подвижность. В моих работах не сразу заметишь, что крылья голубя — это вилки, а позвоночник рыбы — это велосипедная цепь.

— Что вообще вас вдохновляет из мира искусства или технологий?

— Моё вдохновение не связано с миром искусства, оно вообще не связано с людьми. Меня вдохновляет биология. Я пытаюсь воссоздать в металле то, что, возможно, делалось само в процессе эволюции. Я никогда не противоречу природе: стараюсь повторить особенности строения того или иного животного. По моей философии, жизнь — это самое большое чудо во Вселенной. Всё, что я могу на этом этапе — это сделать этой жизни памятник.

работы Игоря Верного
работы Игоря Верного
работы Игоря Верного
работы Игоря Верного
работы Игоря Верного
работы Игоря Верного
работы Игоря Верного

работы Игоря Верногоработы Игоря Верногоработы Игоря Верногоработы Игоря Верногоработы Игоря Верногоработы Игоря Верногоработы Игоря Верного

— И вы чувствуете себя довольным создателем?

— То, что я делаю сегодня, мне кажется идеальным, и я бы ничего не стал менять в своих новых работах. Но я не уверен, что через год мне не захочется что-то переделать.

— То, чего не существует в природе, вы не создаёте?

— Только разве что роботов. Я не могу сделать животное, которого нет в природе.

— И скрестить никого не пробовали?

— Нет, это грубый стиль. Котопёс не прокатит! (смеётся)

— Почему это?

— Потому что это глупость. Я стараюсь делать то, что теоретически возможно, даже если это робот. Робот реальней котопса в моём представлении.

Пчела_Игорь Верный
Пчела_Игорь Верный
Пчела_Игорь Верный
Пчела_Игорь Верный
Пчела_Игорь Верный
Пчела_Игорь Верный
Пчела_Игорь Верный

Пчела_Игорь ВерныйПчела_Игорь ВерныйПчела_Игорь ВерныйПчела_Игорь ВерныйПчела_Игорь ВерныйПчела_Игорь ВерныйПчела_Игорь Верный

— Расскажите, над чем вы сейчас работаете?

— Сейчас я заканчиваю осу. На неё пошли автомобильные дворники, часть зонтика, кусочки от спицы велосипедной, дверные ручки.

Кстати, о точном следовании оригиналу: в жало осы я закачаю нейротоксин, чтоб его никто не мог трогать.

Так что вы последние, кто её коснулся и остался цел, в следующий раз она будет жалить. Остальные вещи у меня добренькие (смеётся).

— А любимое ваше произведение у вас есть?

— «Голубь мира», конечно! Это была сложная и долгая работа. И те эмоции, что я испытывал, когда делал его — они ни с чем не сравнимы. Я люблю голубей ещё с детства, в Казахстане их очень много. Но белых голубей я впервые увидел здесь, и снова убедился, насколько это прекрасные создания.

Голубь_Игорь Верный
Голубь_Игорь Верный
Голубь_Игорь Верный
Голубь_Игорь Верный
Голубь_Игорь Верный
Голубь_Игорь Верный

Голубь_Игорь ВерныйГолубь_Игорь ВерныйГолубь_Игорь ВерныйГолубь_Игорь ВерныйГолубь_Игорь ВерныйГолубь_Игорь Верный

— Где вы берёте столько рабочего материала?

— Что-то покупаю, что-то мне приносят знакомые, а что-то нахожу на улице, но и этого часто не хватает. В основном для работы мне нужны предметы закруглённой формы. Из чего вот череп кота делать? Мне пока непонятно, так что проект пришлось отложить. Большинство моих подручных материалов — это наследие Советского союза. Сейчас один пластик везде, и это усложняет дело.

— Несмотря на трудность процесса, самые сложные вещи вы всегда делали не для продажи. Почему?

— Девяносто процентов сделанного — это мой подарок человечеству. Сейчас у меня есть десять готовых экспонатов, накоплю ещё несколько и отправлю их в какое-нибудь выставочное пространство.

— А если кто-то захочет одну из ваших работ купить. Продадите?

— Купить все в основном хотят «Голубя мира». Но как я могу голубя мира продать? А вот насекомые не пользуются спросом.

— Значит, вы всё-таки художник, а не ремесленник?

— Я точно художник. И, как у любого художника, у меня есть своя творческая установка. Пока мои работы не оживут, не будут обладать разумом — я не остановлюсь.

— Как ваши работы «поумнеют»?

— Тут всё зависит от учёных. Я смогу обеспечить только механическую составляющую. Я полагаю, что через двадцать лет появятся уже довольно умные машины, которые будут сродни человеку.

— Меня это пугает…

— А чего бояться? Наоборот, к этому надо идти. Пугает это только оттого, что это что-то новое. Сто лет назад скептики пугались скорости свыше 30 километров в час.

Игорь Верный
Игорь Верный
Игорь Верный
Игорь Верный
Игорь Верный
Игорь Верный
Игорь Верный

Игорь ВерныйИгорь ВерныйИгорь ВерныйИгорь ВерныйИгорь ВерныйИгорь ВерныйИгорь Верный

— Как думаете, широкая публика поддержит ваши идеи о создании альтернативы человеку?

— На это я отвечу словами Ницше: «все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя, а вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее вернуться в состояние зверя, чем превзойти человека?» Я не хочу.

Искусственный интеллект не будет обладать такими дурацкими человеческими качествами, как ксенофобия, ненависть, зависть, злость — все должны быть этому только рады.
— Но ведь этим искусственным интеллектом могут воспользоваться люди, у которых всё перечисленное в избытке. А дальше по известному сценарию: восстание машин и большая угроза человечеству…

— Нет, обезьяны же нами не пользуются! (смеётся) Искусственный интеллект, конечно, будет умнее человека, но при этом он будет автономен от него, и это позволит избежать отрицательного опыта, влияния на него. Но это всё моя философия, собранная из философии Ницше и Артура Кларка. Фильм «Терминатор», конечно, я сюда не отношу. Я думаю, Кэмерон просто фишку на этом сделал. Я уверен, искусственный интеллект — это не угроза для человечества.

Игорь Верный
Игорь Верный
Игорь Верный
Игорь Верный
Игорь Верный
Игорь Верный
Игорь Верный

Игорь ВерныйИгорь ВерныйИгорь ВерныйИгорь ВерныйИгорь ВерныйИгорь ВерныйИгорь Верный

— Значит — спасение?

Многие видят в искусственном интеллекте лишь возможность облегчить свою собственную жизнь, чтобы роботы делали за них всю «чёрную» работу. Я думаю, неплохо было бы передать управление всей Землей в руки независимого интеллекта. Тогда будут учитываться интересы всех стран, а не только России или США. Будет вынесено решение на основе всех точек зрения. И людям придётся это принять.

— «Придётся это принять» — фраза, которая предполагает некое насилие над личностью…

— Но в противном случае будут продолжаться войны. Технологии должны нас спасти. Мы же всё-таки приматы, мы хотим быть главными в стае, а какой-нибудь терминатор направит нас в нужное русло (смеётся).

Паук_Игорь Верный
Паук_Игорь Верный
Паук_Игорь Верный
Паук_Игорь Верный
Паук_Игорь Верный
Паук_Игорь Верный

Паук_Игорь ВерныйПаук_Игорь ВерныйПаук_Игорь ВерныйПаук_Игорь ВерныйПаук_Игорь ВерныйПаук_Игорь Верный


Читать также:


И кожа, и рожа
Интервью с Кириллом Останиным, известным как JoiJobs, который делает простые и изящные украшения и сумки из натуральной кожи.


Открытки как с картинки
Томская студия «КУЮ дизайн» выпустила серию открыток с музыкальными инструментами, которая порадует не только и не столько меломанов, сколько людей с обострённым чувством прекрасного.


Подсел на клей
Свои картины молодой томский художник Алексей Бовчаров не пишет, а собирает по кусочкам. Симпатичные панды, загадочные женщины в шляпах и герои мультфильмов появляются на холстах, склеенные из обрывков страниц глянцевых журналов.


Простые вещи
Создатели новосибирской марки одежды Harm’s Артём Тарасов и Юрий Ясюк рассказывают о том, почему не нужно стесняться Новосибирска и чего можно добиться за год двум людям, решившимся делать вещи, которые можно носить каждый день.


Добавить комментарий

Пожалуйста, введите имя

Обязательно

Введите верный адрес email

Обязательно

Введите свое сообщение

Siburbia © 2017 Все права защищены

.