Шрифт без осечек

Текст: Настя Захарова
Иллюстрации: Лена Франц

Интерес к книжному нон-фикшну появился в России уже довольно давно и успел окрепнуть, теперь настало время таких же фильмов. Тем более, что хорошее документальное кино — будь оно о животных, науке или даже об отдельно взятом шрифте, например, Гельветике — одинаково интересно смотреть. А потом ещё можно щеголять полученными знаниями.

Гельветика (лат. Helvetica) — семейство шрифтов класса нео-гротеск, относящийся к стилю «шрифты без засечек». Шрифт был создан в швейцарской компании Haas’sche Schriftgiesserei в 1957 году и первоначально назывался Neue Haas Grotesk. В 1960 году название шрифта пришлось изменить на «более продаваемое». Первоначальное предложенное название было Helvetia — Гельвеция, устаревшее латинское название Швейцарии, однако в итоге было принято Helvetica, что в переводе с латинского означает «швейцарская». (Wikipedia)

Гари Хастуит, уже ставший легендой современного документального кино, в 2007 году снял свой дебютный фильм «Гельветика», посвящённый полувековому юбилею одноимённого шрифта. Первой в своём роде лента стала не только для режиссёра: до этого кино про шрифты ещё никто не снимал. Фильм о самой известной после Times New Roman гарнитуре получился о графическом дизайне вообще — о его роли в повседневной жизни и влиянии на окружающую реальность. Американский режиссёр на этом не остановился и взялся за промышленный и городской дизайн. В итоге получилась «Дизайн-трилогия»: „Helvetica“, „Objectified“ и „Urbanized“ — понятные и способные заинтересовать «простых людей» фильмы о разных областях дизайна. «Трилогия» сделала тему дизайна более доступной для массового зрителя, но и более открытой для критики.

«Гельветика» — это изящное учебное пособие. Даже если ты не знал, что шрифты — не только часть Microsoft Word, после просмотра чувствуешь себя немного специалистом, способным рассуждать о типографике.

Хастуит неоднократно признавался в интервью, что он просто очень любопытный: ему интересно знать, как всё устроено и почему те или иные вещи выглядят именно так. Чтобы понять всё про Гельветику — как шрифт используется и использует пространство, почему его выбирают дизайнеры, какое это имеет практическое и культурное значение — режиссёр поговорил с самыми именитыми и важными персонами из мира графического дизайна, многие из которых застали и ручную резку пуансонов (стальной брусок с рельефным изображением буквы или знака, который служит для выдавливания изображения при изготовлении шрифтовых матриц — прим. Siburbia), и самые современные компьютерные технологии. Среди собеседников Хастуита оказались основатель MetaDesign и FontShop Эрик Шпикерманн; Мэтью Картер, создававший шрифты по заказу Microsoft (Verdana, Georgia), журналов Time, Newsweek и газеты The Washington Post; классик мирового графического дизайна Массимо Виньелли и ещё двадцатка дизайнеров со всего мира.

gelvetika

gelvetika

gelvetika

gelvetika

Кроме выбора сложной и неочевидной темы, заслуга режиссёра ещё и в том, что фильм получился настоящей биографией шрифта, со всеми сложностями его возникновения, периодами триумфа и упадка. Те, кто страстно любит и ненавидит Гельветику, рассказывают увлекательную, местами лиричную, местами смешную историю. В итоге получается захватывающая дискуссия, в которой хочется поучаствовать даже не слишком осведомлённому зрителю. Потому что Гельветика (за рубежом больше, в России меньше) уже воспринимается обществом как часть повседневности. Она имеет отношение ко всему и ни к чему конкретному одновременно, и именно поэтому волнует. Гельветика — воплощение нейтральности — настолько универсальна, что умеет подстраиваться под содержание.

gelvetika

gelvetika

gelvetika

gelvetika

gelvetika

Хастуит не только учит людей своими фильмами, но и вовлекает публику в процесс создания кино. «Гельветика» снималась на занятые у родственников деньги, а продолжались съёмки за счёт продажи постеров и футболок с символикой. Для следующих фильмов Хастуит подключил Kickstarter, где собирал деньги, и Twitter, где собирал идеи: предлагая свои примеры арт-объектов, зрители могли поучаствовать в создании фильма.

Одно из доказательств вездесущести Гельветики — её широкое использование в логотипах компаний. В частности, Гельветикой набраны такие логотипы и торговые марки, как American Apparel, AmericanAirlines, AGFA, BMW, Energizer, Intel, Jeep, Lufthansa, Motorola, Nestle, Olympus, Panasonic, Placebo, Stimorol, Samsung, Sanyo, Toyota, Zanussi.

Хотя «Гельветика» кажется фильмом, предназначенным для узкой аудитории дизайн-гиков, на самом деле это не так. Шрифт окружает и сопровождает нас повсюду, помогает ориентироваться в пространстве и влияет на наш выбор больше, чем мы думаем. В этом смысле Гари Хастуиту удалось сделать видимым то, чем мы ежедневно пользуемся, но не замечаем. Каждый из нас постоянно потребляет текст, но редко задумывается над тем, как шрифты, которыми набраны смс, уличные вывески, заголовки газет, влияют на восприятие этих сообщений. А ведь стабильность использования шрифтов в нашей повседневности сравнима с ролью зубной щётки.

Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2019 Все права защищены

.