Текст: Анна Дубинская
Фото предоставлены Сибирским центром современного искусства
«Соединённые штаты Сибири» в галерее Марата Гельмана на московском «Винзаводе» — как хорошие брюки: сидят, словно влитые. В том смысле, что в этой экспозиции, работы которой крайне разнородны, совсем нет провинциальности и желания за кем-то угнаться. И кажется, что сибирские отличаются от московских разве что тем, что относятся к себе с большей доли иронии, и чувство собственной важности не зашкаливает у них так сильно.
Главных сибирских художников настоящего времени — арт-группу «Синие носы», Дамира Муратова, Василия Слонова, Константина Ерёменко, Сергея Беспамятных — и объединяет-то, по сути, только одно: чувство юмора. Именно оно превращает эту постмодернистскую игру с визуальными штампами в ироничную попытку поразмыслить о национальном характере.
Эта экспозиция — своего рода гимн пресловутой сибирской независимости, услышит который не каждый, но многие пытаются.
Так, например, девушки-студентки пришли на «Винзавод» впервые и на эту выставку попали случайно, они быстро проходят по залу, не заинтересовавшись ни одной работой, у которой есть хотя бы минимальный исторический контекст. Зато серия Василия Слонова «Welcome to Sochi» заставляет их сразу достать телефоны и начать фотографировать. В общем-то, подобное происходит с каждым, кто оказывается в этой части экспозиции — оттого и возникает ощущение толпы.
Зловещие постеры к будущей сочинской олимпиаде — то, чем на самом деле хочется поделиться. Эти работы мгновенно дарят зрителю чувство причастности: ну, мол, мы же с вами всё знаем про эти саммиты, олимпиады и выборы. И автор подмигивает откуда-то из угла.
За пределами выставки говорят, что «Соединённые штаты Сибири» — прежде всего рассказ об изолированности. На выставке становится понятно, что это ерунда. Сибирякам попросту не нужно в другой мир, они не собираются куда-то за чем-то бросаться, у них отлично получается присваивать себе далёкое и бодро над ним потешаться. Именно поэтому Сталлоне и Тайсон в серии «Если бы они родились в Сибири» Дамира Муратова выглядят смешно, но совсем не фантастично. Реальный господин Депардье, например, в валенках и с российским паспортом — вполне себе сошедшая с одной из этих картин фигура.
В серии «Истерия Новосибирска» Константина Ерёменко, мимо которой многие проходят с комментарием «ничего не понятно», Новосибирск вообще становится центром Вселенной. Воображаемые факты, история человечества, прошлое и будущее — всё здесь, и другого мира не существует. Нормальный такой, очень столичный подход — вот наша здешняя столица, и даже флаг у нее есть.
Кстати, самая известная работа экспозиции — собственно флаг «Соединённых штатов Сибири» Дамира Муратова, давший название выставке — даже как-то затерялась на общем фоне. Сепаратистский налёт зрителем определённо не ощущается. «Хорошо придумано, — говорит один из посетителей. — Этот флаг ведь многое в Сибири объясняет: снег, лес, тоска…»
Впрочем, любой художник может утешиться тем, какие вопросы звучат в этом зале. «Скажите, а есть свободная журналистика?» — интересуется человек из сферы судостроения, читающий в свободное от работы время блог Марата Гельмана. На этот вопрос можно ответить только цитатой из монолога другого зрителя, который работает курьером, но втайне мечтает о карьере художника. Он печально смотрит на картины и произносит: «А куда идти, кто меня ждет? Тут уже всё занято». Такие осознания современное искусство иногда приносит людям. Полезная, в общем, выставка, что ни говори.
Sibirsky-Tsentr Sovremennogo-Iskusstva
01.04.2013
В Москве на ВИНЗАВОДЕ выставка ждёт вас до 21 апреля, приходите..