Театральный сезон. Начало

Текст: Мария Кожина

Театральный сезон 2012-2013 стартовал три месяца назад. За это время в репертуаре каждого новосибирского театра появилось, по крайней мере, по одному новому спектаклю. Через год об этих спектаклях будут говорить на фестивале «Парадиз», через полтора — на «Ново-Сибирском транзите», но мы не будет ждать так долго и пойдём по ещё не остывшим следам.


Кто хочет стать миллионером

Фото: Фрол Подлесный

Павел Южаков поставил в «Первом театре» спектакль «Золотая лавина» по одноимённой пьесе Валентина Красногорова. Пьеса, написанная в 2010-м году, прежде не ставилась на театральной сцене, поэтому спектакль «Первого театра» смело можно назвать мировой премьерой.

Сюжет «Золотой лавины» продолжает события известного произведения Фридриха Дюренматта «Визит старой Дамы».

В провинциальный городок приезжает гостья, которая просит жителей отомстить её давнему обидчику, после чего дарует городу миллиард долларов. Перед героями встаёт непростая задача — разделить внезапно свалившееся богатство.

Коллектив театра изучает слабости человеческой природы, пытаясь понять, на что способен человек ради денег. Каждый из героев борется за собственное благополучие, разрывая социальные связи и стараясь любыми способами достичь своей цели. Пожалуй, здесь выражение «идти по головам» получает максимально полное воплощение, ведь при сокращении числа горожан, доля каждого увеличивается в несколько раз. Любимый конёк Павла Южакова — обнажать социальные изъяны и несовершенства государственного устройства. «Первый театр» в свойственной ему манере рассматривает происходящее через смех, играя чёрную комедию. Правда, от этого не становится менее страшно. С помощью различных ходов и приёмов зрителя постоянно делают соучастником происходящего. Чувствуя себя частью процесса, понимаешь, что «Золотая лавина» — это история прежде всего о выборе каждого из нас. Ведь неизвестно, как бы мы поступили в подобной ситуации.

Выход из гоголевской шинели

Фото: Игорь Игнатов

Браться за постановку классического произведения, которое десятки лет литературоведы буквально рассматривали под микроскопом, — для театрального режиссёра шаг по-настоящему смелый. Однако переосмысление хрестоматийного материала и рассмотрение его в современном контексте не всегда оборачивается удачей.

Действие краснофакельского «Онегина» в постановке Тимофея Кулябина разворачивается в «коробке» с серыми стенами, вызывающей ассоциации с лечебницей.

Здесь ведёт свою размеренную жизнь Онегин (Павел Поляков), день которого состоит из занятий сексом, приёма пищи, бесконечных переодеваний, балов и снова занятий сексом.

Здесь поэт Ленский (Сергей Богомолов/Виталий Гудков), окрылённый вдохновением, пишет мелом стихи на стенах. Здесь под вспышки фотокамер появляется Ольга (Валерия Кручинина), играющая в Мэрилин Монро. Здесь же нелюдимая Татьяна (Дарья Емельянова) в любовной горячке на многочисленных листах пишет письмо Онегину… В этом стерильном пространстве существуют персонажи, заключённые в рамки определённых типажей (скептик, поэт, кукла, девушка со странностями). Они герои-функции, для которых физическое действие важнее внутренних переживаний (в этом видится желание режиссёра приблизиться к европейскому театру). От спектакля веет формализмом, но это не исключает интересных находок. Правда, некоторые режиссёрские приёмы можно встретить в предыдущих работах Тимофея Александровича (особенно много перенесено из спектакля «Шинель. Dress Сode», поставленного Кулябиным в петербургском «Приюте комедианта»). Вот только смотреть на то, что уже видел в другом спектакле, не самое интересное занятие для зрителя.

Приют комедиантов

Фото: Виктор Дмитриев

Пьеса «Лес» была написана Островским в 1871 году. С тех пор это одна из самых популярных пьес на российской сцене. Среди нашумевших постановок последних лет — Малый театр (режиссёр Юрий Соломин), Театр на Малой Бронной (режиссёр Лев Дуров), Театр на Литейном (режиссёр Григорий Козлов), МХТ им. Чехова (режиссёр Кирилл Серебренников).

Два года назад московский режиссёр Роман Самгин поставил в «Глобусе» «Скупого» по пьесе Мольера. Именно тогда он задумал сделать в Новосибирске свой «Лес», увидев подходящих кандидатов на роли актёров Несчастливцева и Счастливцева в заслуженных артистах России Лаврентии Сорокине и Илье Панькове.

Принято считать, что основным конфликтом пьесы «Лес» является противостояние «дремучего» мира помещиков и свободного мира странствующих по свету артистов. Однако если бы в современных спектаклях рассматривались проблемы общества того времени, постановки выглядели бы крайне архаично. Роман Самгин поставил в театре «Глобус» вневременной спектакль о взаимоотношениях между людьми, о человеческом одиночестве и о жизни, в которой бывают и грустные, и веселые моменты. Это крепкая комедия, в которой, с одной стороны, нет новаторских идей и приемов, а с другой — нет ничего лишнего. Именно поэтому в «Лесу» хорошо.

Наука и жизнь

Фото: Вера Сальницкая

В Новосибирском городском драматическом театре состоялась премьера спектакля «Входит свободный человек» по одной из лучших пьес Тома Стоппарда (режиссёр Сергей Афанасьев). Это трогательная и смешная история о человеке, который в поисках призрачного счастья едва не теряет настоящее и самое дорогое.

Главный герой пьесы, Джордж Райли (Константин Ярлыков) — чудак, который посвятил свою жизнь изобретению необходимых человечеству вещей (системы для полива комнатных растений; почтового конверта, который можно использовать дважды; часов, которые два раза в сутки — в полночь и в полдень — играют гимн «Правь, Британия!»).

Днём он сидит за воплощением очередной гениальной идеи, а вечером заходит в паб, чтобы рассказать о своём открытии. Джорж живёт в мире своих фантазий. Кажется, что если бы не забота жены Персефоны (Нина Сидоренко) и дочери Линды (Екатерина Жирова), он совсем не был бы приспособлен к жизни. Персефона обустраивает его быт (она всё время занята наведением порядка), а Линда выдаёт отцу наличные на карманные расходы. Но ни жена, ни дочь не хотят понимать стремлений Райли и верить в мечту. Наблюдать за развитием отношений в этой семье крайне увлекательно, особенно радует актёрский дуэт Нины Сидоренко и Екатерины Жировой. В какой-то момент обязательно наступает узнавание себя в одном из героев, начинаешь искренне им сопереживать, то смеясь, то растирая слезы по лицу.

Современной пьесе — современный подход

Фото: Анна Золотова

Необычная премьера состоялась в театре «Старый дом». Петербургский режиссер Семён Александровский поставил спектакль «Ручейник, или Куда делся Андрей?» по тексту известного современного драматурга Вячеслава Дурненкова. Это театральная вариация на тему жанра mocumentary, который строится как стилизация художественного вымысла под документальную хронику или историческое повествование. Спектакль создан с помощью приёмов постдраматического театра, которые отменяют законы психологической школы. Артисты не перевоплощаются в персонажей пьесы и не присваивают себе текст. Хотя, в принципе, текст в спектакле вторичен. Здесь интересен способ существования артистов на сцене и способ подачи информации в зрительный зал.

Основная тема спектакля — поиск человеком самого себя. В тексте говорится о московском журналисте Андрее, который отправился в деревню, чтобы собрать материал для публикации и найти ответы на вопросы о смысле жизни.

Герои спектакля пытаются разобраться, куда делся Андрей, разбирая оставленные им вещи и обрушивая на зрителя поток информации из предметов, аудио– и видеозаписей, рисунков, карт, схем, электронных страниц…

Традиционному зрителю довольно сложно находиться под этим информационным прессингом. На протяжении действия все рецепторы направлены на то, чтобы уловить взаимосвязь между текстом и информацией, которая транслируется с нескольких экранов, оправдать наличие того или иного артефакта, связать всё в одно целое, в одну историю. Спектакль, как и задумывалось создателями, ставит в тупик. После показа проходит обсуждение, а после обсуждения появляется желание сразу же посмотреть спектакль ещё раз, чтобы собрать пазлы в своей голове.


Читать также:


«Просто жить — это большое искусство»
Спектакль «Ручейник, или Куда делся Андрей?» — самое странное, свежее и актуальное, что поставили в Новосибирске в этом театральном сезоне. Идите и смотрите. А здесь только фотографии и разговоры.


1 комментарий к статьеДобавить
  1. Вопрос автору — почему оставили незамеченным новый спектакль театра «На левом берегу» — «Квинта»?

Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2024 Все права защищены

.