Текст: Анна Груздева
Фото: Антон Петров
Лого: Роман Киларджян
Сто лет назад норвежский полярный путешественник Фритьоф Нансен участвовал в экспедиции по Сибири морским путём к устью Енисея через Карское море. В путевых заметках, которые вошли в его книгу «В страну будущего», он писал: «Чувствовалось, что находишься у преддверия могучей страны, обнимающей просторы от самой тундры и тайги на севере до пустынь Монголии на юге».
Сегодня (и что символично — спустя век после путешествия Нансена) мы хотим увидеть Сибирь глубже и шире, чем позволяют границы городов, в которых мы живём. «Сибирь и точка» в деловом лексиконе — это проект, но в человеческих координатах — авантюра. Своей небольшой командой мы, как и многие до нас, отправляемся путешествовать по многолюдным торговым городам и глухим деревушкам, заповедным лесам и диким природным тропам. Маршруты наших путешествий будут зависеть от крепости ног, направления ветра и звенящих в карманах монет.
Сибирь в мировом контексте зачастую воспринимается как место ссылки и каторги, как незаселённая территория, где господствует суровый климат и бродит дикое зверьё. С этими представлениями спорить сложно: в них есть доля истины. Но за последние два десятка лет Сибирь изменилась: выросли города, проложено много новых дорог, во все сферы жизни влилась культура современной цивилизации. К тому же с 1990-х годов, когда в России начали происходить важные исторические и геополитические сдвиги, многие исследователи заговорили о необходимости изменений полуколониальных отношений Сибири с центром страны. Но важнее то, что сегодня выросло поколение «рождённых в СССР» людей, захотевших в пору глобализации и унификации показать свою культурно-географическую инаковость, определить собственную идентичность. Мы — в их числе.
Сибирская идентичность — это не культурная угроза и не сепаратизм, как многим ошибочно кажется. В ней — очень простой вопрос: «кто я в Сибири?». Наша региональная идентичность складывается из многих частей большой головоломки. Но большую роль для её становления и развития играли и играют огромные пространства Сибири, её ландшафт и климат, культура и история.
Мы, как и многие наши земляки, называем себя сибиряками (с некоторых пор, это даже приобрело некоторую моду), но практически ничего не знаем о территории, раскинувшейся от Уральских гор на западе до хребтов Тихого океана на востоке, омываемой водами Северо-ледовитого океана, а на юге граничащей с Монголией и Китаем. Хотя мы глубоко уверены, что чувство сопричастности с обширной землёй во многом и формирует нашу идентичность. Делает нас не временными поселенцами, с тоской смотрящими на Запад, а людьми со своей индивидуальной территориальной биографией, характером, картиной мира и планами на будущее. Ведь как верно заметил Экзюпери, земля помогает нам понять самих себя.
Мы любим Сибирь и именно поэтому в нашем пути постараемся быть беспристрастными. Для цикла текстов «Сибирь и точка» мы выбрали формой повествования не туристическую агитку, но живой и вдумчивый рассказ о какой-либо территории, в котором чувства восхищения и гордости не вступают в противоречие с конструктивной критикой. Объективно мы понимаем, что не в каждом сибирском городе угощают чашечкой капучино с корицей, а в иных местах нет ни интернета, ни кредитных карт. А значит, по меркам современной цивилизации, там не всё в порядке. Но мы уверены, что каждое место Сибири самобытно и ценно, даже малым.
Книга путешественника Нансена «В страну будущего», полная живых и вдумчивых наблюдений о Сибири, открыла в начале 20 века эту территорию для европейского читателя. Мы, создатели проекта «Сибирь и точка», уверены, что нам пора взглянуть на землю, на которой мы живем, заново, с точки зрения нашего времени и нас самих. «Сибирь и точка» нисколько не претендует на всеохватность (попробуй объехать всю Сибирь!), неоспоримость авторских мнений и видения. Но нам бы очень хотелось, чтобы однажды наши читатели, взяв отпуск и дорожную сумку, поехали удивляться и радоваться не только экзотическим странам, но и Сибири. Такой близкой и далёкой одновременно. А жители России, возможно, по-новому увидели бы нашу разношёрстную землю, занимающую особое место в культурной мифологии страны.