Текст: Дмитрий Антипченко
Фото: Лена Франц, Антон Карлинер
Только что прошла Пасха, но для многих истинно верующих людей она еще продолжается. Большинство знает, как отмечают Пасху православные. Некоторые бывают на богослужениях или видели по телевизору. А как празднуют Пасху и чем живут местные старообрядцы, неизвестно почти ничего.
Нам повезло: в самый важный христианский праздник они сделали исключение и любезно согласились пообщаться с нами.
Когда я созвонился со старостой прихода новосибирских старообрядцев Александром, он сказал, что они не очень-то жалуют прессу, и вообще сейчас Великий пост — и общение с журналистами отвлечет от духовного очищения. Но на Пасху, сказал он, они будут рады с нами поговорить и даже разрешат поснимать богослужение.
Как и положено, пасхальная служба началась в полночь. Мы приехали примерно за час, прихожане уже начали стекаться к храму.
Чувствовалась предпраздничная суета и настроение. Во дворе на нескольких больших столах лежала пасхальная еда, принесенная прихожанами для освящения. В церкви шла предварительная служба перед торжественным богослужением, но присутствовали на ней почему-то не все.
Старообрядцы — большие консерваторы во всем, в том числе в том, что касается внешнего вида и одежды. Женщины на службу пришли в условно «старинных» нарядах: юбка в пол, кофта и платок, полностью закрывающий голову, ниспадающий на плечи — открыто только лицо. Понятно, что в обычной жизни они так не одеваются, но в церкви положено. Мужчины были в основном одеты в «гражданское», из старообрядческих атрибутов — только борода. На некоторых были вышитые косоворотки.
Перед началом праздничной службы мы пообщались с несколькими прихожанами. Социальный состав старообрядцев по сравнению с советским временем сильно поменялся.
Есть люди разных профессий: менеджеры, служащие, предприниматели. Как, например, Сергей Панасенко (Сергею 29 лет, он предприниматель — занимается свечным бизнесом), молодой прихожанин, который пришел к вере несколько лет назад.
— Я не из старообрядческой семьи. В 10 лет меня крестили у никониан (Так старообрядцы называют Русскую православую церковь, по имени патриарха Никона, затеявшего церковную реформу; с того времени тех, кто с ней не согласился, стали называть старообрядцами — прим. Siburbia). Но, как я сейчас понимаю, жил я довольно безбашенной жизнью. Крестился чисто формально, толком не верил. Я больше верил в то, во что верит большинство современных людей, особенно молодежь: в ложные ценности успеха и процветания. Выучишься в школе — и будет тебе счастье, закончишь институт — и будет тебе счастье, найдешь хорошую работу — будет много денег и будет тебе счастье. Но счастье не наступало, жизнь казалась пустой и никчемной. Я бывал в православной церкви. Чего-то мне там не хватало, не чувствовалось духовности, всей полноты христианской жизни. Атмосфера там какая-то казенная. На моей прошлой работе я поделился своими мыслями о вере с коллегой. Оказалось, что он из старообрядцев. Пригласил меня на службу, с тех пор я здесь. Впервые оказавшись в храме, я почувствовал одухотворенную, традиционную атмосферу православного храма. Вот эта одухотворенность и ощущение правильности меня и подкупило. Этого совсем нет в РПЦ, там много случайных людей и атмосфера, и вся жизнь начисто лишена духовности и традиций.
— Именно в старообрядческой церкви я узнал, что такое быть истинным христианином. Здесь сохраняются и чтутся вековые традиции, и все остается так, как было у наших предков. Ведь, когда крестишься по всем канонам, начинаешь жить христианской жизнью, с тебя смываются все грехи и жизнь обретает смысл. Я понял, зачем и для чего и живу и куда стремлюсь.
После того, как Сергей стал прихожанином старообрядческой церкви, он отрастил бороду и старается жить в соответствии с учением церкви.
— Как относится ваше окружение к вашей вере?
Таких, как он, в церкви немало. В последнее время туда приходят те, у кого не было предков-старообрядцев. Кто-то пришел через знакомых, соседей, коллег по работе, кто-то из любопытства, кто-то искал церковь, близкую для себя, кого-то что-то не устраивало в РПЦ.
К нашему разговору присоединяется Илья Минин, высокий 26-летний парень, тоже с бородой. Илья — инженер-электронщик.
— Моя бабушка происходила из семьи беспоповцев (одно из течений в старообрядчестве — прим. Siburbia). Она жила на Урале. Когда я к ней приезжал, то читал книги, брошюры, журналы, которые издавала ее церковь. В одной из брошюр мне попалось сочинение кого-то из древних отцов церкви о Страшном суде. Там очень ярко и подробно описывались все муки, которые ожидают грешников. На меня так сильно подействовало это сочинение, что я решил жить в соответствии с божьими заповедями. В Новосибирске нашел старообрядческую церковь и с тех пор сюда хожу.
Я спросил парней, сложно ли им, молодым, неженатым людям, соблюдать все строгости, в том числе в части полного сексуального воздержания. Они ответили, что им помогает вера.
— Если человек живет постоянной духовной жизнью, то ему некогда думать о грехе. А если одолевают сомнения, надо помолиться и бог поможет справиться. Открыто эти вещи не провозглашаются — их и так понимают все нормальные христиане, которые живут церковной жизнью и читают Евангелие. Мы понимаем, что все создано Богом с определенной целью и должно использоваться по назначению. Секс — только в браке и в любви для рождения детей. Большинство наших семей многодетны. Но количество детей — на усмотрение семьи. Никто не лезет в частную жизнь. Сколько женщина сможет, столько и родит. Вообще рождение детей омолаживает женщин и дает силы. Про остальные пороки: секс до брака, аборты, однополые связи — и так понятно, что это грех.
Недавно у общины появился свой сайт. Это сочетание условной старины и современности очень любопытно. Вот старик с бородой кого-то громко поздравляет по мобильному с наступающим праздником, вот молодой прихожанин в вышитой косоворотке погружен в свой айфон, в вот девчонки, одетые, как посадские жительницы времен Петра I, что-то активно обсуждают и фотографируются на цифровой фотоаппарат.
— Что значит для вас Пасха? — спрашиваю я у молодых прихожанок Вали и Насти.
— Очень много, это главный праздник.
— Вы с родителями приехали?
— Да, мы каждое воскресенье сюда ходим. Если пропустишь, бывает, богослужение, то, считай, что день прошел зря.
— Что еще значит для вас церковь?
— Ну, это еще общение, друзья. Много времени вместе проводим, общаемся, отмечаем праздники.
— Трудно ли жить, когда многое нельзя. Например, клубы, дискотеки?
— Нет, у нас тоже интересно.
Просим их сфотографировать. Девочки охотно соглашаются и с удовольствием позируют.
Наступает полночь. Начинается крестный ход. Вся большая община во главе со священниками обходит храм трижды. У всех в руках свечи. Торжественно звонят колокола, огромная процессия с горящими огоньками свечей в темноте готовится встретить главное событие церковного года. Очень впечатляющая картина. Кто-то сосредоточен, кто-то спокоен, кто-то молчит, а кто-то разговаривает. Вот крестный ход обошел церковь, священники становятся на крыльцо, и начинается служба. Священники поют о том, что Христос воскрес, им вторит хор и прихожане. Кстати, пение у старообрядцев сохранилось древнее, одноголосое, не как в РПЦ. Также осталась традиция петь всей общиной, а не только священникам и хору. Состоялось провозглашение Воскресения Христова и прихожане, вслед за духовенством, идут храм, где будет главная пасхальная литургия.
Василий Мякин
18.04.2012
сибурбия дошла до ручки. публиковать такие жутко тенденциозные статьи вам ещё не приходилось. все средства хороши, лишь бы возбудить читателей против РПЦ. ладно там критика с либеральных и либерастских точек зрения, при обсуждении мирских проблем, это ещё куда ни шло, это можно понять. но подноготно проводить подобную пропаганду (а это и есть пропаганда) через статью о самом великом празднике, по сути дела, ИСПОЛЬЗУЯ старообрядцев, это — уже верх цинизма. и это не просто слова. зачем, описывая светлое праздненство ПОСТОЯННО сравнивать и приводить в пример РПЦ? при этом, сравнение это совершенно нелогичное — с одной стороны один старообрядческий приход, с другой стороны — такая огромная и такая разноликая РПЦ. раз уж статья идёт в компаративном духе, так вы и сравнивайте соотносимые категории. но даже не это главное. у господина Антипченко, судя по его явным прокатолическим взглядам, которые можно легко обнаружить на его странице в контакте — http://vk.com/id6312339 старообрядцы вызывают лишь поверхностное, если не лицемерное одобрение. но даже не оно — цель статьи. а цель статьи крайне негативна — старообрядцы как средство подразнить, слить православных, тем что и пение у них не такое, и перекрещивать их надо, и прогресс они клянут, да и вообще они КАЗЁННЫЕ люди. и привет политика, и пока милые старообрядцы, вы своё дело сделали.
«почему-то», говоря об РПЦ большинство либеральных и оппозиционных сми, очень редко приводят конкретные примеры, взамен этого нам постоянно прививается яркий образ проправительственной, погрязшей во всём, чём только можно организации. и всё. а вы хотя бы пробовали так же сходить в какой-нибудь новосибирский приход РПЦ? или из-за нескольких бывших наркоманов вы стали считать остальные десятки тысяч человек такими же упоротыми, м? по всей видимости именно так. если вы априори отказываете РПЦ в наличии внутри неё «истинно верующих людей», о какой честной и грамотной журналистике вообще может идти речь? просто есть антиклерикальный тренд, как бы это не отрицалось, и надо его держать, не отставать от коллег, что называется. грустно, девушки, очень грустно.
Elena Makeenko
19.04.2012
Уважаемый Василий,
очень жаль, что вы увидели в репортаже то, что хотели, а не то, что в нём описано. Политика, пропаганда, использование, цинизм – это всё ваша собственная теория заговора, извините.
Антиклерикальный тренд существует (причём не первую сотню лет), и отрицать его было бы глупо, но как раз к этому тексту он не имеет отношения. И если уж «либерасты» борются с религиозным фундаментализмом, то обращаться к самому ортодоксальному направлению православия – довольно странно, не находите? Мы же обратились к нему единственно потому, что нам показалось это интересным – мало кто знает, как живут старообрядцы.
Что касается вашей претензии к сравнению старообрядцев с «разноликой» РПЦ, то это довольно неожиданно. Старообрядцы придерживаются канонов православия, которые существовали до церковной реформы Никона, РПЦ – после. Вполне логично, что без сравнения будет просто непонятно, почему это две разных ветви одной конфессии. А уж церковный раскол на нас не вешайте, нас тогда ещё, слава богу, не было.
Дмитрий
19.04.2012
Очень странное восприятие текста. Единственной целью было рассказать и показать, что есть среди нас также старообрядцы. Если вы наши на ваш взгляд, негативные реплики по отношению к РПЦ, то это ваше личное восприятие. Лично я ни к РПЦ, ни к какой-то иной церкви не отношусь тенденциозно, т.к. там много разных людей, а. следовательно, много мнений и взглядов.
Дмитрий
19.04.2012
Вы зря обвиняете в тенденциозности меня как автора текста и редакцию. Вот, например, пишете о том, что, якобы мы считаем, что пение в РПЦ «не такое». Никто не говорит, что оно не такое, в смысле хуже, а в том смысле, что другое, отличающееся от старообрядческого. Если уж на то пошло, то пение в РПЦ мне нравится больше. Оно вобрало в себя много поздних традиций. Но, это уже мое сугубо личное мнение. Пусть не обижаются старообрядцы.
Барышня Саша
19.04.2012
Вот точно, если креститься иначе, то и вера вернее, и грехи иначе смываются… Когда уже все дружить будем-то? Все одному Богу молимся.
Эвелина Блёданс
21.05.2012
Креститься надо не иначе, а по всем канонам, как завещали святые отцы. Эти каконы в РПЦ игнорируются. Вот и не дружим… с еретиками.
Anton Karliner
02.10.2012
С фотографиями какая-то техническая беда приключилась :(
Elena Makeenko
03.10.2012
ой. попробуем разобраться.
Александр Емельянов
07.05.2013
Только сейчас увидел этот репортаж годовой давности. Очень приятно! Благодарю за статью, за снимки, за интерес. А так же всех остальных — за комментарии! Христос воскресе!