Беседовал и проверял всё на себе Семён Панин
Фотографировала Лена Франц
Директор центра «Фабрика гениев», Евгений Зейналов, твёрдо убеждён, что без науки не только фейсбук и твиттер работать не будут, но и до бара не дойдёшь. «Потому что без участия учёных ничего создано бы не было, а без трения мы бы просто ходить не смогли», — говорит он. В интерактивном центре «Фабрика гениев», который работает в Новосибирске с весны, научные законы показаны в действии, а экспонаты можно не только видеть, но и трогать.
— О вас узнали во время «Интерры» в 2011 году. Тогда вы громко заявили о себе с Музеем занимательных наук. Как вам вообще пришла идея создания такого музея?
— В апреле 2011 года я увидел репортаж о том, что открывается центр «ЛабиринтУм» в Питере. На тот момент он был первым подобным музеем в России. Когда я собрался ехать в Питер в конце апреля, уже открылся «Экспериментаниум» в Москве. Сейчас это самый большой по количеству экспонатов интерактивный музей в России и самый интересный. Я съездил в Питер, понял, что всё это очень здорово. Это ведь круто, узнавать какие-то парадоксальные вещи. Например, почему мы падаем с велосипеда? Оказывается, что мы вообще не принимаем участия в процессе «непадания» велосипеда. Мы просто крутим педали, а всё остальное происходит благодаря науке.
— И всё-таки, что вас сподвигло на создание такого музея, кроме простого интереса? Может, в школе физика не давалась или что?
— А то, что это вообще никому не давалось. Потому что люди у нас вместо того, чтобы учить кого-то… В общем, сейчас всё делают ученые. Настала пора ученых.
Вместо науки у нас люди занимаются чем попало. Почему? Потому что наука в школе, конкретно физика и химия, преподаются настолько скучно, что все бросают их учить, так и не попробовав разобраться. Все думают: «Какая там валентность? Какое сопротивление? Зачем это надо? Нафиг мне это?». Школы и ученики абсолютно оторваны от науки. Нам один только физический опыт показали за всё время обучения — диффузию — как распространяются газы, когда брызгаешь чем-то, а потом чувствуешь запах на расстоянии. И один опыт показали по химии. А хочется же химии такой, чтоб там всё взрывалось, смешивалось, чтоб там что-то происходило, чтоб ты прям мог нахимичить чего-нибудь! Или физику, в которой ты мог бы что-нибудь создать. Радио, например, как распространилось? Раньше комплектующие для сборки радио продавали в коробках вместе с завтраками. Из коробки получался корпус, а в комплекте была пара проводов, из которых ты мог сделать приёмник и динамик. Вот такая наука нам нужна: начиная с умения делать такие простые вещи и понимания, как они делаются и как работают, заканчивая тем, чтобы знать, как работает генератор Тесла, который передаёт электричество по воздуху.
— Вы решили стать такими проповедниками науки и всех вместо школы научить физике? Что вы сами от этого получаете?
— Да это ж круто! Это приятная работа. Люди приходят, ты показываешь им всё это, они удивляются — это круто! Это благодарная работа. Я не сижу в офисе, я не работаю с кем-то обезличенным. Ко мне приходят люди, которые удивляются, которые никогда этого не видели и не думали. Даже со взрослыми это интересно, которые давно привыкли ко всему. Мы рушим какие-то мифы, например, про йогов, сидящих на гвоздях, а они удивляются, хотя тут даже фокуса никакого нет, это абсолютно элементарное распределение веса.
Так вот, когда ты перестаёшь отдавать право на свою жизнь своей судьбе, тогда ты меняешь мир вокруг себя в лучшую сторону и себя меняешь в лучшую сторону. Мы показываем, что вы можете всё создать своими руками, во всём можете разобраться, всё понять. Вам не надо верить, что духовная практика помогает вам лежать на гвоздях. Вы просто должны понимать и знать, почему это происходит, и сможете разрушить любой миф, просто захотев это сделать. Благо, есть знания, есть интернет, вы можете научиться чему угодно. Вас ничего не должно останавливать.
— Три года уже прошло с той «Интерры», на которой о вашем проекте узнали. Что было в начале, и что есть сейчас?
— Всё началось с 20 экспонатов, которые мы закупили в Иркутске на грант Агентства поддержки молодёжных инициатив. До этого мы прошли Школу социального предпринимательства и выиграли там в номинации «Идея». После мы попали на Летнюю школу Академпарка, где сначала выиграли в Школе социального предпринимательства в рамках Летней школы, а через 20 дней выиграли и всю школу Академпарка. И даже презентовали свой проект губернатору. После этого мы пошли на «Интерру», где выиграли в направлении «Бизнес», заняли второе место на Стартап Кампусе и выиграли вообще всю «Интерру» с формулировкой «Лучший проект региона». А потом мы устали. И с сентября по февраль мы ничего не делали. Просто потому, что всё это время мы каждый день жили этим проектом.
Потом директор Новосибирского планетария пригласил нас выставляться у него с нашими экспонатами. И это было очень интересно, потому что многие-то вообще не знают, почему сменяются времена года и почему раз в четыре года в календаре 366 дней вместо 365. Но всё равно очень хотелось воплотить в жизнь музей. В какой-то момент мы нашли инвестора, который хотел, что мы сделали проект научного центра. И мы его сделали: площадь 4500 квадратных метров, 193 экспоната, лекторий, зона временных выставок, зона новосибирских инноваций… Подобных музеев не было в России никогда, разве что Научно-технический музей, который ещё будет реставрироваться до 2018 или даже 2019 года. Но, собственно, на проекте пока всё и остановилось.
Зато пока мы делали этот проект, мы очень много узнали о производителях экспонатов и наладили очень много контактов, в том числе, познакомились со всеми людьми, которые делают научные музеи в России. Этими знаниями было грех не воспользоваться, поэтому мы решили открывать собственный центр — и 9 марта 2014 года открыли его.
— А как? Тут огромная площадь, 70 экспонатов. Откуда деньги? Инвесторы? Гранты, которые вы выиграли на разных школах?
— За наши выигрыши мы не получили ни копейки. Нам дало денег только Агентство поддержки молодёжных инициатив на первые двадцать экспонатов. Всё. Ещё Андрей Ксензов поддержал нас, в том числе и материально, и Виктор Буланкин помогал найти площадь. Делали они это очень ненавязчиво, но действительно помогли. Больше нас, к сожалению, финансово никто не поддержал за это время. Мы, как водится, взяли много денег в кредит и открыли этот центр. И сейчас этот кредит отдаём.
— Удаётся? Это вообще всё окупается?
— С этим огромные проблемы. Никогда не снимайте помещение за деньги. Ходите и ищите бесплатное помещение. У нас две основные статьи расходов: аренда и зарплата. Ну, ещё немного на рекламу.
Как обычно, всё это получилось случайно. Сначала сделали для друга, просто денег на подарок не было. Но это получилось так зрелищно и круто, что решили делать так постоянно. Зашло, в общем. Ещё хотим мастер-классы сделать, вот детективный мастер-класс на подходе.
— В вашем музее собраны такие экспонаты, которые объясняют основные понятия из физики 7–9 классов. А учителя и классы вместо уроков приходят к вам?
— Ходят, конечно. Вот недавно к нам приходили учителя из Института повышения квалификации работников образования. Они ходили и говорили: «О боже, тут же можно касательные объяснять, маятники, период колебания». Ну, правда, нет матчасти в школах, не на чем объяснять. Все показывают на пальцах. Мы как раз даём возможность им прийти и показать своим ученикам, как это всё происходит на самом деле. Мы это и хотим сделать.
У нас есть все учебники по физике и химии с 7 по 11 класс. И в попытке сделать экспонат «Радио зубами» нам приходилось обращаться к научным знаниям. Мы подкованные уже в этом люди, открывали эти учебники и видели фигу. Мы с большим трудом понимали, что в них написано, и очень долго разбирались, как всё там изложенное применить на практике. У нас получилось в итоге, и теперь у вас есть возможность прийти и с ходу всё понять. Мы тут показываем науку в действии. Как раз такая проектно-созидательная работа и помогает понять науку. Ты не поймёшь её, если будешь изучать только по учебнику. Ты будешь прекрасно знать все формулы и законы, но если ты ни разу в жизни не сделал по этим знаниям какого-то устройства — это будут очень абстрактные знания. У нас как раз есть возможность применить свои абстрактные знания на практике. Один экспонат объясняет целый раздел учебника. А если капнуть глубже, то в нём собрана целая тема. А если совсем задуматься, то весь мир состоит только из научных знаний.