Гастрономическая деревня

Текст: Мария Фугенфирова
Фото: Светлана Пьянзина

Месяц назад в Новосибирске появилась возможность заказать через интернет вкусную и полезную еду от настоящих фермеров. База данных деревенской продукции не то с язычески-русским, не то с кельтским названием «Дереда» создана для городских жителей, заботящихся о своем здоровье. Корреспондент Siburbia встретился с руководителем проекта Мариной Емельяновой, чтобы узнать, проходят ли жесткий отбор фермеры, почему бабушки энергичнее нас и зачем рано или поздно нужен свой бизнес.


— Марина, ваш проект еще только появился, но уже становится популярным. Расскажите, как вы придумали «Дереду»? Название еще такое необычное.

— Название-то простое на самом деле — «Деревенская еда» преобразовалась в сокращенную «Дереду». Хотелось назвать так, чтобы было понятно и ассоциативно по-русски, а также хорошо писалось бы латиницей.

Началось все с того, что я прошлым летом ездила в деревню, провела там месяц. И когда вернулась сюда, оказалось, что продукты, которые продаются в магазинах — молоко, сметану, — совершенно невозможно есть. Вкус не похож на то, что я ела в деревне. Сметана крахмалистая, желеобразная, а молоко, которое не скисает неделю в холодильнике… В общем, пришлось искать, где можно было бы купить нормальные продукты, но, к своему удивлению, я ничего не нашла. Да, есть бабушки, которые торгуют молоком в бутылках из-под колы, но непонятно, как они подоили коров и какие у них есть документы о качестве продукта. У животных ведь могут быть заболевания, передающиеся человеку, который пьет плохое сырое молоко. В общем, потребность удовлетворить было нечем, не было такого, что лично меня бы устраивало.

И я стала разрабатывать свой проект. Идея заключается в том, что мы создаём интернет-площадку для продажи деревенских продуктов. Это, грубо говоря, база данных продукции, которую производят фермеры в Новосибирской области: молочные продукты, яйца, птица, мясо. Активная работа началась в январе, и вот 30 июня была первая доставка.

Мы помогаем фермерам найти покупателей в городе, да и вообще создаем площадку для обсуждения, прислушиваемся к мнениям и пожеланиям.

Могу сказать, что эта тема по-настоящему актуальная и очень нужная. В самом начале пути мы провели исследование среди новосибирских покупателей, опрос был в интернете через специальную программу. Люди, которые узнали, что может запуститься такой проект, радовались, а 85 процентов опрашиваемых сказали, что они хотели бы и готовы заказывать на дом деревенскую продукцию.

— Если отвлечься от концепции, почему для вас было важно создать свое дело?

— У меня была прекрасная работа (Марина работала бренд-менеджером в «Инмарко», — прим. Siburbia), возможность обучаться, развиваться, но у меня другая мотивация: я всегда хотела иметь свой бизнес, создавать новое, нужное людям.

Начинали мы с Вероникой Вебер, но она вышла из проекта по семейным обстоятельствам. Из руководителей я осталась одна, но на самом деле я совсем не в одиночку все делаю. Один в поле, как и в бизнесе, не воин, я считаю. Самая большая помощь и поддержка — это моя семья, мой муж, мама, папа, которые очень переживают за меня и за проект и очень поддерживают. Мне много кто помогает: дизайнеры, фотографы, юрист, бухгалтер, консультант по контролю качества продуктов. Но в то же время я считаю, что предприниматель на начальном этапе должен разобраться во всем сам. Нельзя нанять только человека, а самому ничего не знать о том, что он делает. Должен сам следить, разбираться, все уметь, по-настоящему курировать. Остальные могут только помогать, что-то объяснять.

Для меня «Дереда» — это сейчас ключевой проект, который отнимает много сил и времени.

— В вашей группе «ВКонтакте» около 500 человек. А можно уже сказать, сколько у вас сейчас заказчиков?

— Говорить о количественных результатах еще рано — «Дереде» все-таки всего пара недель. Но то, что есть сейчас, — это только позитивные отклики, я не видела ни одного негативного. На текущий месяц объем пользователей соответствует бизнес-плану, вот что можно отметить. К тому же, в самом начале было принято решение запускать все постепенно.

Пока что не весь ассортимент есть на сайте, но мы понемногу добавляем продукцию — совсем недавно появилась крольчатина, например.

А вообще на нашем сайте уже есть яйцо перепелиное, мясо перепелов, сливочное масло, деревенское молоко — коровье и козье, сметана, творог, козий сыр.

— Насколько деревенские продукты дороже магазинных?

— Процентов на сорок, наверное.

— Наверное, и на столько же калорийнее…

— (смеется) Не слышала, что это кому-то мешает!

— Как вы находите фермеров и привлекаете их к сотрудничеству?

— Это было поначалу трудно. Но не потому, что они не идут на контакт, нет. Когда работаешь в крупной компании, знаешь, что идеально налажена система производства, отношений, все процедуры-договоры понятны, о качестве не задумываешься… А здесь сложности в том, что когда общаешься с фермерами, очень много нужно прорабатывать самостоятельно, с каждым договариваться индивидуально. Но вообще фермеры есть, они готовы сотрудничать с нами — им это выгодно. У меня уже есть целый список желающих, мы в процессе заключения договоров. Вот недавно ездили на ферму кролиководческую в Улыбино, все хорошо там получилось.

— Получается, вы с каждым договариваетесь лично, ездите, проверяете?

— Конечно, мы со всеми разговариваем, встречаемся, лично смотрим, все ли так, как человек рассказывает. Недавно я общалась с людьми, представившимися владельцами свинофермы. Сначала хорошо все проходило, я спрашивала, мол, чем кормите, где находитесь. Потом дошло до вопроса «какое поголовье у вас?». Они пришли в странное замешательство. Оказалось, что это были вовсе не фермеры, а перекупщики. Перекупы так работают: ездят по деревням и скупают то мясо, которое есть. Сегодня они купили в хорошем хозяйстве, а завтра в этом хозяйстве забоя нет, и они купили то мясо, которое смогли найти. Качество может быть и хорошим, и плохим. Но главное, оно нестабильно. И никто не отвечает за результат. Мы же, наоборот, перекупами не являемся. Наша цель — помочь фермерам найти покупателей.

Мы привозим продукты абсолютно прозрачного происхождения, и мы рассказываем и будем рассказывать о фермерах, их хозяйствах, деревенском образе жизни.
— Как вообще происходит отбор ферм?

— Мы выбираем фермы ближе к деревням, селам. Перепела у нас из Сузуна, это довольно далеко. Что-то поближе, в Искитимском районе. Подбираем так, чтобы было не сильно близко к грязному городу. Но и не совсем на окраинах, чтобы не было очень трудно возить. Смотрим, чтобы около ферм не было каких-нибудь бетонных заводов и угольных карьеров.

— Почему считается, что фермерская продукция самая вкусная и полезная?

— Фермер умеет ухаживать за животными, имеет территории для содержания. На заводе все стандартизировано, продукт проходит через тысячи рук. При этом никто лично не отвечает за качество. Каждый отвечает за маленькую операцию, и никто не видит картину в целом, кроме менеджмента.

На ферме лично переживают, чтобы вам понравился творог. Фермерское хозяйство — это мелкоштучное производство.

Исходное сырье натуральное: молоко получилось только тогда, когда корову подоили, а не из долго где-то пролежавшего сухого порошка.

— Как вы думаете, заказывать деревенскую еду — это просто модно, как, например, вдруг в одночасье стать сыроедом? Или цель другая, не просто роскошь или прихоть?

— Я бы не сказала, что это стало уже модой, но есть глобальный тренд — следить за качеством того, что ты ешь. Мне кажется, это какая-то простая человеческая потребность — есть нормальные продукты. Это не роскошь: сэкономив на здоровой еде, потратишься потом на лекарства. Здоровье ведь зависит от простых вещей: качественная еда, свежий воздух, подвижность.

Конечно, ты привыкаешь к хорошей еде, потом уже не хочешь потреблять нечто некачественное, но разве ж это прихоть?

В Москве вообще порядка 20 таких интернет-магазинов, есть и в Питере, Владивостоке, Ростове-на-Дону.

— Марина, как вам кажется, что для современного человека, жителя мегаполиса, значит сам термин «деревня»? Есть ли у него в голове какой-то стереотип, мешающий её адекватно воспринимать?

— Что значит деревня для современных людей? Я, конечно, не социолог, но мне кажется, что основное отличие в спокойном образе жизни. Там все неторопливо. Меньше напряженности и стресса. Но для всех по-разному. Кто-то любит быстроту, большие города, высотки, клубы, дискотеки. Мне, наоборот, нравится отдохнуть от насыщенной жизни, ведь порой не хватает созерцательности, умиротворенности, довольства от того, что уже есть сегодня. Бежим быстро.

Но на самом деле… горожане мечтают о деревне, хочется близости к природе, чего-то настоящего.

Вот если посмотреть на наших бабушек и дедушек — они все здоровее нас, крепче. Моей бабушке больше 80-ти, она такая энергичная! А мы в 20-25 лет уставшие, замученные.

Причина еще в том, что бабушки и дедушки живут в деревне, кушают свежую еду, работают на свежем воздухе, пьют парное молочко.

Деревни тоже разные бывают. Бывают крепкие — люди живут в достатке, есть работа, занятость у населения, все хорошо. Есть загибающиеся села. Нельзя сказать, что деревня — сама по себе идеальное место, где можно только расслабляться. Сложности есть везде.

А насчет стереотипов: кто-то считает, что в деревнях упадок, все плохо, все пьют. Кто-то наоборот — все идеально, природа, сеновалы, голубое небо, речка чистая. Истина где-то посередине.

Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2025 Все права защищены

.