От утопии к реальности. 5 идей советских градостроителей

Сады на крышах, лоджии-трансформеры, доставка продуктов на дом — в это сложно поверить, но такие проекты разрабатывали советские градостроители хрущёвских времен, чтобы сделать жизнь миллионов человек лучше. Спальные районы, которые повсеместно строились в городах Советского Союза, должны были стать воплощением прогрессивной модернистской утопии. Студенты Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» изучили концепции того времени, чтобы понять развитие советских городов и найти возможные точки роста для современных микрорайонов. «Городской конструктор» выбрал пять интересных идей, которые и сегодня звучат актуально.

Пешеходные микрорайоны

 

Когда в Советском Союзе планировались спальные районы, была идея запретить въезд частным автомобилям на территорию, а обслуживающий транспорт пустить по подземным дорогам. Предполагалось, что жители микрорайона будут перемещаться по нему пешком. Все службы, магазины и учреждения должны были находиться в пешей доступности. К сожалению, план и реальность разошлись: районы быстро разрастались, горожане всё больше времени тратили на передвижение. В 1960-е годы архитекторы поняли проблему разрозненных предприятий бытового обслуживания и предложили объединить их под одной крышей в центре микрорайона. Первый такой советский «молл» появился в Таджикской ССР. Но с распадом Советского Союза и приходом новых денег дома быта постепенно были забыты и заменены супер- и гипермаркетами. Идея пешеходных микрорайонов так и осталась утопией.

Крыша как центр общественной жизни

Сегодня во многих городах мира крыши домов превращают в огороды, спортивные площадки, кинотеатры. Эта идея возникла давно. В 1959 году в журнале «Архитектура СССР» появилась статья о том, что полезное пространство крыш новых домов может быть задействовано для работы и отдыха. Интересно, что в Москве эта концепция была реализована ещё в 1913 году на крыше первого городского небоскрёба — Дома Нирнзее. Там было кафе, смотровая площадка, кинотеатр под открытым небом, летом можно было кататься на велосипеде, а зимой заливали каток.

Прокат бытовых принадлежностей

Популярные сейчас сервисы проката всего на свете существовали в СССР уже в 1950-е годы. Например, в те годы в латвийском курортном Дзинтари артель «Рига экспресс» открыла прокат, в котором отдыхающие могли арендовать фотоаппараты, кастрюли, стиральные машинки, патефоны и даже солнечные очки. Позднее, в связи с массовым строительством новых районов, прокаты появлялись в других городах Советского Союза, чтобы сделать жизнь новосёлов легче. Не нужно было покупать дрель и стремянку, чтобы воспользоваться ими однажды: можно было просто взять их напрокат.

Фабрики-кухни

Положение женщин в дореволюционной России не соответствовало принципам советского строя, где каждый, вне зависимости от пола, должен был быть полноценным членом общества. Одним из способов эмансипации стало освобождение советской женщины из «кухонного рабства». В борьбе с буржуазными привычками советские квартиры строились без частных столовых, а кухни сильно уменьшились в размерах. Параллельно повсеместно строились комбинаты общественного питания — фабрики-кухни. Разрабатывались проекты доставки на дом полуфабрикатов и расфасованных продуктов, приём заказов от населения. Но все эти попытки приучить советских людей к общественному питанию не увенчались успехом. Еда в столовых часто была невкусной, обслуживание плохим, а цены высокими, чтобы кормить семью регулярно. При этом желание отмечать праздники дома в семейном кругу пересилило всё остальное, и практически в каждой новой советской квартире появился обеденный стол, который и стал центром семейных торжеств.

Квартиры «под ключ»

Ещё одна прогрессивная идея советских градостроителей, которая не прижилась в СССР, — жильё «под ключ». В середине 1960-х в московских Новых Черемушках построили два экспериментальных шестнадцатиэтажных дома на 2200 человек с полностью обустроенными квартирами, где не нужно было делать ремонт. Каждая квартира была оформлена в своём уникальном цветовом решении, обставлена мебелью и оснащена всей бытовой техникой. Вместе с архитекторами и конструкторами над проектом этих домов работало более тридцати специализированных организаций и научно-исследовательских институтов. В комнатах использовали встроенную мебель, откидные столы. Лампы двигались в плоскости потолка, их можно было перемещать в то место, где требовалось освещение. В двухэтажном блоке, соединяющем жилые корпуса, была спроектирована общественная кухня, где можно было приготовить 14 тысяч блюд в сутки.

 

3 комментариев к статьеДобавить
  1. Как же все-таки интересно наблюдать за появлением и развитием мифв о времени, в котором прошла большая часть жизни:). Тем более, что мне пришлось прикоснуться к градостроительному проектированию в период 1982-85 годов. Идеи о запрете проезда транспорта может быть и были в чьих-то дурных головах, но до СНиПов они к счастью не дошли. При норме 4 авто на 1000 жителей, какие могут быть проблемы? Авто было предметом роскоши. Купить его просто так было нельзя, только по распределению.
    Что там и какие архитекторы поняли по повожу КБО (комбинат бытового обслуживания) авторы сообщения умалчивают, и это понятно. Потому что существовали нормы, по которым на 1000 человек полагалось иметь определенное количество рабочих мест в КБО, мест в ДДУ, школах и всех остальных службах. НА все были разработаны типовые проекты и технологические нормали. Разрабатывали их вовсе не архитекторы, а плановики, исходя из экономических потребностей района.
    Как всегда, утопия оборачивалась антиутопией. Детсады были 90% ведомственные, и те кто не работал в этом ведомстве вынужден был возить дитё либо в д/с райиспокома по месту жительства,
    или за какие-то коврижки, договариваться с ближайшим ведомственным. При этом детсады проектировались с 200-метровым радиусом доступности. Проектные институты своих садиков не имели, поэтому нам приходилось своего старшего возить через полгорода, хорошо хоть по пути на работу. Идеальным вариантом было бы оставить ребенка с мамой до школы. Но зарплаты были такие низкие, что на одну мою даже с халтурами, прожить не получалось.
    Еще пару строк о «кухонном рабстве». Всю историю советов власть боролась за производительность труда. Вот одним из инструментов увеличения ее и стала женская эмансипация. Установив крайне низкие расценки и тарифные ставки, власти выдавили женщин на производство. Производительность труда выросла незначительно, а вот урон от этого оказался катастрофическим.
    В качестве резюме: вреда от утопий всегда больше чем пользы.

    • Вы считаете, что от того, что женская часть населения стала работать производительность труда выросла незначительно? почему?

      • Именно это я и хочу сказать. Произошло это потому, что возложив на женщину часть ответственности по содержанию семьи, общество сняло эту часть с мужчины. Производительность труда (ПТ) мужского трудоспособного населения уменьшилась. Это главная, но скрытая причина медленного роста ПТ в СССР. Есть еще явные потери от детских больничных, от декретных и пр.
        Главное, был дискредитирован труд по содержанию Семьи и Очага. Но это и была главная цель ленинцев-троцкистов.

Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2019 Все права защищены

.