В день святого Никогда

Текст, фото: Дмитрий Поповский


Дмитрий Поповский
архитектор

Современная жизнь стремительна и изменчива, а технический прогресс неумолим. Всё меняется не в течение жизни нескольких поколений, а буквально за пару десятилетий или даже лет. Я, не достигнув ещё тридцатилетнего возраста, наблюдал, как CD- и DVD-диски вытеснили видеокассеты, а потом сами стали жертвой флешек и скоростного интернета. Повинуясь духу времени, архитекторы покинули свои громоздкие кульманы, оставили кальки и синьки, рапидографы и рейсфедеры. Теперь они работают на ноутбуках и стационарных компьютерах, всматриваясь в бесчисленные линии на мониторах. Слово «планшет» всё реже означает прямоугольник из досок и фанеры размером метр на метр. Сегодня это гаджет, помещающийся в небольшую сумку и позволяющий оперативно продемонстрировать заказчику своё портфолио. Ручная графика стала редким явлением, её вытеснила компьютерная визуализация, подчас гиперреалистичная. Время течёт, всё меняется.

Экспозиция была подготовлена Музеем истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина (НГАХА) и проектным институтом «ЗапСибНИИПроект 2». Кроме проектов, хранящихся в фонде Музея НГАХА, в выставку вошли работы старейших архитекторов города, собранные сотрудниками «ЗапСибНИИПроекта»

Вспомнить о том, каким был архитектор в докомпьютерную эпоху, предлагает открывшаяся 10 декабря выставка «Never-сибирск: нереализованные проекты сибирских архитекторов». Экспозиция занимает три зала Музея города Новосибирска, расположенного на пересечении улиц Советской и Потанинской. Звучное название выставки, выбранное организаторами, слегка вводит в заблуждение: нереализованных проектов, разработанных для разных городов Сибири и, прежде всего, Новосибирска, представлено не так много, как хотелось бы. Зато те, которые вошли в экспозицию, безусловно интересны.

Внимательно рассмотрите нереализованный генплан Новосибирска 1920-х годов: проспект Дзержинского доведён до центра города, в Октябрьском районе пробиты диагональные магистрали, читаются транспортные кольца. Интересна реконструкция площади Ленина и прилегающих кварталов: снос Торгового корпуса (Краеведческого музея), масштабная колоннада вдоль улиц Орджоникидзе и Депутатской и памятник, стоящий как раз на месте скульптурной композиции, критикуемой за то, что она загораживает «наше всё» — Театр оперы и балета.

Оперному театру на выставке тоже уделено особое внимание, так как это здание можно смело отнести к нереализованным проектам.

Грандиозный замысел Дома науки и культуры, способного быть и планетарием, и цирком, и местом для показа водных пантомим, оказался труднореализуемым в момент строительства. В итоге многофункциональный комплекс стал театром, а конструктивистский объём обрёл декор сталинской эпохи.

Экспозиция, посвящённая Театру Оперы и Балета

Экспозиция, посвященная Театру Оперы и Балета

Открытки с видами Новосибирска в технике киригами

Открытки с видами Новосибирска в технике киригами

Экспозиция зала №3

Экспозиция зала №3

Проект городского училища в г. Акмолинске, арх. А. Д. Крячков

Проект городского училища в г. Акмолинске, архитектор — А. Д. Крячков

Дипломная работа 1924 года — старейшая в собрании Музея истории архитектуры Сибири им. С. Н. Баландина

Дипломная работа 1924 года — старейшая в собрании Музея истории архитектуры Сибири им. С. Н. Баландина.

Экспозиция, посвящённая генеральным планам

Экспозиция, посвященная генеральным планам

Экспозиция, посвящённая Театру оперы и балета

Экспозиция, посвященная Театру Оперы и Балета

Экспозиция, посвященная Театру Оперы и БалетаОткрытки с видами Новосибирска в технике киригамиЭкспозиция зала №3Проект городского училища в г. Акмолинске, архитектор — А. Д. КрячковДипломная работа 1924 года — старейшая в собрании Музея истории архитектуры Сибири им. С. Н. Баландина.Экспозиция, посвященная генеральным планамЭкспозиция, посвященная Театру Оперы и Балета

Непостроенный Новосибирск — не главное, чем примечательна выставка. Прежде всего, это пиршество архитектурной графики — от студенческих работ до вполне серьёзных проектов профессиональных архитекторов. В экспозиции можно проследить и некую эволюцию графики, так как не все работы выполнены в технике ручной подачи. Присутствуют компьютерная визуализация и смешанная техника — когда отстроенная при помощи современных технологий перспектива раскрашена вручную.

Не проектированием единым жили архитекторы. Их второй страстью вполне могли быть рисунок и живопись. В экспозиции представлены зарисовки, наброски и акварели Е. А. Ащепкова, С. Н. Баландина, Б. А. Захарова, А. А. Кондратьева, А. Н. Лаптяйкина, Н. В. Васильева. А некоторые молодые архитекторы в настоящее время занимаются изготовлением подарочных открыток с архитектурными символами города.

Ещё одна сторона выставки — это демонстрация нескольких эпох, начиная с дореволюционной России и заканчивая постсоветской действительностью. Особый акцент организаторы сделали на Постановлении Центрального Комитета КПСС и Совета министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Постановление стало своеобразной ширмой, занавесом. Проникнув за него, посетитель выставки покидает эпоху сталинского ампира и погружается в советский модернизм второй половины ХХ века, возникший в результате Постановления, текст которого размещён на занавесе.

Профессия архитектора — сложная и напряжённая, поэтому в ней никак не обойтись без юмора.

Забавные комиксы, размещённые на стенах залов, более полно раскрывают особенности профессии и одновременно разбавляют официоз серьёзных проектов, придавая всей выставке человечности и лёгкого очарования.

Наконец, в экспозиции прослеживается своеобразная связь поколений. Дети, посещающие выставку, могут поиграть с кубиками-мозаикой или раскрасить Новосибирск, изображённый художником В. Н. Куриловым. Кто знает, может быть, кто-то из маленьких посетителей подрастёт и захочет стать архитектором…

Слева: комикс из жизни архитектора. Справа: описание архитектора докомпьютерной эпохи.

Слева: комикс из жизни архитектора. Справа: описание архитектора докомпьютерной эпохи.

Слева: экспозиция зала №3. Справа: экспозиция, посвященная художественным работам архитекторов.

Слева: экспозиция зала №3. Справа: экспозиция, посвящённая художественным работам архитекторов.

Слева: экспозиция, посвященная генеральным планам. Справа: кубики-мозаика для маленьких посетителей выставки.

Слева: экспозиция, посвящённая генеральным планам. Справа: кубики-мозаика для маленьких посетителей выставки.

Экспозиция, посвящённая генеральным планам

Реконструкция центральной части города Новосибирска

Дипломная работа 1924 года — старейшая в собрании Музея истории архитектуры Сибири им. С. Н. Баландина

Дипломная работа 1924 года — старейшая в собрании Музея истории архитектуры Сибири им. С. Н. Баландина.

Раскраски для маленьких посетителей выставки

Раскраски для маленьких посетителей выставки

Справа: музей-панорама Великой Отечественной войны для г. Киева.

Слева: комикс из жизни архитектора. Справа: описание архитектора докомпьютерной эпохи.Слева: экспозиция зала №3. Справа: экспозиция, посвящённая художественным работам архитекторов.Слева: экспозиция, посвящённая генеральным планам. Справа: кубики-мозаика для маленьких посетителей выставки.Реконструкция центральной части города НовосибирскаДипломная работа 1924 года — старейшая в собрании Музея истории архитектуры Сибири им. С. Н. Баландина.Раскраски для маленьких посетителей выставкиСправа: музей-панорама Великой Отечественной войны для г. Киева.

Чем там занимаются студенты в архитектурных вузах? Рисунок, живопись, макетирование и, конечно же, курсовые проекты — от небольших киосков до масштабных библиотек и выставочных павильонов на набережной Оби. И десятилетия назад, и в настоящее время преподаватели стараются дать студентам тему проекта, максимально приближенную к реальности. Говорят о технопарках — студенты создают их концептуальные проекты. Университетские кампусы? Пожалуйста, и это может быть темой курсового или дипломного проекта. Идеи витают в воздухе, и так было всегда.

Представленная на выставке грандиозная библиотека в духе сталинских высоток и масштабный выставочный павильон строительных достижений со сбегающими к Оби скульптурами медведей — старые курсовые проекты, выполненные студентами под руководством таких величайших сибирских архитекторов, как А. Д. Крячков и В. С. Масленников.

Здания по этим проектам никогда бы не были построены, но сама идея создания в Новосибирске столь значимых объектов, видимо, озвучивалась неоднократно. И в итоге они возникли, но спустя много лет и совсем в другом архитектурном стиле, созвучном новой эпохе.

У истоков сибирского архитектурного образования стоял выдающийся зодчий А. Д. Крячков, широко практиковавший в Томске и в Новониколаевске-Новосибирске. Ему посвящена часть экспозиции. Здесь представлены личные вещи Крячкова, а также его дореволюционные и советские работы — городское училище для Акмолинска, город-сад при станции Кузнецк и грандиозный Академгородок в центральной части Новосибирска.

Рядом с экспозицией, посвящённой Крячкову, можно увидеть дипломный проект Дворца труда, выполненный студентом К. Карташовым в 1920-х годах. Это старейший дипломный проект, хранящийся в Музее истории архитектуры им. С. Н. Баландина. Руководителем студенческой работы стал видный сибирский зодчий К. К. Лыгин, работавший больше в Томске.

Экспозиция, посвящённая архитектору А. Д. Крячкову

Экспозиция, посвящённая архитектору А. Д. Крячкову

Экспозиция зала №1

Экспозиция зала №1

Сталин на Музее-панораме Великой Отечественной войны

Сталин на музее-панораме Великой Отечественной войны

Курсовой проект выставочного павильона строительных достижений

Курсовой проект выставочного павильона строительных достижений

Экспозиция зала №2

Экспозиция зала №2

Инструменты архитектора

Инструменты архитектора

Экспозиция зала №3

Экспозиция зала №3

Экспозиция, посвящённая архитектору А. Д. КрячковуЭкспозиция зала №1Сталин на музее-панораме Великой Отечественной войныКурсовой проект выставочного павильона строительных достиженийЭкспозиция зала №2Инструменты архитектораЭкспозиция зала №3

Студент закончит вуз, и вот она — архитектурная практика, из которой реализуется только десять процентов. Остальные проекты ложатся в архивы, а после попадают на выставки — такие, как «Never-сибирск». А что же происходит с теми зданиями, которым суждено возникнуть? Они начинают жить, и в них начинают жить. Что из этого получается, представлено на эффектной подсвеченной стене с чёрно-белыми фотографиями. Подчас странные здания, безобразно остеклённые балконы, сомнительные сочетания, пренебрежительное отношение к памятникам архитектуры. Каждый может сделать вывод, нравится ему это или нет. И важно то, что созерцая «стену плача», понимаешь, что постарались все — и архитекторы, и чиновники, и горожане. Выставка завершается на печальной ноте, но с искрой надежды. Ведь каждый может сделать город лучше, для этого необязательно быть архитектором. Достаточно просто полюбить то место, где ты живешь, и то дело, которое делаешь.

Читать также:


Фронтончик, солнышко, резьба
Молодой новосибирский архитектор Дмитрий Поповский рассказал «Сибурбии» о сибирской деревянной архитектуре, сохранении памятников и о том, почему иностранцы отказывают россиянам в самоуважении.


Город, которого нет
Молодой архитектор Дмитрий Поповский вспоминает историю концепций «идеального города» и объясняет, почему единственное средство создать комфортный город в России — открытый диалог.


Пересказываю — значит, существую
«Легендарная» история Новосибирска насчитывает чуть более столетия, и большая ее часть родилась в советском культурном поле. Однако город не так понятен и прост, как может показаться.


Добавить комментарий

Пожалуйста, введите имя

Обязательно

Введите верный адрес email

Обязательно

Введите свое сообщение

Siburbia © 2016 Все права защищены

.