
Анна Дранишникова,
арт-менеджер и куратор, координатор фестиваля наукоёмкого искусства «Яблоко Мёбиуса»
В мире слишком много искусства. Слишком много кинофестивалей, книг, фотографов, художников, новых групп, аниматоров, арт-директоров, музеев и галерей. Завтра откроется очередная уникальная выставка, друг подруги и его друзья — музыканты, девушка бывшего одноклассника увлекается ломо, одногруппница в декрете начала варить мыло, а одногруппник бросил карьеру юриста и уехал в Таиланд дизайнерить на фрилансе. Подобных историй нам навсегда хватит, чтобы убедиться: художников не существует, существуют любители и дилетанты.
Оно и понятно — история искусства привела нас к тому, к чему привела. Мы ведь хоть и жалуемся на современное образование, но всё равно его получили, и, чрезмерно образованные, помним про readymade, pop-art, видео на коленке и всё то, что позволило, наконец, относиться к художнику не как к наделённому высшей силой, а как к такому же, как мы — с той же лужей у подъезда и зеркалкой в руках.
В то время как весь мир подстраивается под обрушившиеся реалии и без конца рыщет в поисках молодых стоящих авторов, мы с вами живём в Новосибирске, а потому не надо нам ничего, кроме «Соединённых штатов Сибири», «Синих носов» и художников 35+.
Потому как эта каста «немногочисленных местных кураторов» закрыта для молодого искусства и представляет собой тайное сообщество. Художник Дамир Муратов, принимая меня и моих коллег в своём доме-музее в Омске, охарактеризовал это явление по-простому, в свойственной ему и сибирскому искусству нулевых манере: «Это — мафия! Мы — мафия».
Если вспомнить роковой круглый стол «Готов ли Новосибирск к современному искусству», прошедший два года назад в СЦСИ, то можно попытаться объяснить тотальное невнимание центра к молодым художникам тем, что последние двадцать лет в Новосибирске не было регулярных выставок современного искусства. Якобы эту двадцатилетку для начала надо наверстать.
С тех пор здесь прошла выставка с чрезмерно отдающим прошлым веком названием «Когда художник берёт в руки фотоаппарат», сюда привезли с воспоминаниями о бурной молодости акциониста Осмоловского, показали наивное искусство новосибирских художников Ольги Тээр и Мурыгина-Толстого и дважды на целых три дня отдали помещение организаторам фестиваля Experiences, что, судя по отзывам в СМИ и блогах, стало одной из лучших выставок новосибирских авторов в СЦСИ. Сразу обозначу, что, кроме «Экспириенса», здесь проходила всего одна выставка с участием молодых авторов — «Яйцо мамонта». Хотя, конечно, я могла что-то упустить: официальные страницы центра обновляются как попало и не содержат хоть сколько-нибудь исчерпывающей информации, а потому восстановить картину просто невозможно.
Вот публика, которой за двадцатилетку выросло целое поколение, да к тому же ещё с кабельным и нормальным интернетом. Их запросам весельчаки с синими пробками, примотанными к голове скотчем, не соответствуют. Им бы чего-нибудь актуального сегодня, а не двадцать лет назад. Да с современными стандартами красоты желательно. Но тут ведь вечный спор: авангард? кич? реклама? искусство? — непонятно, а разобраться лень.
Вот куратор, который не знает, как сориентироваться в новом поколении, новых авторах, своих функциях и задачах. В прошлом он художник: откуда в Новосибирске взяться куратору? Здесь такому не учат. Поэтому раньше кураторы находили его и ещё десяток художников. Курировать девятерых оставшихся ему теперь куда проще, чем отделять обладателя уникальной зеркалки от автора со своим стилем и взглядом. Курировать друг друга таким образом можно бесконечно.
Вот художник, который видит весь новосибирский тяп-ляп на коленке с одной стороны и современные стандарты красоты в рекламе и дизайне — с другой. И снова: авангард? кич? реклама? искусство?..
Вот власти, которым было сказано «современное искусство – современные мозги», но сказано другим президентом, так что можно уже забыть и позакрывать все открытые галереи. С 2009 по 2010 в Новосибирске открылись СЦСИ, питерская галерея «Непокорённые», ГЦИИ, ЦСИ «Лаборатория», появился худо-бедно artist-run space и первая в Сибири резиденция «Студия 109», успел поработать фотолофт на Королёва и галерея для молодых художников «Седьмое небо». Сегодня функционируют только полностью независимая «Студия 109» и Государственный центр изобразительного искусства, в муках корёжится его филиал — ЦСИ «Лаборатория», а СЦСИ третий год навёрстывает упущенное.
В любом случае перед нами есть другие города, в пределах России, которые проявляют интерес к молодому искусству регулярно. Есть галерея «Старт» при «Винзаводе», которая даёт себя опробовать молодым кураторам, а те в свою очередь дают билет в мир молодым художникам. Биеннале молодого искусства проходят не только в Москве, но даже в Якутске. В Красноярске, Кемерове, Иркутске, Тюмени, Санкт-Петербурге выставляют молодое искусство если не постоянно на специально оборудованной площадке, то хотя бы регулярно в существующих галереях.

Галерея White Cube, которая временно была доступным выставочным пространством для новосибирских художников. Фото Ивана Дыркина.
«Мафия», царствующая в Новосибирске, со скрипом пускает в СЦСИ молодых художников на три дня. Больше всего это похоже на суровое отцовское «Не перебивай старшего!» или «Немедленно выйди из-за стола». И всё бы ничего, если бы не желание «взрослых» привлекать и приобщать к искусству молодёжь. Если бы не разговоры, в том числе и о детских образовательных программах в СЦСИ, и не постоянное стремление заяснить что-то за искусство несогласным.
Ещё три-четыре года назад, отправляясь в очередной город с арт-ревизией, я была уверена, что еду туда для того, чтобы привезти молодых художников в Новосибирск. Оказалось же, что в местную Коза Ностру проникнуть невозможно, а потому теперь цель поездок противоположная — найти художникам Новосибирска галерею вне города. Такими темпами наш город обречён на вечных «Синих носов» и бесконечные объяснения их значимости в истории искусства (в чём уже давно никто не сомневается). И даже Гёте-институт, так упорно образовывающий молодых художников и кураторов, не спасёт ситуацию.
Читать также:
Утешение от примирения с ложью
Анатолий Осмоловский приехал в Сибирь и рассказал о тяжёлой жизни художника-активиста и о том, как продать увеличенные копии собственных ногтей за сотни тысяч долларов.
Вячеслав Мизин: «Искусство — дело весёлое»
Мы начинаем серию интервью с сибирскими культуртрегерами, которые задавали тренды в 2000-х. Какими они видят «десятые» и чем актуально заниматься сейчас? Первый герой — Вячеслав Мизин, арт-группа «Синие Носы».
Коробочка для Новосибирска
Янина Болдырева — художник, фотограф, график, монументалист, а с недавнего времени куратор выставок в новой фотогалерее Flash-box. О современном искусстве, новосибирских галереях и местных хипстерах она рассказала Siburbia.