Однажды в Новосибирске


Анна Дранишникова,
арт-менеджер и куратор, координатор фестиваля наукоёмкого искусства «Яблоко Мёбиуса»

В мире слишком много искусства. Слишком много кинофестивалей, книг, фотографов, художников, новых групп, аниматоров, арт-директоров, музеев и галерей. Завтра откроется очередная уникальная выставка, друг подруги и его друзья — музыканты, девушка бывшего одноклассника увлекается ломо, одногруппница в декрете начала варить мыло, а одногруппник бросил карьеру юриста и уехал в Таиланд дизайнерить на фрилансе. Подобных историй нам навсегда хватит, чтобы убедиться: художников не существует, существуют любители и дилетанты.


Оно и понятно — история искусства привела нас к тому, к чему привела. Мы ведь хоть и жалуемся на современное образование, но всё равно его получили, и, чрезмерно образованные, помним про readymade, pop-art, видео на коленке и всё то, что позволило, наконец, относиться к художнику не как к наделённому высшей силой, а как к такому же, как мы — с той же лужей у подъезда и зеркалкой в руках.

Фото из блога художника Дамира Муратова

В то время как весь мир подстраивается под обрушившиеся реалии и без конца рыщет в поисках молодых стоящих авторов, мы с вами живём в Новосибирске, а потому не надо нам ничего, кроме «Соединённых штатов Сибири», «Синих носов» и художников 35+.

Если бы Баския жил в Новосибирске, ему пришлось бы трижды сколоться, прежде чем немногочисленные местные кураторы посмотрели в его сторону.

Потому как эта каста «немногочисленных местных кураторов» закрыта для молодого искусства и представляет собой тайное сообщество. Художник Дамир Муратов, принимая меня и моих коллег в своём доме-музее в Омске, охарактеризовал это явление по-простому, в свойственной ему и сибирскому искусству нулевых манере: «Это — мафия! Мы — мафия».

Если вспомнить роковой круглый стол «Готов ли Новосибирск к современному искусству», прошедший два года назад в СЦСИ, то можно попытаться объяснить тотальное невнимание центра к молодым художникам тем, что последние двадцать лет в Новосибирске не было регулярных выставок современного искусства. Якобы эту двадцатилетку для начала надо наверстать.

«Яйцо мамонта»

Выставка «Яйцо мамонта». Фото Денис Бушманова

«Яйцо мамонта»

Выставка «Яйцо мамонта». Фото Денис Бушманова

«Яйцо мамонта»

Выставка «Яйцо мамонта». Фото Денис Бушманова

С тех пор здесь прошла выставка с чрезмерно отдающим прошлым веком названием «Когда художник берёт в руки фотоаппарат», сюда привезли с воспоминаниями о бурной молодости акциониста Осмоловского, показали наивное искусство новосибирских художников Ольги Тээр и Мурыгина-Толстого и дважды на целых три дня отдали помещение организаторам фестиваля Experiences, что, судя по отзывам в СМИ и блогах, стало одной из лучших выставок новосибирских авторов в СЦСИ. Сразу обозначу, что, кроме «Экспириенса», здесь проходила всего одна выставка с участием молодых авторов — «Яйцо мамонта». Хотя, конечно, я могла что-то упустить: официальные страницы центра обновляются как попало и не содержат хоть сколько-нибудь исчерпывающей информации, а потому восстановить картину просто невозможно.

Другие проблемы искусства в Новосибирске тоже давно перечислены: нет кураторов и искусствоведов, нет художников и арт-дилеров, нет ценителей и коллекционеров, нет интереса и поддержки со стороны спонсоров или меценатов — и, как мы понимаем, всё это звенья одной грёбаной цепи.

Вот публика, которой за двадцатилетку выросло целое поколение, да к тому же ещё с кабельным и нормальным интернетом. Их запросам весельчаки с синими пробками, примотанными к голове скотчем, не соответствуют. Им бы чего-нибудь актуального сегодня, а не двадцать лет назад. Да с современными стандартами красоты желательно. Но тут ведь вечный спор: авангард? кич? реклама? искусство? — непонятно, а разобраться лень.

Вот куратор, который не знает, как сориентироваться в новом поколении, новых авторах, своих функциях и задачах. В прошлом он художник: откуда в Новосибирске взяться куратору? Здесь такому не учат. Поэтому раньше кураторы находили его и ещё десяток художников. Курировать девятерых оставшихся ему теперь куда проще, чем отделять обладателя уникальной зеркалки от автора со своим стилем и взглядом. Курировать друг друга таким образом можно бесконечно.

Выставка Experiences

Выставка Experiences. Фото Романа Брыгина

Выставка Experiences

Выставка Experiences. Фото Романа Брыгина

Выставка Experiences

Выставка Experiences. Фото Романа Брыгина

Вот художник, который видит весь новосибирский тяп-ляп на коленке с одной стороны и современные стандарты красоты в рекламе и дизайне — с другой. И снова: авангард? кич? реклама? искусство?..

Вот власти, которым было сказано «современное искусство – современные мозги», но сказано другим президентом, так что можно уже забыть и позакрывать все открытые галереи. С 2009 по 2010 в Новосибирске открылись СЦСИ, питерская галерея «Непокорённые», ГЦИИ, ЦСИ «Лаборатория», появился худо-бедно artist-run space и первая в Сибири резиденция «Студия 109», успел поработать фотолофт на Королёва и галерея для молодых художников «Седьмое небо». Сегодня функционируют только полностью независимая «Студия 109» и Государственный центр изобразительного искусства, в муках корёжится его филиал — ЦСИ «Лаборатория», а СЦСИ третий год навёрстывает упущенное.

В то время как во всём мире, благодаря общеизвестным скандальным акциям, интерес к российскому искусству растёт, в России закрывают галереи и учат духовности. Но это тоже звенья одной цепи.

В любом случае перед нами есть другие города, в пределах России, которые проявляют интерес к молодому искусству регулярно. Есть галерея «Старт» при «Винзаводе», которая даёт себя опробовать молодым кураторам, а те в свою очередь дают билет в мир молодым художникам. Биеннале молодого искусства проходят не только в Москве, но даже в Якутске. В Красноярске, Кемерове, Иркутске, Тюмени, Санкт-Петербурге выставляют молодое искусство если не постоянно на специально оборудованной площадке, то хотя бы регулярно в существующих галереях.

Галерея White Cube, которая временно была доступным выставочным пространством для новосибирских художников. Фото Ивана Дыркина.

«Мафия», царствующая в Новосибирске, со скрипом пускает в СЦСИ молодых художников на три дня. Больше всего это похоже на суровое отцовское «Не перебивай старшего!» или «Немедленно выйди из-за стола». И всё бы ничего, если бы не желание «взрослых» привлекать и приобщать к искусству молодёжь. Если бы не разговоры, в том числе и о детских образовательных программах в СЦСИ, и не постоянное стремление заяснить что-то за искусство несогласным.

Ещё три-четыре года назад, отправляясь в очередной город с арт-ревизией, я была уверена, что еду туда для того, чтобы привезти молодых художников в Новосибирск. Оказалось же, что в местную Коза Ностру проникнуть невозможно, а потому теперь цель поездок противоположная — найти художникам Новосибирска галерею вне города. Такими темпами наш город обречён на вечных «Синих носов» и бесконечные объяснения их значимости в истории искусства (в чём уже давно никто не сомневается). И даже Гёте-институт, так упорно образовывающий молодых художников и кураторов, не спасёт ситуацию.


Читать также:

Утешение от примирения с ложью
Анатолий Осмоловский приехал в Сибирь и рассказал о тяжёлой жизни художника-активиста и о том, как продать увеличенные копии собственных ногтей за сотни тысяч долларов.


Вячеслав Мизин: «Искусство — дело весёлое»
Мы начинаем серию интервью с сибирскими культуртрегерами, которые задавали тренды в 2000-х. Какими они видят «десятые» и чем актуально заниматься сейчас? Первый герой — Вячеслав Мизин, арт-группа «Синие Носы».


Коробочка для Новосибирска
Янина Болдырева — художник, фотограф, график, монументалист, а с недавнего времени куратор выставок в новой фотогалерее Flash-box. О современном искусстве, новосибирских галереях и местных хипстерах она рассказала Siburbia.


13 total pingbacks on this post
Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2025 Все права защищены

.