Не первое сентября


Наталья Ласкина
филолог, преподаватель зарубежной литературы

Удивительно, как твёрдо люди, добившиеся карьерного и материального успеха, верят в свою свободу. Свободные, успешные, самодостаточные и даже иногда креативные, они рассказывают, как не зависят ни в чём от «системы» и «государства», разве что дань платят. Они всё понимают про это государство, но даже обсуждать его считают ниже своего достоинства и вне своих забот, у них есть дела поважнее, им надо детей растить… Стоп. На этом месте всё и ломается.

Вроде бы не надо объяснять, что, если вы не загадочный отшельник в лесу, вашему ребёнку (за неимением оного — ребёнку ваших близких) понадобятся хорошие учителя. У меня для вас плохая новость: одна эта потребность отменяет всю независимость, всё неучастие в системе, все внутренние эмиграции.

Набросаю к началу учебного года простую историю для успешных и свободных.

Вот хорошая девочка Маша, из которой выйдет прекрасная Марья Ивановна для вашего ребёнка. Маша выбирает будущую профессию. У Маши призвание, сердце ей подсказывает, что надо идти в учителя. Маше говорят, что она ставит на себе крест, что «ума нет — иди в пед», что любовь к детям пусть лучше на своих детях и реализует, а работу надо выбирать денежную. Если Маша не Маша, а Миша, ему ещё втолкуют, что работа не мужская, бабье царство, что настоящие мужчины должны добиваться успеха. На этой стадии ваш ребёнок своего учителя, скорее всего, уже потерял: хорошие учителя к голосу социума чувствительны.

Фото: amberbluebird.blogspot.com

Если и вы любили вслух попрезирать «нищебродов» и «бюджетников», поздравляю: Маша к вам прислушалась. Маша теперь тоже успешная, а на вашего ребёнка в школе орёт унылая мымра.

В этой истории вам повезло. Маша настояла на своём: она идет учиться, сознательно рассчитывая на будущую работу в школе. В моём городе наверняка всё-таки в педуниверситет, но можно и ещё куда-нибудь. Ан нет, везде не хватает бюджетных мест: государство решило, что в стране слишком много образованных и что надо подсократить ненужные специальности. Как это вдруг учитель — ненужная специальность? А вот так: выпускники педвузов не идут в школу из-за низких зарплат и тяжёлых условий труда — значит, учителей больше не нужно. (Если вы думаете, что уж хорошей Маше-то место достанется, что проходят всегда только самые лучшие, подумайте еще.)

Государство, от которого вы не зависите, только что отобрало у вашего ребёнка молодого талантливого учителя, чтобы сэкономить. В чью пользу оно у нас экономит, вы и сами знаете. Если вы сочувственно кивали, слушая речи о том, как обесценилось образование и как пора сокращать бесплатные места, нечего халявщиков плодить, поздравляю: государство к вам прислушалось. Мымре несите цветы, сменить её некому.

Фото: Rebecka Bjurmell

Вам опять повезло, и Маша всё-таки поступила? Теперь у неё четыре года до диплома «бакалавра педагогического образования», что бы это ни значило. Ещё пять лет назад она бы могла учиться на год дольше, у неё было бы больше времени на педагогическую практику, а в дипломе — слово «учитель». Почему поменяли, у нас же стабильность? А Болонский процесс.

Вы же делом заняты, вас не волнует, что там чиновники подписывают и против чего профессора и учителя десять лет подряд пишут петиции и устраивают митинги.

Поступив, Маша обнаруживает, что большинство других таких Маш послушались вовремя вас и учатся в местах попрестижнее, а её однокурсники тут «ради корочки». Маша умная, у неё есть интересы, она хочет учить детей тому, что ей самой интересно. Учиться с теми, кому неинтересно, ей трудно. На общение же с преподавателями времени совсем мало: отняли не только пятый год, но и от каждого курса отхватили. Свой предмет Маша должна осваивать в основном сама, по книжкам, часто устаревшим или очень сложным. Почему? А Болонский процесс. Учёный-то из умной Маши и таким способом получится, а учитель?

Фото: Evan Brennan

Маша хорошая, но к вашему ребенку она теперь если и придет, то недоученной и нетренированной. Если не знали — это государство решает, сколько времени отводится на изучение каждого предмета и на практики, оставляя вузам для манёвра лишь крохотное поле, на котором, кроме внутренних интриг, ничего не вырастишь.

Вам всё ещё нет дела до государства? Поздравляю вашу мымру.

Может быть, если вам очень везёт, Маша получила-таки свой диплом, нашла работу в школе, и её талант компенсирует все пробелы. Тут она узнает, что зарплата молодого учителя именно такая, как её предупреждали, а не как рапортуют в телевизоре. Кто решает, сколько платить учителю? Оно самое, от которого вы свободны, в отличие от Маши.

Если Маша попытается работать в два раза больше, то выгорит и превратится в мымру. Скорее всего, Маша поплачет-поплачет, да и откажется от любимого дела, с учительским талантом она сумеет найти себе место и в других профессиях. А ваш ребёнок-то снова остался с мымрой. И мымра на него орёт, пока вы хвалите Машу за то, что она наконец-то строит нормальную карьеру.

Фото: Jim Plumb

Нет, конечно, всё не так мрачно. Маша останется в школе, если у неё есть жилье, небедные и здоровые родители, состоятельный муж или упрямство эпического героя. Считайте сами, сколько шансов у вашего ребёнка встретиться с Машей, а не с мымрой. Посчитайте также, сколько Маш нужно, чтобы у ребёнка были хорошие учителя в течение всей его школьной жизни. Теперь посчитайте, сколько раз государство поучаствовало в этой истории. А теперь ещё раз расскажите, какие вы независимые, какие успешные и как своему-то ребенку вы всё сами обеспечите.

Для особо успешных напоминаю, что готовую Машу в магазине не купить. То есть совсем ни за сколько. Если вы все свои доходы отдадите мымре, она в Машу не превратится.

Для особо свободных напоминаю, что если ни у вас, ни у дорогих вам людей детей нет и не будет, или ваши дети уже не в школе, или вам повезло фантастически, и у ваших детей целый штат Маш, вам всё равно не избежать последствий работы мымр, жить-то вам не в лесу.

Ладно, я слукавила немного. Есть ещё вариант для успешных и свободных. Государство как бы не запрещает открыть частную школу и/или поддержать десяток юных Маш на их пути в учителя. Некоторые мои успешные знакомые в юности именно об этом и мечтали — как они построят своим детям свою школу, с хорошими учителями и правильными программами. Не построили.

14 комментариев к статьеДобавить
  1. Я училась как раз в такой школе, которая была сделана компанией людей для своих детей. Конечно, за годы школа немного изменилась, но тем не менее, там прекрасная атмосфера и неплохие знания. И никто никогда ни на кого не орет.
    Сейчас это уже семейная школа — некоторые отдают в эту школу второго, третьего и даже четвертого ребенка и дружат семьями.
    Но это какой-то просто катастрофический труд.

  2. Наталья!

    Вот уже в который раз читаю Ваш материал и ловлю себя на мысли, что становлюсь Вашим фанатом. Прекрасная статья, разрешите поздравить!

    Теперь дружеская (ну, я не навязываюсь, но «не вражеская» же в самом деле) критика. Где позитив?

    Вот я никогда не понимал и до сих пор не понимаю: как с таким положением дел у меня были прекрасные учителя. «Мымры», как Вы их почему-то величаете (кстати, почему именно это слово? Логику выбора из синонимического ряда в студию!), были тоже, да. Но были «еще не выгоревшие» и «не выгорающие». Те, кто «это мое» и «я больше ничего не хочу делать», только преподавать. Офигенные учителя. Везде.

    Со школой повезло, спасибо родителям.

    Свои «хождения в народ» в виде преподавателя очень быстро голову на место поставили. И дело не в том, что говорили вокруг (критическое мышление никто не отменял), а в том, что сам увидел. Учителя русского языка начальных классов, матерящиеся на детей, лебезящие перед паучихой-директрисой тетушки. Все как в госучреждениях. «Борьбы» за кормушечки, ставочки, копеечки. Любой нормальный мужик скажет «идите на …, совсем …сь». Не говорит из-за детей. Они везде — золото.

    Поэтому переезды, другие города, работа, на которой ты понимаешь, что делаешь не то, что хочешь, а то за что платят. Чтобы дети имели возможность выбрать чем заниматься. Чтобы не связывались с государством, кормушечками, ставочками, надбавочками.

    А школы частные, кстати, есть. И да, свою построю. Приглашу Вас, Наталья, на открытие. Хотя, даже раньше. Поможете?:)

    • Спасибо, Сергей. Видите, и у вас что-то позитива не вышло. «Повезло» — это не позитив.
      Вы, кажется, не уловили иронии в конце текста. Я только обратила внимание, что у большинства людей, уверенных, что уж о своей-то семье они позаботятся (а до остальных им дела нет), дети учатся в государственных школах. Я сама вовсе не считаю выходом воображаемые идеальные частные школы «для своих детей». Дети эти вырастут и будут жить с теми, кому хорошей школы не досталось.

      • Вот как бы невзначай Вы раскрыли свою установку: «Хорошие учителя = хороший человек (на выходе)». Отнюдь. Отрицательный опыт — тоже опыт, и выращиевает он не садистов-выродков, а нормальных людей, ценящих именно нормальное отношение (насмотревшись на ненормальное). Ну, во всяком случае, «и нормальных людей тоже».

        Наталья, как по-вашему, люди отделяются от хамства, быдла и прочих мымр (, их учеников)? — Деньгами. Есть частные (школы, клиники, детские сады). Не панацея, но все-таки за свои деньги никто на мымру идти станет. Выстроить стену иногда получается. Проблему не решает. Устраняет последствия на локальном уровне, создает иллюзию решения проблемы.

        Я не вижу позитива, конструктивного чего-то. Вы очень жестко (безапелляционно) рассказали о проблеме, повысили, так сказать, «public awareness», но концовку оставили открытой. Для кого? Для людей, которым нужны хотя бы Ваше видение решения проблемы. Опыт инсайдера, «человека изнутри».

        Про «мифические школы» отвечу кратко: «Важен не план, а планирование.» В вашей статье слышится озлобленность, крик, боль, слезы, паника даже, но Вашего решения, плана какого-то в ней нет.

        Очень жду следующей Вашей статьи. Надеюсь, что удалось донести суть своих замечаний.

        • Финал, действительно, открыт. Проблема поставлена. И в общем-то каждый может наполнить его своим представлением о решении проблемы в соответствии с собственным горизонтом ожидания… Решение ее в виде стены из купюр лично мне не кажется ни эффективным, ни оптимальным… От условного «чиха», может, и можно вылечиться в частной клинике, но что делать, если после ты выходишь в мир поголовно больных открытой формой туберкулеза (и т.п,, и т.д.)… Есть и другие последствия активно проводимой сейчас сегрегации…

          Уникальность проведения ее в жизнь конкретно в системе российского образования — в полном нивелировании как раз значения пресловутых денег. Очень много претензий у родителей как раз частных школ. Говорят — о комфорте, «услугах» и прочее, и о низком уровне образования… Малокомплектные экспериментальные школы, где, действительно, детей учили, были уничтожены… Ну и нужно учитывать, что пресловутые аттестации, ЕГЭ для выпускников как условие «успешной» жизни (а это — не шутка, это — полное переучивание ребенка как минимум последние два года) никто не отменял…. Так что не будет ни новой аристократии, чудесным образом вдруг выращенной из детей нуворишей в утопических прекрасных частных школах… Это понятно любому, кто сейчас (не вчера, не позавчера, а сейчас) работает в школе, университете и пр.

          Лично мой опыт «инсайдера» говорит только об одном… Если мои внезапно впавшие в крайний индивидуализм соотечественники не поймут, что государство наше — это именно наше «общее дело», то «Пес П…ц» придет не этому «государству», а России, которую жалко…

          Пока же школы и вузы уничтожают — соотечественники считают, что их это не касается… И они создадут прекрасный параллельный мир за колючим забором, с автомобилями, напоминающими танк, и дворцами с псевдосредневековыми башенками… Чтоб от «пизан» отстреливаться, вестимо? :-)

          Мне кажется, Наталье удалось показать, что происходящее сейчас с нами, касается и всех…

          Спасибо, Наташа!

        • Повышать awareness — и есть моя задача здесь: начинать надо с осознания проблемы, иначе никакое решение не имеет смысла.
          Само собой, хороший человек может вырасти и с плохими учителями, а что это меняет? Это никак не оправдывает систему, в которой плохому учителю лучше, чем хорошему.
          Нет, деньги не выход. Если вам нравится мир, где горстка богатых живет для себя, отгородившись от мира крепостной стеной — ну тогда выход, да. Мне это отвратительно, и я в таком мире всегда буду работать по другую сторону стены. И многие хорошие учителя тоже, поэтому кого вы там за деньги детям купите — еще вопрос:)
          И, Сергей, мои коллеги и прочие инсайдеры мне нередко говорят, что я высказываюсь, наоборот, очень мягко и слишком оптимистично. Подумайте об этом, пожалуйста…

          • Спасибо за развернутую и обстоятельную дискуссию. Думаю в том числе и об этой проблеме постоянно, ищу решение.

            Потому и спрашиваю Вас о следующем за повышением осведомленности шаге — Вашем варианте решения проблемы. Честное слово, чувствую себя троллем. С той лишь разницей, что перечитал несколько раз внимательно, «жадно» Ваш ответ, потому и задаю вопрос (не из желания «достать» собеседника: мне кажется, что Вы уходит от ответа):

            «Что Вы предлагаете делать?»

            Без дисскуссии, только Ваше мнение.

            » Мне это отвратительно, и я в таком мире всегда буду работать по другую сторону стены.» — осознанная позиция, личная. Спасибо. Достойно уважения.

            «Это никак не оправдывает систему, в которой плохому учителю лучше, чем хорошему.» — Ваш вариант системы можно начать с этого предложения.

            Пусть будет утопия, но перемены начинаются с идей, в которые верит один человек. Не с проблем, о которых знают все (на мой уже совсем не скромный взгляд).
            Или Вы как раз придерживаетесь обратного мнения? — «Поменять отношение окружающих и проблема решится сама собой.»

          • Дорогой Сергей (и все, кто хочет решений)!
            Дело в том, что никакой утопии и не надо. Вариант, который был двадцать лет назад, был еще достаточно приемлемым, по крайней мере, из него можно было бы развиваться. Понимаете? Какие утопии, какие планы, когда завтра буквально некому будет детей учить? Надо сначала остановить падение. Из образования массово уходят специалисты — их надо вернуть, задержать, вырастить новых.
            Всеобщее бесплатное государственное образование в объеме хотя бы на уровне советского — раз, зарплаты работников образования на уровне верхней планки условного среднего класса — два, независимость учебных заведений на уровне хотя бы начала 90-х — три, дебюрократизация работы учебных заведений до уровня хотя бы конца 80-х — четыре, дополнительная весомая поддержка молодых учителей, сельских учителей, талантливых студентов педвузов — пять. ВСЕ, этого достаточно, чтобы лет за десять ситуацию из катастрофической превратить в нормальную. не идеальную — нормальную. Я бы даже отмены ЕГЭ не стала требовать.
            Чтобы ситуация начала меняться к лучшему, нужно также изменить атмосферу в социуме, вернуть уважение к учительскому труду и научить родителей бороться за права своих детей. Богатым людям перестать бредить, как они купят учителей в магазине. Журналистам перестать бредить рассказами о «престижных профессиях». «Технарям» перестать бредить своим превосходством над «ненужными гуманитариями» (все педагоги — гуманитарии).

  3. Какие бредни…

  4. Доброго времени суток! А мне очень близко все то, о чем пишет Наталья Олеговна. 4 год работы -4 школа. Но я пока держусь, потому как получаю кайф от того, что преподаю русский язык и литературу. Увольняясь из 3 школы, в кабинете директора осознала, что государство нас «маш», ставит в нехорошее положение, извините «раком». Директор малокомплектной школы не может платить учителю много, потому как подушевое финансирование. а у учителя. как бы это странно не звучало, есть жизнь с кредитами, с покупкой еды и одежды. И я ухожу, хотя школа меня приютила в середине учебного года, потому как кушать хочется. Другая школа -вторая (престижная, с хорошими деньгами), но государство и тут вмешалось в лице родственников В.А. Толоконского, ну невозможно работать в школе, когда там царит культ личности, не могу я преподавать Чехова и Гоголя с их чиновниками и чинопочитателями, когда меня выгоняют из кабинета во время урока, чтобы я не мешала с детьми приходу Н.П. Толоконской. Понимаете, бред, учебный процесс -урок литературы и тут мы лишние. Это катастрофа. Наталья Олеговна еще не указала, что некоторые «маши» остро реагируют на социальные несправедливости и не молчат, а когда «маши» говорят, то мымры от лица администрации говорят: «вы здесь никто и звать Вас никак». Я -учитель. Я горжусь своей профессией. Мне говорят, что я никто -вот позиция государства, которое учителя сделало оказателем услуг, как парикмахера или уборщицу (ничего не имею против этих профессий), но за оказание услуги берут деньги с того, кому эту услугу оказывают. Но я держусь — летаю по школам, но держусь и уже понимаю, что в каждой школе есть своя мымра в разной модификации: директор, коллега, завуч, родительница. Главное, самой не стать мымрой. Напишу завещание: «Господа, как только стану мымрой вбейте осиновый кол мне в спину»
    А еще приходят разные тетечки и рассказывают, как в школе работать, спрашиваю, давно ли вы в школе были, у станка, так сказать. В ответ-да уж лет пятнадцать тому назад. О чем речь? Педы закрывать собрались… Количество часов уменьшают… Учителей -практиков учат те, кто в школе давно не был… Да, и частные школы -это не спасение. Плавали. Знаем.
    Спасибо за статью, задела за живое.

    • Мне иногда кажется, что правильнее было бы всем «машам» взять уже и уйти. Может, тогда родители, наконец, проснутся — когда у них не останется надежды, что их-то детям повезет. Когда они перестанут паразитировать на вашем героизме. Может, тогда до них дойдет, что образование и школьная жизнь их детей заведомо хуже, чем было у них самих в детстве. Но детей жалко, поэтому держитесь, Юля, пока можете.

      • Это мы-то, родители, «выезжаем» значит на ком-то?
        Да нас школы и садики «доят» постоянно!
        Статья хорошая, но в качестве рецепта что предлагается-то?
        Скинуться всем и организовать хорошую школу самим? Отлично!
        Так же поступим и с дорогами. И в сфере ЖКХ. И со всем остальным в стране.
        Зачем нам тогда государство вообще, зачем мы платим ему налоги? Организация образования — это государственная задача, частникам ее сложно потянуть. Будет как в XIX веке — каждого учит своя частная гувернантка.

        • Игорь, ну а о чем, по-вашему, статья-то, в которой через слово речь о том, что все это дело государства?!
          Государство не просто не справляется со своими обязанностями, а работает прямо поперек интересов детей. Какой тут может быть рецепт, кроме как немедленно менять это государство?
          Но реально же каждый второй при этом не моргнув глазом заявляет, что он «вне политики», что государство его не касается или что все равно ничего нельзя изменить, надо вечно подчиняться.

        • Вы правильно «школа» доит, а школа -это своего рода государство. пропорция, думаю, понятна. Речь идет об учителях, которым с вашей дойки -ничего. Всем понятно желание родителя, чтобы ребенок получил хорлошее образование и, как мне кажется, родители в поисках сего отдают детей в якобы престижные школы,которые и доят:там докупить, тут оказать финансовую помощь. А на самом деле престиж современной школы -это не качество выпускников, а именно то, что она гимназия или лицей. по сути те же марьванны и учат ваших детей. Ну что вы думаете, что в Лицее «Надежда Сибири» у учителей звезда во лбу горит что ли? Нет, я работала там, все те же, такие же как и в школе в Кировском районе или заельцовском. Родители гонятся за престижем, директора этим пользуются, а потом все грызутся. Вам кажется если вы отдали среднестатистического ребенка в Лицей, то он выйдет Менделеевым или Пушкиным и требуете этого от учителя, не от директора, который наообещал золотые горы, а от учителя. Нет, не выйдет. И к счастью и к сожалению А потом когда не выходит каменного цветка вы идете к учителю и доказываете, что мол нет индивидуального подхода. Надо разумно оценивать силы ребенка, понимать, что престижная школа не является гарантом вообще ничего, в частных школах учатся те, кого отчислили отовсюду, гувернерское образование -невозможно. И пока родители будут молчать ситуация не изменится, а молчание происходит даже в мелочах: уволился учитель, хороший -не заступились, берут деньги за поступление в школу -молчат. лишь бы дидятко взяли в престижную школу, берут деньги на туалетную бумагу -молчат. Молчание -знак согласия. Молчите, господа.

1 pingback on this post
Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2019 Все права защищены

.