Александра Блок
директор Grimm Sisters concert agency
Этим летом исполняется ровно 10 лет с наиболее яркого, пикового момента в истории самого старого этнического фестиваля в России — «Живой воды». Летом 2002 года мировая этномузыка впервые в Сибири была исполнена на одной из крупнейших открытых площадок Новосибирска — сцене Речного вокзала.
География музыкантов была запредельной — от всевозможных уголков Европы до Японии, от средней Азии до Крыма. Фестиваль, названный тогда в российской прессе (виданное ли дело — федеральные СМИ и даже BBC приехали в Сибирь, чтобы написать о событии) «Сибирским этническим Вудстоком», собрал солидную географию зрителей. В Новосибирск, а потом и на Алтай, отправились люди из Владивостока и Таллина. Возможно, сейчас это не покажется странным, но десять лет назад этническая музыка в России, сам факт ее существования был экзотикой. Экзотикой она остается и сейчас.
Под это можно танцевать? Можно, конечно, но как-то непривычно. Заявлен хоть один участник, знакомый массовой публике? Среди имен «Оле-Лукойе», «Ашхабад», Сергея Старостина, Сергея Клевенского, «Волги», Lot Lorien, Энвера Измайлова таких найти было трудно. (Вполне возможно, о дикости той идеи никто и не думал. Кураторствовал «Живой водой» Николай Дмитриев, арт-директор московского культурного центра «Дом», соратник Сергея Курехина, проведший большую часть своей жизни в организации джазовых, авангардных и прочих культурных событий в столицах).
В то лето все было пропитано ощущением нового времени. Международные фонды, типа Форда и Сороса, присылали пачками креативных художников и музыкантов. Американец Эрик Шогрен недавно открыл в центре города бар New York Times, в котором звучал джаз и блюз, и речей на английском было столько же, сколько на русском.
«Синие носы» начинали свое шествие по стране вместе с галеристом Маратом Гельманом, Макс Зонов со своим забавным видеоартом попал на ОРТ. Гришковец уехал в Калининград, но «Ложа» была на пике славы, кемеровский «Симпозиум» издал сборник новой сибирской поэзии, канский фестиваль в далеком городке Красноярского края собрал свой первый кинозал на «видеоарт» со всего мира.
Возможно, моя юная голова тогда влюбилась только в картинку, видимую иллюзию этой свободы. Возможно, другие написали бы совсем иную историю — об интригах и трудностях, о новой международной экспансии и покорении зажатой в постсоветском пространстве Сибири, жадно сделавшей очередной глоток «свободы», отравленный отнюдь не благими намерениями ее новых конкистадоров.
То, что делало тогда ивент-Агентство «УРА!», было продолжением этого культурного «пенделя» начала 2000-х. «Живая вода», сотни событий и фестивалей — от «Электрофеста» до «Художников-передвижников», первая выставка галереи «NO SOAP», попавшая в столичный «Ом»… Разработки теории событийного маркетинга, не встречающиеся даже в столице, упоенность идеей Ричарда Флориды о «подъеме креативного класса». Это новое, экзистенциальное чувство нескольких десятков людей капитализировалось в появлении правительственного форума Интерра в 2010, а разговоры 2000-х об «инновациях», «региональном развитии», «культурных ландшафтах» и «субъектах развития территории» — в программу Министерства культуры НСО, благодаря которой возник и этот форум, и Центр современного искусства, и множество проектов — наших, собственных, made in Siberia.
Сегодня форум Интерра называют «форумом с участниками-опозиционерами», выставку «Родина», инициированную Министерством культуры НСО, запрещает губернатор НСО, РПЦ «наезжает» на выставку Пабло Пикассо «Искушение» с требованием запретить сей срам, а обманутые дольщики совершают самосожжение в приемной «Единой России».
Я что-то пропустила? Не придала значения аресту Ходорковского? Отмене губернаторских выборов? Чехарде со сменой Президентов? Закону о платном среднем образовании? Делу Pussy Riot?
Я выросла в 90-х, и слова «оппозиция», «вольнодумие» если и существовали в моем сознании, то сугубо как факт исторический. Но время совершило петлю — выбросив в пространство Сибири протуберанцы таких явлений, как «Встреча третьего тысячелетия» под предводительством СПС, «Культбросок на ВОСТОК», world music, джаз, поэтические фестивали и тысячи мелких проектов в сфере современного и музейного искусства, оно схлопнулось, спустя десять лет. Портал толерантности закрыт. Парней с «массивов» все больше.
Сибирь десятых годов второго тысячелетия — Сибирь «моногамной» культуры. Мои сверстники в большинстве своем выросли на песнях российской эстрады — уродливых потомках культурной изоляции СССР. Джаз — о, дикость! — остается культурой прослойке нескольких тысяч маргиналов в соцсетях. Дивный чудный мир, претендовавший на то, чтобы трансформировать реальность и задать тот самый новый ландшафт, исчез и ушел под землю. Деревья не стали большими. Коммунизма мы опять не построили и на Марс тоже не улетели.
Культурное пространство не может исчезнуть, но может мимикрировать. В сибирской столице правит «гламур» — в ситуации изоляции от мировых трендов единственное, что знает массовый слушатель и зритель, — то, что показали ему по ТВ.
Концертное разнообразие Сибири 2012 имеет амплитуду от пары выступлений инди-поп групп Friendly Fires (привезенных в рамках всероссийского тура поддержки Олимпиады в Сочи-2014) и Pompeya в «Рок-Сити» до одного концерта солиста норвежской «A-Ha» Мортена Харкета. Возможно, преувеличение чрезмерно, и насчитается еще десяток «альтернативных». Не новость, что основные сборы приходятся на Стаса Михайлова и Григория Лепса. Я совсем не против поп-культуры, как вы понимаете. Но массовый зритель Санкт-Петербурга ходит на «Усадьбу-Джаз», а финский посещает самый большой скандинавский фестиваль в маленьком городке Pori, вот уже на протяжении сорока лет собирающий лучших джазменов со всего мира.
«Культурных пространств» в полуторамиллионом городе — четыре. «Бродячая собака» (100 мест) с рок-н-блюзом и чемпионатом по чтению вслух «Открой рот», джаз-клуб «Труба» (100 мест) с экс-питерским арт-директором Аликом Аншером, «НииКУДА» (мест примерно столько же) в Академгородке и частично, как ни странно, «Beerman & bar» (80 мест), благодаря космополитическим вкусам ресторатора Дениса Иванова, проводящего джазовые концерты время от времени. Вот и вся «альтернатива».
Из четырех (по иронии, здесь все заканчивается на 4) крупнейших международных институтов (British Council, фонд Форда, фонд Сороса) у нас остался только Goethe-Institut с проектами под знаменем той же поддержки «культурных связей» и «развития городского пространства». Доброе, почти позабытое ретро. Российские фонды, обещавшие немедленно появиться и стать поддержкой в развитии культуры всея страны, так и не появились. Проекты центра Гете действительно хороши. Но не многовато ли одного культурного субъекта для третьего мегаполиса?
Конечно же, он приверженец точки зрения, противоположной моей, — не кудахтать, а медленно и стратегически создавать Сибирь как особенное территориальное и, в том числе, культурное пространство. Он правозащитник, продвигает закон об омбудсменах, возглавляет общественный совет обманутых дольщиков, снимает кино о налогах Сибири и так далее — в общем, ведет последовательную политику «положить жизнь свою за Отечество».
Я готова была бы присоединиться к нему даже лет пять назад, но уже не сейчас. Сейчас у меня нет желания повторять подвиг во льдах и продвигать этнические, джазовые или экологические фестивали в городе, где до истории собственной страны, культуры и чистоты в парадных нет никакого дела. Мне уже не хочется доказывать, что мир невероятно красив, когда в нем есть этно и джаз, и такие события — часть мировой культуры, в которую нам необходимо включаться. Так же, как в мировую культуру экологического, ландшафтного дизайна, креативных городских акций от самих жителей, искусства в открытых пространствах и прочее.
Возможно, этот текст многим может напомнить брюзжание старика со странными вкусами и взглядами. Я хотела бы остаться этим oldboy и просто слушать любимые песни через интернет или общаться с друзьями из разных городов только по facebook…
Но я, пожалуй, соглашусь. И даже с тем, что таким здесь не место.
Dmitry Rzhanitsyn
31.07.2012
Под предпоследним абзацем, Саша, могли бы подписаться многие. Сил уже нет биться ради поддерживания культурного уровня нашего города. А, с другой стороны, что делать? Валить отсюда, как уже сделали многие? Но ведь здесь всё-таки есть люди, которым необходима не-поп-культура! Хоть их и немного. Непростая ситуация…
Mariya Kiselyova
31.07.2012
Всё так за исключением того, что кажется автор и правда остался в 2000 году. «Бродячая собака», джаз-клуб «Труба», «НииКУДА» как раз и рассчитаны на такую ностальгирующую публику. Не считаю себя быдлом или какой-нибудь ликующей гопотой, но конкретно в этих местах весело исключительно лысым дядечкам средних лет, которые воображают себя в гуще ночной жизни и вспоминают 2000, время когда шевелюра ещё не изволила выпасть.
Хотя всегда бывают исключения
Михаил Фаустов
31.07.2012
ты кого лысым дядечкой назвала, а?
Mariya Kiselyova
31.07.2012
это собирательный образ скажем так, но согласись лысина — не твоя отличительная черта
Мария Гюнтер
02.08.2012
Здесь мне бы хотелось написать»Так глупо! Даже стыдно за вас».
Mariya Kiselyova
31.07.2012
нет ну вот правда, вы будто спали последние 10 лет, а тут вдруг О БОЖЕ ЧТО ПРОИСХОДИТ ЭТО ВСЁ ЗВЕНЬЯ ОДНОЙ ГРЁБАНОЙ ЦЕПИ МНЕ ЗДЕСЬ НЕ МЕСТО
очень смешной текст
Александра Блок
31.07.2012
Мария, ожидала такие комментарии! мне кажется, если вы напишете опровержение, будет очень здорово!
Mariya Kiselyova
31.07.2012
не понимаю зачем их писать, к тому же на такой текст
Elena Makeenko
31.07.2012
Учитывая, что кому-то в 2000м было девять лет — он тоже не вполне в курсе событий, так что не бузи)
Mariya Kiselyova
31.07.2012
ну я где-то 10 лет как веду осмысленный образ жизни, так что не надо мне тут
Михаил Фаустов
31.07.2012
саша, несмотря на то, что ты занесла «открой рот» в значительные городские культурные явления, за что тебе спасибо, какой то абсолютно унылый текст. без вкуса без цвета без запаха. надо было хоть йупи туда добавить для порядку
Анна Талала
31.07.2012
альтернативных пространств в городе полно, только не все желают о них знать. этно вот тоже никуда не делось — каждые выходные на улицах играют, джемы устраивают, джаз-фестивали регулярные, а Рубикис так вообще каждой третьей новосибирской барышне от 16 до 50, судя по интернетам, во снах каждую ночь является.
если устали те, кто в 2000/2002 что-то делал, это вовсе не значит, что других и нет вовсе.
а если культурной жизни не отображают перечисленные заведения, так это оттого, что они где-то застряли
Mariya Kiselyova
31.07.2012
+++
Алексей
31.07.2012
ЛЫСЫЕ бились,бились лет десять
ЛОХМАТЫЕ смотрели на все это и поняли,что лучше не дергаться
ЛЫСЫЕ поняли,что ЛОХМАТЫЕ не продолжают и приуныли
ТРЕТЬИХ НЕТ!!!
Mariya Kiselyova
31.07.2012
как глупо, даже стыдно за вас
Александра Блок
31.07.2012
Мне не хотелось бы, чтобы все свелось к «оптимистам» и «пессимистам», или тем, кому «есть, что делать», и кому как бэ «нечего». Я же написала о смыслах, которые были, и из которых действовали 10 лет назад. Каждый может обозначить здесь другие — ради этого песня и писалась) Мария, wellcome!
Женя Гимер
01.08.2012
По прочтении этой статьи не возникает какого-то ностальгического чувства. Скорее, статья очень насущная. Наверное, соотношение «попсовых» мест к местам, где звучит некоммерческая музыка, явно превышает необходимое. И никому до этого нет дела, кроме искренних людей, не зависящих от возраста или пышности шевелюры.
Дима Лисицын
02.08.2012
Знаете, Нск напоминает сейчас город, где люди пытаются заработать денег и побыстрее свалить из этого города.
Почему так? Ответ ещё не явен, но думаю скоро мы его узнаем каждый для себя.
Может хоть забор покрасить у бабушки?
Валентин
03.08.2012
Вообще не понятно какие могут быть апелляции по тексту, не придумано ж. Уровень культурного развития масс стремится вниз, просто «застрявшие в 2000-х» это понимают….и говорят об этом..
Евдокимов
16.08.2012
Александра, Ты зачем так урезала «культурное пространство» Собаки, от неосведомлённости? Или это такой антипиар, типа там кроме открытого рта и рока ничего нет интересного? Театральное кабаре( ХА!МЫ!, Капустник Первого театра, Театральный Жмых, Малобюджетная любовь….), Музыкальное кабаре(всё кроме попсы и рэпа), Литературное кабаре(ЧиСЛА (Читают с листа артисты), Интеллектуальное кабаре (Quiz), Собака очень разнообразна и необъятна!!!