Точка невозврата


Александра Блок
директор Grimm Sisters concert agency

Этим летом исполняется ровно 10 лет с наиболее яркого, пикового момента в истории самого старого этнического фестиваля в России — «Живой воды». Летом 2002 года мировая этномузыка впервые в Сибири была исполнена на одной из крупнейших открытых площадок Новосибирска — сцене Речного вокзала.

География музыкантов была запредельной — от всевозможных уголков Европы до Японии, от средней Азии до Крыма. Фестиваль, названный тогда в российской прессе (виданное ли дело — федеральные СМИ и даже BBC приехали в Сибирь, чтобы написать о событии) «Сибирским этническим Вудстоком», собрал солидную географию зрителей. В Новосибирск, а потом и на Алтай, отправились люди из Владивостока и Таллина. Возможно, сейчас это не покажется странным, но десять лет назад этническая музыка в России, сам факт ее существования был экзотикой. Экзотикой она остается и сейчас.

Прогуливаясь по набережной Новосибирска 2012 года, я удивляюсь окаянству и какому-то панковскому хулиганству тогдашней идеи.

Под это можно танцевать? Можно, конечно, но как-то непривычно. Заявлен хоть один участник, знакомый массовой публике? Среди имен «Оле-Лукойе», «Ашхабад», Сергея Старостина, Сергея Клевенского, «Волги», Lot Lorien, Энвера Измайлова таких найти было трудно. (Вполне возможно, о дикости той идеи никто и не думал. Кураторствовал «Живой водой» Николай Дмитриев, арт-директор московского культурного центра «Дом», соратник Сергея Курехина, проведший большую часть своей жизни в организации джазовых, авангардных и прочих культурных событий в столицах).

Энвер Измайлов, "Живая вода"-2002, набережная речного вокзала (фото etnofest.ru)

В то лето все было пропитано ощущением нового времени. Международные фонды, типа Форда и Сороса, присылали пачками креативных художников и музыкантов. Американец Эрик Шогрен недавно открыл в центре города бар New York Times, в котором звучал джаз и блюз, и речей на английском было столько же, сколько на русском.

Мы жили в городе мира, открытом и веселом, полном возможностей и планов.

«Синие носы» начинали свое шествие по стране вместе с галеристом Маратом Гельманом, Макс Зонов со своим забавным видеоартом попал на ОРТ. Гришковец уехал в Калининград, но «Ложа» была на пике славы, кемеровский «Симпозиум» издал сборник новой сибирской поэзии, канский фестиваль в далеком городке Красноярского края собрал свой первый кинозал на «видеоарт» со всего мира.

Возможно, моя юная голова тогда влюбилась только в картинку, видимую иллюзию этой свободы. Возможно, другие написали бы совсем иную историю — об интригах и трудностях, о новой международной экспансии и покорении зажатой в постсоветском пространстве Сибири, жадно сделавшей очередной глоток «свободы», отравленный отнюдь не благими намерениями ее новых конкистадоров.

Концерт Grace Garland в джаз-клубе "Труба". фото с сайта клуба.

То, что делало тогда ивент-Агентство «УРА!», было продолжением этого культурного «пенделя» начала 2000-х. «Живая вода», сотни событий и фестивалей — от «Электрофеста» до «Художников-передвижников», первая выставка галереи «NO SOAP», попавшая в столичный «Ом»… Разработки теории событийного маркетинга, не встречающиеся даже в столице, упоенность идеей Ричарда Флориды о «подъеме креативного класса». Это новое, экзистенциальное чувство нескольких десятков людей капитализировалось в появлении правительственного форума Интерра в 2010, а разговоры 2000-х об «инновациях», «региональном развитии», «культурных ландшафтах» и «субъектах развития территории» — в программу Министерства культуры НСО, благодаря которой возник и этот форум, и Центр современного искусства, и множество проектов — наших, собственных, made in Siberia.

Сегодня форум Интерра называют «форумом с участниками-опозиционерами», выставку «Родина», инициированную Министерством культуры НСО, запрещает губернатор НСО, РПЦ «наезжает» на выставку Пабло Пикассо «Искушение» с требованием запретить сей срам, а обманутые дольщики совершают самосожжение в приемной «Единой России».

"Shitom крыто!", работа Вячеслава Мизина на Первом фестиваль эко-арта "Рядом" (февраль 2011)

Я что-то пропустила? Не придала значения аресту Ходорковского? Отмене губернаторских выборов? Чехарде со сменой Президентов? Закону о платном среднем образовании? Делу Pussy Riot?

Культурное пространство третьего города страны, как шагреневая кожа, сузилось до неузнаваемости.

Я выросла в 90-х, и слова «оппозиция», «вольнодумие» если и существовали в моем сознании, то сугубо как факт исторический. Но время совершило петлю — выбросив в пространство Сибири протуберанцы таких явлений, как «Встреча третьего тысячелетия» под предводительством СПС, «Культбросок на ВОСТОК», world music, джаз, поэтические фестивали и тысячи мелких проектов в сфере современного и музейного искусства, оно схлопнулось, спустя десять лет. Портал толерантности закрыт. Парней с «массивов» все больше.

Сибирь десятых годов второго тысячелетия — Сибирь «моногамной» культуры. Мои сверстники в большинстве своем выросли на песнях российской эстрады — уродливых потомках культурной изоляции СССР. Джаз — о, дикость! — остается культурой прослойке нескольких тысяч маргиналов в соцсетях. Дивный чудный мир, претендовавший на то, чтобы трансформировать реальность и задать тот самый новый ландшафт, исчез и ушел под землю. Деревья не стали большими. Коммунизма мы опять не построили и на Марс тоже не улетели.

Бар New York Times. Фото Владимира Кирпичева

Культурное пространство не может исчезнуть, но может мимикрировать. В сибирской столице правит «гламур» — в ситуации изоляции от мировых трендов единственное, что знает массовый слушатель и зритель, — то, что показали ему по ТВ.

Концертное разнообразие Сибири 2012 имеет амплитуду от пары выступлений инди-поп групп Friendly Fires (привезенных в рамках всероссийского тура поддержки Олимпиады в Сочи-2014) и Pompeya в «Рок-Сити» до одного концерта солиста норвежской «A-Ha» Мортена Харкета. Возможно, преувеличение чрезмерно, и насчитается еще десяток «альтернативных». Не новость, что основные сборы приходятся на Стаса Михайлова и Григория Лепса. Я совсем не против поп-культуры, как вы понимаете. Но массовый зритель Санкт-Петербурга ходит на «Усадьбу-Джаз», а финский посещает самый большой скандинавский фестиваль в маленьком городке Pori, вот уже на протяжении сорока лет собирающий лучших джазменов со всего мира.

Почему же мы не можем создавать качественную поп-культуру — остается для меня загадкой.

«Культурных пространств» в полуторамиллионом городе — четыре. «Бродячая собака» (100 мест) с рок-н-блюзом и чемпионатом по чтению вслух «Открой рот», джаз-клуб «Труба» (100 мест) с экс-питерским арт-директором Аликом Аншером, «НииКУДА» (мест примерно столько же) в Академгородке и частично, как ни странно, «Beerman & bar» (80 мест), благодаря космополитическим вкусам ресторатора Дениса Иванова, проводящего джазовые концерты время от времени. Вот и вся «альтернатива».

Алик Аншер и Сергей Бабкин в клубе "Труба" фото с сайта клуба

Из четырех (по иронии, здесь все заканчивается на 4) крупнейших международных институтов (British Council, фонд Форда, фонд Сороса) у нас остался только Goethe-Institut с проектами под знаменем той же поддержки «культурных связей» и «развития городского пространства». Доброе, почти позабытое ретро. Российские фонды, обещавшие немедленно появиться и стать поддержкой в развитии культуры всея страны, так и не появились. Проекты центра Гете действительно хороши. Но не многовато ли одного культурного субъекта для третьего мегаполиса?

У меня есть один приятель, с которым я периодически веду беседы на темы «куда же все делось, и что вообще происходит?». Ему принадлежит сакраментальная фраза: «Надо либо менять страну, либо менять страну».

Конечно же, он приверженец точки зрения, противоположной моей, — не кудахтать, а медленно и стратегически создавать Сибирь как особенное территориальное и, в том числе, культурное пространство. Он правозащитник, продвигает закон об омбудсменах, возглавляет общественный совет обманутых дольщиков, снимает кино о налогах Сибири и так далее — в общем, ведет последовательную политику «положить жизнь свою за Отечество».

Второй фестиваль эко-арта РЯдом, сентябрь 2011

Я готова была бы присоединиться к нему даже лет пять назад, но уже не сейчас. Сейчас у меня нет желания повторять подвиг во льдах и продвигать этнические, джазовые или экологические фестивали в городе, где до истории собственной страны, культуры и чистоты в парадных нет никакого дела. Мне уже не хочется доказывать, что мир невероятно красив, когда в нем есть этно и джаз, и такие события — часть мировой культуры, в которую нам необходимо включаться. Так же, как в мировую культуру экологического, ландшафтного дизайна, креативных городских акций от самих жителей, искусства в открытых пространствах и прочее.

Мне не хочется доказывать, что разнообразие мнений — это не «вольнодумство», а единственный способ развития человека и территории, а разнообразие эстетических вкусов и жанров — единственный способ развития культуры.

Возможно, этот текст многим может напомнить брюзжание старика со странными вкусами и взглядами. Я хотела бы остаться этим oldboy и просто слушать любимые песни через интернет или общаться с друзьями из разных городов только по facebook…

Но я, пожалуй, соглашусь. И даже с тем, что таким здесь не место.

20 комментариев к статьеДобавить
  1. Под предпоследним абзацем, Саша, могли бы подписаться многие. Сил уже нет биться ради поддерживания культурного уровня нашего города. А, с другой стороны, что делать? Валить отсюда, как уже сделали многие? Но ведь здесь всё-таки есть люди, которым необходима не-поп-культура! Хоть их и немного. Непростая ситуация…

  2. Всё так за исключением того, что кажется автор и правда остался в 2000 году. «Бродячая собака», джаз-клуб «Труба», «НииКУДА» как раз и рассчитаны на такую ностальгирующую публику. Не считаю себя быдлом или какой-нибудь ликующей гопотой, но конкретно в этих местах весело исключительно лысым дядечкам средних лет, которые воображают себя в гуще ночной жизни и вспоминают 2000, время когда шевелюра ещё не изволила выпасть.
    Хотя всегда бывают исключения

  3. нет ну вот правда, вы будто спали последние 10 лет, а тут вдруг О БОЖЕ ЧТО ПРОИСХОДИТ ЭТО ВСЁ ЗВЕНЬЯ ОДНОЙ ГРЁБАНОЙ ЦЕПИ МНЕ ЗДЕСЬ НЕ МЕСТО
    очень смешной текст

  4. саша, несмотря на то, что ты занесла «открой рот» в значительные городские культурные явления, за что тебе спасибо, какой то абсолютно унылый текст. без вкуса без цвета без запаха. надо было хоть йупи туда добавить для порядку

  5. альтернативных пространств в городе полно, только не все желают о них знать. этно вот тоже никуда не делось — каждые выходные на улицах играют, джемы устраивают, джаз-фестивали регулярные, а Рубикис так вообще каждой третьей новосибирской барышне от 16 до 50, судя по интернетам, во снах каждую ночь является.
    если устали те, кто в 2000/2002 что-то делал, это вовсе не значит, что других и нет вовсе.
    а если культурной жизни не отображают перечисленные заведения, так это оттого, что они где-то застряли

  6. ЛЫСЫЕ бились,бились лет десять
    ЛОХМАТЫЕ смотрели на все это и поняли,что лучше не дергаться
    ЛЫСЫЕ поняли,что ЛОХМАТЫЕ не продолжают и приуныли
    ТРЕТЬИХ НЕТ!!!

  7. Мне не хотелось бы, чтобы все свелось к «оптимистам» и «пессимистам», или тем, кому «есть, что делать», и кому как бэ «нечего». Я же написала о смыслах, которые были, и из которых действовали 10 лет назад. Каждый может обозначить здесь другие — ради этого песня и писалась) Мария, wellcome!

  8. По прочтении этой статьи не возникает какого-то ностальгического чувства. Скорее, статья очень насущная. Наверное, соотношение «попсовых» мест к местам, где звучит некоммерческая музыка, явно превышает необходимое. И никому до этого нет дела, кроме искренних людей, не зависящих от возраста или пышности шевелюры.

  9. Знаете, Нск напоминает сейчас город, где люди пытаются заработать денег и побыстрее свалить из этого города.
    Почему так? Ответ ещё не явен, но думаю скоро мы его узнаем каждый для себя.
    Может хоть забор покрасить у бабушки?

  10. Вообще не понятно какие могут быть апелляции по тексту, не придумано ж. Уровень культурного развития масс стремится вниз, просто «застрявшие в 2000-х» это понимают….и говорят об этом..

  11. Александра, Ты зачем так урезала «культурное пространство» Собаки, от неосведомлённости? Или это такой антипиар, типа там кроме открытого рта и рока ничего нет интересного? Театральное кабаре( ХА!МЫ!, Капустник Первого театра, Театральный Жмых, Малобюджетная любовь….), Музыкальное кабаре(всё кроме попсы и рэпа), Литературное кабаре(ЧиСЛА (Читают с листа артисты), Интеллектуальное кабаре (Quiz), Собака очень разнообразна и необъятна!!!

1 pingback on this post
Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2024 Все права защищены

.