
Мария Киселёва
художница, участница арт-группы «Бабушка После Похорон», kissmysketch.com
Сибирский центр современного искусства посетил художник, теоретик, лауреат «Премии Кандинского» Анатолий Осмоловский, на прошедших выходных он провёл две лекции: дал комментарии к собственной деятельности и обозначил актуальные задачи и направления современного российского искусства.
Пожалуй, самой известной работой Осмоловского можно назвать перформанс группы «Э.Т.И.» под лаконичным названием «Хуй». В 1991 году группа молодых людей — художников, анархистов, панков — выложила своими телами на Красной площади нецензурное слово из трёх букв. Сделали они это не из желания похулиганить, да и с планкингом сие действо ничего общего не имело — так они выразили своё отношение к запрету на употребление ненормативной лексики в общественных местах. В советском законодательстве эта норма в очередной раз была закреплена за несколько дней до акции. Нарушение нормы квалифицировалось как мелкое хулиганство и, по закону, влекло за собой административное наказание в виде штрафа либо задержания на срок до 15 суток. Любителей полежать на главной площади страны заметила пресса и художественное сообщество. На активистов были заведены вполне конкретны уголовные дела, но художникам повезло: через несколько месяцев СССР начал рушиться, и во всеобщей суматохе ответственности за содеянное они не понесли.
На протяжении 1997–2000 годов Осмоловский проводил кампанию «Против всех». В её рамках юбилей мая 1968-го был отмечен «Баррикадой на Большой Никитской», когда три сотни человек на несколько часов перекрыли картонными коробками и французскими лозунгами прилегающую к Кремлю улицу, требуя для каждого из участников безвизового передвижения по миру, легализации наркотиков и 1200 $ ежемесячных выплат. А за несколько дней до парламентских выборов 1999-го группа во главе с Осмоловским вывесила на Мавзолее баннер «Против всех», призывая голосовать за этого кандидата. Всё это привлекло пристальное внимание ФСБ, за художниками-активистами установилась слежка, имели место случаи избиений, дело принимало суровый оборот. Осмоловский видел два пути: либо становиться политиком, либо оставаться художником.
Сегодня Анатолий Осмоловский отошёл от былых страстей. Жизнь показала, что перед каждым активистом рано или поздно встаёт вопрос: «А что дальше?». С высоты своих лет сегодня автор дерзких акций заявляет, что постоянно жить в напряжённом ритме политического активиста, быть готовым к моментальной реакции, давлению со стороны властей крайне трудно, подобная деятельность несомненно сказывается на психическом состоянии человека. Так что дальше? Слепо продолжать вести образ жизни отчаянного перформансиста, как, например, Александр Бренер? По словам Осмоловского, сегодня человек, некогда изобразивший в амстердамском музее зелёной краской знак доллара на картине Казимира Малевича «Супрематизм» и получивший за это 5 месяцев тюрьмы, методично забрасывает европейские галереи современного искусства своими экскрементами, предварительно наевшись слабительного. Осмоловский считает, что иначе как тупиком это назвать нельзя; не так ли обыватель зачастую представляет образ среднестатистического современного художника? Зато, думаю, Бренер честен с собой, он не предаёт свой принцип «Рай здесь и сейчас», терроризируя говном всех несогласных.
Сам же Анатолий Осмоловский пошёл по другому пути: он говорит, что возраст не позволяет ему вести жизнь художника-акциониста, да и желание подобной деятельности пропало аккурат в 2000 году. Сегодня мы можем попасть на выставки Осмоловского в модных галереях и наблюдать там, например, экспозицию «Ногти». Анатолия увлекло одновременное различие и единство форм его ногтей на ногах, он изготовил их увеличенные копии и устроил выставку. По словам художника, каждый такой ноготь стоит сотни тысяч долларов и покупается в основном зарубежными коллекционерами. На вопрос, рассматривает ли он подобные сделки как подрыв материальной базы противника, Анатолий зачем-то оправдался, сказав, что на вырученные деньги он не покупает себе квартир и машин, а издаёт, например, литературу, образовывая молодое поколение, которое уже на базе полученных знаний будет вести отличную от сегодняшнего общества жизнь. Он придерживается позиции, что гражданское общество не появится само собой: на его создание нужны деньги, которые он добывает у богатых людей. И вообще, сейчас это его метод борьбы и он верит, что скоро состоится молодёжная революция, и он обязательно поддержит её.
Я долго не могла обозначить свою позицию по отношению к Осмоловскому. Мне виделся неявный подвох, я чувствовала себя как-то по-детски обманутой, но осознать, в чём дело, не выходило, пока сам Осмоловский не упомянул звезду современного искусства Дэмиена Хёрста и его работу «Утешение от примирения с ложью, изначально присутствующей во всем». Тут-то мне стал понятен и Дэмиен Хёрст, и Анатолий Осмоловский.
Текст, иллюстрация: Мария Киселёва