Читай по складам

Текст: Клавдия Стельмахович
Фото: Мария Аникина

До середины мая в Томском областном художественном музее будет идти выставка, посвящённая творчеству Эль Лисицкого, одного из самых знаменитых русских авангардистов. Это второе мероприятие, организованное Сибирским филиалом Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) за первый месяц своего существования. Пока учреждение вынуждено ютиться в маленьком офисе, а работать на чужих площадках. Но уже в недалёком будущем переедет в собственное здание, которое сейчас находится на реконструкции.


Открылся первый за Уралом филиал ГЦСИ выставкой новосибирского фотографа Евгения Иванова. В залах краеведческого музея развесили 72 фотографии из цикла «Анатомия балета» — крутой истории про классический танец в пуантах в контексте современного искусства и академического видения.

замдиректора Сибирского филиала ГЦСИ Любовь Бобина

— Нам нужно было заявить о своём появлении, — говорит замдиректора Сибирского филиала ГЦСИ Любовь Бобина. — Поэтому мы выбирали проект, интересный горожанам. Для Томска, богатого фотографическими традициями, фотовыставка — отличный повод для знакомства, понятный и приятный.

Любовь Николаевна отвечает за хозяйственно-организационную сторону дел. Архитектор по образованию, она уже десять лет занимается продвижением современного искусства в Сибири и является единственным, если не считать бухгалтера, сотрудником ГЦСИ, расквартированным в Томске. Остальные члены команды, включая директора Анну Терешкову, находятся в Новосибирске, где у них есть своя площадка, в ГЦСИ не входящая, но давно и успешно действующая. Связь коллеги поддерживают через скайп и электронную почту.

Привлечение активных и креативных томичей — одна из главных задач на первых порах.

— Нам очень нужны люди, — поясняет Бобина, — и я знаю, что здесь есть мощный молодёжный потенциал — огромное количество художников и творцов всех мастей, которым негде показывать свое работы. Мы хотим стать для них своего рода центром притяжения.

Начать с просвещения

Выставка

Фотовыставка Евгения Иванова, открывшаяся в конце марта, особым вниманием горожан не пользовалась: 4–5 посетителей в день. Работники музея объясняли её непопулярность тем, что томичи семьями ходили смотреть на драконов (экспозиция со сказочными существами находилась в соседнем зале), а с детьми изучить «Анатомию балета» не получалось

Выставка

Фотовыставка Евгения Иванова, открывшаяся в конце марта, особым вниманием горожан не пользовалась: 4–5 посетителей в день. Работники музея объясняли её непопулярность тем, что томичи семьями ходили смотреть на драконов (экспозиция со сказочными существами находилась в соседнем зале), а с детьми изучить «Анатомию балета» не получалось

Выставка

Фотовыставка Евгения Иванова, открывшаяся в конце марта, особым вниманием горожан не пользовалась: 4–5 посетителей в день. Работники музея объясняли её непопулярность тем, что томичи семьями ходили смотреть на драконов (экспозиция со сказочными существами находилась в соседнем зале), а с детьми изучить «Анатомию балета» не получалось

Выставка

Фотовыставка Евгения Иванова, открывшаяся в конце марта, особым вниманием горожан не пользовалась: 4–5 посетителей в день. Работники музея объясняли её непопулярность тем, что томичи семьями ходили смотреть на драконов (экспозиция со сказочными существами находилась в соседнем зале), а с детьми изучить «Анатомию балета» не получалось

Выставка

Фотовыставка Евгения Иванова, открывшаяся в конце марта, особым вниманием горожан не пользовалась: 4–5 посетителей в день. Работники музея объясняли её непопулярность тем, что томичи семьями ходили смотреть на драконов (экспозиция со сказочными существами находилась в соседнем зале), а с детьми изучить «Анатомию балета» не получалось

Выставка

Фотовыставка Евгения Иванова, открывшаяся в конце марта, особым вниманием горожан не пользовалась: 4–5 посетителей в день. Работники музея объясняли её непопулярность тем, что томичи семьями ходили смотреть на драконов (экспозиция со сказочными существами находилась в соседнем зале), а с детьми изучить «Анатомию балета» не получалось

Центром притяжения сибирской творческой интеллигенции Томск выбрали, памятуя о былых и нынешних заслугах города в сфере образования, его глубоких культурных традициях и некогда развитом меценатстве. Здесь всегда было большое количество купцов-золотопромышленников, тративших баснословные суммы на поддержку талантов, строительство библиотек. Сибирский филиал ГЦСИ, можно сказать, это начинание продолжит: кроме организации арт-мероприятий он будет заниматься и просветительской деятельностью.

«Томск берёт на себя роль первопроходца в области обучения современному искусству, — объясняет Любовь Бобина, — ведь вся проблема с восприятием нового связана с плохой информированностью о происходящем, в частности, об искусстве в родном городе, стране, мире».

— Начать хотелось бы именно с просвещения, — строит планы замдиректора, — у нас будут программы для разного возраста, отдельные для детей и взрослых. Возможно, организуем выпуск собственной газеты, как это делает московский Винзавод.

Гороховские консервы

Гороховские склады

Здание будущего центра современного искусства построено архитектором Андреем Крячковым в стиле модерн на берегу Томи между 1914-м и 1916 годами. Здесь располагались мучные склады торгового дома семейства Гороховых.

Гороховские склады

Здание будущего центра современного искусства построено архитектором Андреем Крячковым в стиле модерн на берегу Томи между 1914-м и 1916 годами. Здесь располагались мучные склады торгового дома семейства Гороховых.

Гороховские склады

Здание будущего центра современного искусства построено архитектором Андреем Крячковым в стиле модерн на берегу Томи между 1914-м и 1916 годами. Здесь располагались мучные склады торгового дома семейства Гороховых.

Гороховские склады

Здание будущего центра современного искусства построено архитектором Андреем Крячковым в стиле модерн на берегу Томи между 1914-м и 1916 годами. Здесь располагались мучные склады торгового дома семейства Гороховых.

Собственное выставочное пространство у сибирского филиала должно появиться в течение пяти лет, когда товарный вид вернут отданным под современное искусство Гороховским складам — памятнику архитектуры федерального значения 1916 года постройки. Последнее десятилетие здание стояло пустым и сильно пострадало под напором времени и суровых сибирских погод. Поэтому его ждут сначала тщательное обследование и консервация, а затем реставрация и модернизация.

Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) — музейно-выставочная и научно-исследовательская организация. Занимается развитием современного отечественного искусства в контексте мирового художественного процесса и реализует программы и проекты в области современного искусства, архитектуры и дизайна в стране и за рубежом. Учреждена в 1992 году Минкультуры РФ. Имеет филиалы в Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Владикавказе, теперь и в Томске. Центральный офис находится в Москве.

— Центр современного искусства должен быть сродни музейным комплексам, — рассказывает Любовь Бобина, — один зал с постоянной экспозицией, во втором демонстрируются экспозиции сменные, а третий зал будет отдан под разовые проекты, которые можно быстро организовать и провести. Можно и арт-кафе там устроить, и театральные площадки.

По самым оптимистичным прогнозам, на сбор и составление проектно-сметной документации, ремонтные и строительные работы уйдёт около пяти лет. Пока здание использовать для проведения выставок нельзя, а вот территорию перед ним — запросто. Уже летом на открытой площадке перед Гороховскими складами Сибирский филиал ГЦСИ планирует провести фестиваль уличного искусства.

Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2024 Все права защищены

.