Люди в голом

Текст: Анна Груздева
Фото: кадры из фильма

Картина «Интимные места» режиссёров (а теперь ещё и супругов) Наташи Меркуловой и Алексея Чупова, вышедшая вчера в российский прокат, взяла на «Кинотавре»-2013 приз «За лучший дебют». Попытка поговорить «за секс» у авторов уже была: в творческой копилке Наташи — короткометражка «Травматизм», в которой главного героя сыграл Алексей. Полный же метр стал своеовременным и откровенным разговором режиссёров со зрителями и с самими собой о том-чего-нельзя-называть.


Премьера «Интимных мест» в Новосибирске состоялась 9 сентября в кинотеатре «Победа»

«Интимные места» — режиссёрское подглядывание в замочную скважину за жителями современного российского мегаполиса. За закрытыми дверями — чиновница Людмила Петровна, эдакая грузная и одинокая обкомовская тётка, одной рукой подписывающая бумаги в защиту нравственности в стране, другой — маниакально упражняющаяся с вибратором у себя дома; семейная пара, влюбляющаяся в одного и того же сексуального фокусника, и нелепый «менеджер среднего звена», потерявший влечение к жене; психотерапевт, который деловито раздаёт советы запутавшимся в своей интимной жизни мужчинам, а по ночам поглядывает на проституток… Кажется, собственных сексуальных «тараканов» не скрывает только эпатажный художник Иван, фотографирующий в студии крупные планы гениталий и готовящийся к скандальной выставке.

В пересказе сюжет фильма выходит непритязательным анекдотом, но на деле «Интимные места» оказываются настоящей трагикомедией.

Ночные эротические фантазии, перверсии и фрустрация, агония сексуального влечения и болезненная неудовлетворённость трагично вплетаются в ткань человеческой повседневности. И вот уже героиня Юлии Ауг, одинокая чиновница, видит в салате с огурцом фаллический символ, а богатый мужчина при красивой жене сталкивается в бассейне с кудрявым фокусником и его «традиционная ориентация» даёт сбой.

Наташа Меркулова и Алексей Чупов (который, к слову, выступил в фильме и в качестве актёра) не пытаются просто «показать то, что скрыто», не залезают бездумно человеку между ног, подобно своему же герою-фотохудожнику. По сути, они сканируют нашу психологическую природу с её травмами и фобиями и делают это — что для российского кино ново — честно и с какими-то верными интонациями: не срываясь на крик, но и не уходя в невнятное режиссёрское бормотание.

В «Интимных местах» вообще удачно (может, интуитивно?) найдена тонкая грань, отделяющая эротическую драму от откровенной порнографии.

Незаконченные разговоры и невысказанные мысли перекликаются с говорящими взглядами и жестами, а камера эстонского оператора Марта Таниэля по-европейски холодно и эстетски подаёт самые щекотливые сцены.

«Интимные места», безусловно, фильм, настраивающий на рефлексию. Но благодаря комедийной линии картины и режиссёрской иронии, эта рефлексия не становиться «ножом, которым зритель копается в себе», а имеет, скорее, психотерапевтический эффект. Кино задаёт правильные и сложные вопросы о степени свободы человека, как духовной, так и сексуальной. Оно говорит о наших странных желаниях и границах дозволенного, о счастье и любви, а заодно и по-хорошему раздевает каждого сидящего в зрительном зале. В то же время здоровый и понятный юмор делает «Интимные места» не однобокой драмой «по Фрейду», но качественным зрительским кино, к которому не стыдно добавить эпитет «русское».

Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2024 Все права защищены

.