Не надо стесняться

Текст: Марина Исраилова
Фото: Александр Патрин

Выставка «Тесно» — редкая для Кемерова возможность увидеть кураторский проект со сформулированной концепцией, оформившийся от идеи и выразивший её достаточно ясно. Проект реализован при поддержке новосибирского Гёте-института: в ноябре прошлого года его совместными усилиями с Академией визуальных искусств Лейпцига и СЦСИ была запущена образовательная программа «Что делать с искусством?», объединившая молодых кураторов из Новосибирска, Кемерова, Томска и Омска. «Тесно» — один из итогов обучения.

Группа кураторов из четырёх городов Сибири (Василий Мельниченко, Сергей Баранов, Наталья Дюндик и Марина Исраилова) подготовила мультимедиа-проект, посвящённый теме несвободы, ограниченности в эпоху глобальных коммуникаций.


В Кемерове выставка проекта прошла с 12 по 31 октября в одном из залов антикафе «Кот да Винчи». Дальше её ждут Омск (декабрь), Уфа и Новосибирск (март следующего года). Сам проект, существуя в виртуальном пространстве, предполагает открытость: возможность привлечения других авторов и кураторов, расширение выставочного плана. То есть мы создаём платформу для диалога на заданную тему, и единственное ограничение здесь — время (проект рассчитан на три года и завершится в 2015), а каким этот диалог получится — главная интрига.

Виртуальность дарит ощущение отсутствия жёстких границ почти во всех сферах. Реклама предлагает нам мир, в котором мы можем всё, но что мы можем в реальности? Какие травмирующие ограничения накладывают на нас место жительства, деньги, социальный статус?

С одной стороны, человек физически ограничен с момента своего зачатия: утроба матери, пространство жилища, улицы, государственная граница. Эти же пространственные ограничения переходят в те категории, которые структурируют личность: язык, традиции, поведенческие стереотипы, сексуальные табу, имеющие этнокультурную обусловленность. И большинство из этих «естественных» ограничений до определённого момента не вызывают в человеке протеста.

Граница свободы/несвободы подвижна и прокладывается каждой эпохой на каждой территории особо.

Для нескольких авторов фактором несвободы становится городская среда: Максим Киселёв из Кемерова делает серию фоторабот по принципу диптиха, где сталкиваются приметы городских реалий и наполненные покоем пустынные пейзажи. Александр Бендюков (Новосибирск) изучает тесноту городских пространств: общежитий, их узких коридоров, крошечных комнат. К примеру, героиня одной из его фотосерий — учительница, мать-одиночка, живущая в комнате площадью пять квадратных метров.

Одиночество в чужом городе — тема мэйл-арт-проекта Анны Терешкиной (Санкт-Петербург) «Письма друзьям». Из рекламных листовок, раздаваемых на улице, она создаёт удивительно личные, трогательные письма-коллажи с абсурдистскими текстами, в которых, тем не менее, легко прочитывается тёплое отношение к адресатам.

Логика экспозиции ведёт от конкретного, ощутимого физически, социального — ко всеобщему, к переживаниям внутреннего порядка.

Исследование собственного отношения к смерти привело Александра Никольского (Кемерово) к созданию объёмной (порядка 30 фотографий) серии «Конец света. Архив». На протяжении двух лет Александр снимал в хосписе, где проходил практику будучи студентом психфака, на заброшенном заводе, где работал его отец, и в парке на окраине города, тоже брошенном и запущенном.

Андрей Чежин (Санкт-Петербург), один из крупнейших фотографов страны, философ от фотографии, в трёх своих сериях визуализирует опыт переживания тесноты, скованности. Во всех его работах герой — он сам, и все они напоминают документацию одного перформанса, хотя хронологически друг от друга отделены двадцатью годами.

Именно его работы — ядро выставки, её силовой центр, своеобразный итог. Всё, что окружает современного человека: мишура информационного шума, реклама, идеология, массовая культура — не так страшно, как то, что ждёт его внутри самого себя. В любую эпоху.

Все работы можно увидеть на сайте проекта.

Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2024 Все права защищены

.