Фильмы осени

Текст: Анна Груздева

Вуди Аллен неожиданно серьёзен, Люк Бессон берёт в напарники Скорсезе и Роберта де Ниро и посмеивается над мафией, а фестивальный режиссёр Дени Вильнёв удачно стартует в большом Голливуде. Три фильма, на которые не жалко потратить время и деньги в ближайшие дни — уже в кинотеатрах.


«Пленницы»

Пасмурная драма «Пленницы» канадского режиссёра Дени Вильнёва, впервые работающего с Голливудом, заходит на непростую территорию: ведёт болезненный разговор о пропавших детях, отчаявшихся родителях и неравнодушных полицейских.

В культурной памяти сразу всплывают крепкие «высказывания на тему» (Клинта Иствуда в «Таинственной реке» или Бена Аффлека в драме «Прощай, детка, прощай»), но фильмом Вильнёва, скорее, хочется продолжить этот список, чем небрежно отодвинуть картину в сторону сезонного кино.

По сюжету две дружные семьи из маленького городка празднуют День благодарения, и пока взрослые распивают вино, а их дети-подростки скучают у телевизора, две младшие девочки пропадают без следа. Единственная зацепка — таинственный фургон, который ещё час назад стоял на безлюдной серой улице. И вот уже детектив Локи (Джейк Джилленхол) начинает расследование, да и готовый ко всему отец Келлер Довер (Хью Джекман) решает не сидеть, сложа руки.

В «Пленницах» не происходит перманентной полицейской суеты с воем сирен и раскладыванием карт местности, не педалируются полумистические истории про маньяков-похитителей, не слышно детского плача и слова «изнасилование» за каждым поворотом. Вязкая, изматывающая будничность происходящего и сложная внутренняя акробатика героев работают в этой истории сильнее криминального экшна. И вот уже герой Джекмана, христианин, слушающий в машине проповеди о страдании, готов к насилию, а детектив Джилленхола слетает с катушек. По сути, Дени Вильнёв задаёт вопрос не о том, что такое зло и как с ним справиться, а — что такое человек, сталкивающийся с этим злом? Ответы будут непростыми.

«Малавита»

По программе защиты свидетелей в небольшой нормандский городок Шолон въезжает семья старого итальянского мафиози: за голову отца Джованни Манцони (Роберт де Ниро), заложившего бандитские семьи «федералам», назначено 20 миллионов долларов. Вынужденная прятаться, семейка выдаёт себя за янки из Нью-Йорка и начинает знакомиться с провинциальным французским менталитетом.

Новая картина Люка Бессона, снятая в партнёрстве с продюсером Мартином Скорсезе, — это экранизация одноимённого романа Тонино Бенаквисты.

Бессоновская «Малавита» (один из сицилийских синонимов слова «мафия») вышла не криминальной картиной с претензией, а, скорее, необязательной режиссёрской безделушкой, не лишённой, впрочем, комедийного обаяния.

Роберт де Ниро, герой которого прикидывается американским писателем, разгуливает в приличном свитере и строчит на пишущей машинке мемуары, становясь ходячей пародией на свои же гангстерские роли. Мишель Пфайфер, в фильмографии которой тоже имеются мафиозные истории, в роли элегантной Мэгги взрывает супермаркет и сетует, что импульсивный муж переломал единственному в округе сантехнику все кости. Бессон, хорошо знакомый с Францией, отпускает и довольно меткие шутки в сторону «лягушатников» с их любовью к сметане, сливочному маслу и мещанским разговорам. А сцена с показом фильма Скорсезе «Славные парни» и вовсе становится самой ироничной за без малого два часа экранного времени.

Между шутками Люк Бессон, правда, пытается то немного поговорить про семейные ценности, то устроить кровавую голливудскую перестрелку в финале, и это как-то неловко встраивается в общую комедийную вакханалию. Но всё же за «Малавиту», после многих провальных картин последних лет, легендарному режиссёру не приходится краснеть.

«Жасмин»

78-летний Вуди Аллен не перестаёт удивлять. Новый фильм «Жасмин», уже ставший самым кассовым в его карьере, пожалуй, ещё и одна из наиболее сильных и неординарных его режиссёрских работ (хотя кто может похвастаться, что видел все картины Аллена?).

Сюжет фильма — слегка видоизменённая история Теннеси Уильямса «Трамвай „Желание“». Элегантная и ещё молодая светская дама Жасмин (Кейт Бланшетт), которой её настоящее имя Жанетт кажется недостаточно аристократичным, живёт под крылом богатого мужа-афериста (Алек Болдуин), купается в роскоши, устраивает светские приёмы и как будто не замечает ни финансовых махинаций супруга, ни его измен. В один миг жизнь изменится, и леди с манхэттенскими привычками окажется вдовой на окраине Сан-Фрнациско без денег и драгоценностей, да ещё и в жалкой лачуге сводной сестры Джинджер (Салли Хокинс). Жасмин придётся учиться жить в новых географических и человеческих координатах.

Несмотря на то, что Вуди Аллен и в этой своей картине не отказывается от приятной и узнаваемой иронии, добродушного ехидства и меткого остроумия, «Жасмин» оставляет внутри серьёзный драматический осадок.

И в этом смысле новый фильм, с одной стороны, конечно, алленовский (кто ещё может так трогательно заставить плакать накачанного мачо в исполнении Бобби Каннавале?). Но с другой, в «Жасмин» появляются серьёзные, не свойственные режиссёру-комику со времён «Матч Поинт» драматические интонации, в которые по-настоящему хочется вслушиваться.

В новом фильме Вуди Аллену цинизма и критики хватит на всех героев, начиная с запутавшейся в себе, людях и реальности Жасмин и заканчивая её легковесной сестрой Джинджер. И если в последних своих ироничных открытках, «Полночи в Париже» и «Римских приключениях», киноклассик, посмеиваясь, только пунктиром очерчивает гнилую человеческую природу, то в «Жасмин» он добирается до самых её глубин. Убедительности этому добавляет и щемяще-надрывная игра прекрасной Кейт Бланшетт. Актриса то пьёт горстями ксанакс и истерит, то одним мимическим движением передаёт сложные психологические нюансы героини, а то и вовсе выстреливает спокойными, но болезненными монологами прямо в провинциальной забегаловке или на скамейке в парке. Есть подозрение, что Кейт Бланшетт, как и «Жасмин», ждут номинации на «Оскар».

Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2024 Все права защищены

.