Текст: Клавдия Стельмахович
Фото: Мария Аникина
Двухнедельный фестиваль зиноделов «Сам издам!» в Томске закончился лимонадными посиделками и презентацией семи журналов, сделанных его участниками. Как показала практика, чтобы стать издателем больших средств не нужно — капельки вдохновения, остатков тонера в скрипучем принтере и нескольких листов бумаги вполне достаточно.
Начинать с азов
Западная мода на изготовление зинов — самодельных любительских изданий — только-только добралась до российских столиц. Поэтому организаторам томского фестиваля необходимо было одним выстрелом убить двух зайцев — познакомить горожан с современными веяниями в самиздате, лишив его романтического налёта диссидентства, и показать, что самоиздаваться совсем не сложно, было бы желание.
— Ведь зин — это свобода, — объясняет организатор фестиваля Валерия Ветошкина, — свобода полиграфическая, творческая, экономическая.
Фестивальные мероприятия условно поделили на образовательные и практические. Просвещать и рассказывать должны были большая выставка разномастного самиздата (от фотокопий запрещённых изданий брежневской поры до фотозинов японских художников с довольными пандами на обложке) и лекции по истории и философии самиздата. А претворяли в жизнь смелые идеи и занимались зиноделанием на соответствующих мастер-классах и воркшопах. Взрослых творить учили преподаватели факультета журналистики ТГУ Анна Цырфа и Илья Мясников, детей — две Анастасии, Ханина и Мыльникова, сотрудницы книжного магазина.
На любительском уровне
— По большому счёту, — говорит Илья Мясников, — мастер-класс длился целую неделю. Нашим слушателям предстояло перевоплотиться в «подпольных» издателей журналов-зинов: продумать концепцию, составить самостоятельные творческие подборки, сделать дизайн.
А ещё выбрать названия и подготовить тексты. И если в первый день самиздам-инструкторы общались с аудиторией в формате монолога, пытаясь передать им профессиональные знания, то уже на следующий получили отклик в виде макетов и намёток. Опытные издатели говорят, что сотворение зина за семь дней — это хорошая скорость. Из 25 участников свои журналы в итоге создали семеро. Остальные продолжают развивать идею, дописывают, дорисовывают, додумывают…
— Как показывает моя практика, — продолжает Мясников, — если то, что говорят человеку, ему созвучно, то результата можно ждать и несколько месяцев. Но даже если мы и не увидим бумажного воплощения идеи, это тоже не бесполезно. Всё равно услышанное и увиденное отложилось в памяти. А перед глазами был пример творческой удачи. Своей или чужой — неважно.
Илья говорит, что среди слушателей его воркшопа не были ни одного студента профильных специальностей. Для всех, кто самоиздался за неделю, это было чем-то новым — фотографы, писатели и художники редко самостоятельно занимаются подобными вещами. Наиболее эффективно сработали фотографы — они приносили уже готовые снимки.
Однако то, что получилось в итоге, можно считать хорошим результатом. Полноценные издания — пусть они и не совершенны — состоялись. Участники, ставшие вдруг зиноделами, намерены продолжать, совершенствоваться.
Первый блин
Алина Дырова и Фёдор Колоколов — люди фотографические и влюблённые. У них одна плёночная камера на двоих, километры отснятых мгновений совместного бытия и вот теперь — общий зин.
— Идея получилась из фотографий, — говорит Алина. — Это история о нас, которую мы собирали в течение двух лет. Мы хотели показать визуальные пятна, наши эмоции, встречи, путешествия. Ничего сложного и потаённого — лишь приятный поток образов, которые погружают в нашу жизнь.
Однако скрытый подтекст в этой истории всё же есть. Она циклична — состоит из смены дня и ночи: вечерняя фотография весёлой тусовки и на контрасте — задумчивая Алина, запечатлённая Фёдором в семь утра. Чтобы не прописывать закаты и рассветы, оставили лишь намёк в названии: «То день, то ночь».
Первый зин у ребят, по их собственной оценке, вышел с изъянами. Дырова говорит, что в нём не чувствуется руки дизайнера, и это недоработка. Следующие зины с точки зрения художественного оформления ребята будут делать под чутким руководством профессионального оформителя.
— Идея нового зина уже есть, — хитро улыбаются ребята, — это будет более мрачный и сложный проект. С декорациями, костюмами… Если всё получится, то свет он увидит уже через полгода.
Читать также:
Правила зиноделов
Фестиваль с говорящим названием «Сам издам!» знакомит томичей с диковинным форматом малотиражной литературы — зинами. Эти популярные во всём мире любительские издания, выпущенные своими силами в типографии или распечатанные на домашнем принтере, в Томске можно найти только у небольшого числа коллекционеров.
Открытки как с картинки
Томская студия «КУЮ дизайн» выпустила серию открыток с музыкальными инструментами, которая порадует не только и не столько меломанов, сколько людей с обострённым чувством прекрасного.