Остаёмся зиновать

Текст: Клавдия Стельмахович
Фото: Мария Аникина

Двухнедельный фестиваль зиноделов «Сам издам!» в Томске закончился лимонадными посиделками и презентацией семи журналов, сделанных его участниками. Как показала практика, чтобы стать издателем больших средств не нужно — капельки вдохновения, остатков тонера в скрипучем принтере и нескольких листов бумаги вполне достаточно.

Начинать с азов

Фестиваль «Сам издам!» оказался в некотором смысле революционным для Томска, вызвав к самиздату неподдельный интерес. Каждое мероприятие нашло своего зрителя. Несколько сотен горожан разного возраста и профессий пришли и посмотрели на зины, а также стали участниками мастер-классов.

Западная мода на изготовление зинов — самодельных любительских изданий — только-только добралась до российских столиц. Поэтому организаторам томского фестиваля необходимо было одним выстрелом убить двух зайцев — познакомить горожан с современными веяниями в самиздате, лишив его романтического налёта диссидентства, и показать, что самоиздаваться совсем не сложно, было бы желание.

— Ведь зин — это свобода, — объясняет организатор фестиваля Валерия Ветошкина, — свобода полиграфическая, творческая, экономическая.

«Ты можешь опубликовать всё, что тебе угодно, не завися ни от чьих денег, без оглядки на чьи-то желания и боязни язвительных отзывов критиков. Концепция журнала зависит только от границ твоей собственной фантазии».

Фестивальные мероприятия условно поделили на образовательные и практические. Просвещать и рассказывать должны были большая выставка разномастного самиздата (от фотокопий запрещённых изданий брежневской поры до фотозинов японских художников с довольными пандами на обложке) и лекции по истории и философии самиздата. А претворяли в жизнь смелые идеи и занимались зиноделанием на соответствующих мастер-классах и воркшопах. Взрослых творить учили преподаватели факультета журналистики ТГУ Анна Цырфа и Илья Мясников, детей — две Анастасии, Ханина и Мыльникова, сотрудницы книжного магазина.

На любительском уровне

— По большому счёту, — говорит Илья Мясников, — мастер-класс длился целую неделю. Нашим слушателям предстояло перевоплотиться в «подпольных» издателей журналов-зинов: продумать концепцию, составить самостоятельные творческие подборки, сделать дизайн.

А ещё выбрать названия и подготовить тексты. И если в первый день самиздам-инструкторы общались с аудиторией в формате монолога, пытаясь передать им профессиональные знания, то уже на следующий получили отклик в виде макетов и намёток. Опытные издатели говорят, что сотворение зина за семь дней — это хорошая скорость. Из 25 участников свои журналы в итоге создали семеро. Остальные продолжают развивать идею, дописывают, дорисовывают, додумывают…

«Сам издам!»
«Сам издам!»
«Сам издам!»
«Сам издам!»
«Сам издам!»
«Сам издам!»
«Сам издам!»

«Сам издам!»«Сам издам!»«Сам издам!»«Сам издам!»«Сам издам!»«Сам издам!»«Сам издам!»

— Как показывает моя практика, — продолжает Мясников, — если то, что говорят человеку, ему созвучно, то результата можно ждать и несколько месяцев. Но даже если мы и не увидим бумажного воплощения идеи, это тоже не бесполезно. Всё равно услышанное и увиденное отложилось в памяти. А перед глазами был пример творческой удачи. Своей или чужой — неважно.

Илья говорит, что среди слушателей его воркшопа не были ни одного студента профильных специальностей. Для всех, кто самоиздался за неделю, это было чем-то новым — фотографы, писатели и художники редко самостоятельно занимаются подобными вещами. Наиболее эффективно сработали фотографы — они приносили уже готовые снимки.

«Фотография и зины вообще тесно дружат, — замечает Мясников. — С художниками сложнее, у них немного иная специфика работы».

Однако то, что получилось в итоге, можно считать хорошим результатом. Полноценные издания — пусть они и не совершенны — состоялись. Участники, ставшие вдруг зиноделами, намерены продолжать, совершенствоваться.

Первый блин

Алина Дырова и Фёдор Колоколов — люди фотографические и влюблённые. У них одна плёночная камера на двоих, километры отснятых мгновений совместного бытия и вот теперь — общий зин.

— Идея получилась из фотографий, — говорит Алина. — Это история о нас, которую мы собирали в течение двух лет. Мы хотели показать визуальные пятна, наши эмоции, встречи, путешествия. Ничего сложного и потаённого — лишь приятный поток образов, которые погружают в нашу жизнь.

Однако скрытый подтекст в этой истории всё же есть. Она циклична — состоит из смены дня и ночи: вечерняя фотография весёлой тусовки и на контрасте — задумчивая Алина, запечатлённая Фёдором в семь утра. Чтобы не прописывать закаты и рассветы, оставили лишь намёк в названии: «То день, то ночь».

Химик из Вьетнама Нгуен Хай Минь живет в России восемь лет. Сначала усиленно учил русский язык. Спустя три года начал фотографировать. Теперь, по собственному признанию, камера для него — как часть тела. Он часто ходит по музеям, бродит по аллеям и делает снимок за снимком. Лучшие картинки за пять лет молодой человек и поместил свой зин. Стремясь передать собственное ощущение прекрасного, фотограф снабдил иллюстрации подписями — стихами Пушкина, Есенина, Горького и текстами любимых песен. «Особенно мне нравится песня “Как молоды мы были”, — говорит вьетнамец. — До сих пор не понимаю, как удалось так красиво рассказать о жизни».

Первый зин у ребят, по их собственной оценке, вышел с изъянами. Дырова говорит, что в нём не чувствуется руки дизайнера, и это недоработка. Следующие зины с точки зрения художественного оформления ребята будут делать под чутким руководством профессионального оформителя.

— Идея нового зина уже есть, — хитро улыбаются ребята, — это будет более мрачный и сложный проект. С декорациями, костюмами… Если всё получится, то свет он увидит уже через полгода.


Читать также:


Правила зиноделов
Фестиваль с говорящим названием «Сам издам!» знакомит томичей с диковинным форматом малотиражной литературы — зинами. Эти популярные во всём мире любительские издания, выпущенные своими силами в типографии или распечатанные на домашнем принтере, в Томске можно найти только у небольшого числа коллекционеров.


Открытки как с картинки
Томская студия «КУЮ дизайн» выпустила серию открыток с музыкальными инструментами, которая порадует не только и не столько меломанов, сколько людей с обострённым чувством прекрасного.


Добавить комментарий

Пожалуйста, введите имя

Обязательно

Введите верный адрес email

Обязательно

Введите свое сообщение

Siburbia © 2017 Все права защищены

.