Текст: Клавдия Стельмахович
Фото: Лариса Куценко, из архива Алексея Бовчарова
Выпускника экономфака Томского архитектурно-строительного университета Алексея Бовчарова многие любители современного искусства знают по чёрно-бело-зеленым коллажам с пандами из кусочков журнальных страниц. За пару лет они превратились в визитную карточку начинающего художника. Алексей так и подписывается: «Панда», хотя сюжеты его коллажей давно спустились с ветки бамбукового дерева.
Творчеством живёт вся семья Бовчаровых. Отец Алексея пишет картины маслом, ведёт уроки рисования и участвует в различных арт-проектах. Мать занимается конструированием одежды: маленького Алёшку всегда было видно издалека по ярким хэндмейд-вещицам. В художественную школу мальчик отправлялся c радостью. Но, научившись рисовать, увлёкся совсем другим видом изобразительного искусства.
Не бояться повторяться
— У меня часто спрашивают, с чего начались аппликации, а я и сам не знаю, — разводит руками Алексей, — экспериментировал, искал что-то своё. Когда-то в художке на занятиях по коллажу нас заставляли подбирать кусочки бумаги по цветам, учитывая оттенки, чтобы тренировать в нас чувство цвета. Видимо, технология пришла оттуда.
Собранные палитры пылились у парня в столе, пока однажды он не задумал сделать сюрприз любимой девушке. Отыскав на полке пару глянцевых журналов, склеил симпатичную чёрно-белую зверушку. Аппликацию сфотографировал и выложил в интернет. И тут же получил первый заказ — один из посетителей его страницы попросил повторить панду.
— А так как каждая картина собирается вручную, то тут нельзя говорить о полном повторе — руками сделать точную копию не получится.
Классически и технически
Начав с изображений зверей, Алексей постепенно стал коллажировать героев любимых мультфильмов. Теперь же разрабатывает технологию изготовления пейзажей из кусочков модного глянца. Совсем недавно целую ночь клеил свой первый пейзаж. Результат пока неизвестен: на будущей картине только небо.
— Кусочки — они до последнего момента просто кусочки, которые станут картинкой только тогда, когда ты прилепишь последний обрывок. Так и в живописи. Мазки, мазки, потом проводишь несколько линий — и вот, пейзаж. Поэтому, пока я не закончил, никогда не знаю, что у меня получится, — замечает Бовчаров.
Посягает фанат Уорхола и на классиков: пару недель назад склеил «Женщину в шляпе» Амедео Модильяни — та, правда, вскоре сбежала в Новосибирск. Чтобы повторить работу итальянца, Алексею пришлось рвать бумагу особым образом: каждый клочок должен напоминать мазок кисти маэстро.
— Работа над Модильяни оказалась полезной и чисто с технической стороны. Я наконец понял, как бумажными клочками передать игру света и тени на носу, под шляпой, на её широких полях, — хитро улыбается художник.
На холст и краски
Алексей — свободный художник. Живёт на деньги, вырученные от продажи картин, но цен на своё творчество не загибает. Коллаж формата А4 обойдется в 250 рублей, а на распродаже его можно купить и за 190.
— Не надо быть жадным, — говорит Бовчаров. — Абсолютно всем людям, которые учатся на художников, объясняют, как преподносить себя — чем пафоснее, тем лучше. Но это подойдёт уже замеченному автору. А когда мы молодые и начинающие, нули без палочки, всё это смотрится смешно.
Бовчаров объясняет: художнику постоянно нужно доказывать свою творческую состоятельность, и в этом процессе совместить искусство и коммерцию невероятно сложно. Тут либо искусство, либо торговля, а не так, что садишься рисовать на тысячу рублей.
Свои коллажи Алексей продаёт сам: через интернет или участвуя в различных арт-проектах наподобие «Томского Арбата». Предпочитает работать под заказ и отдавать готовую аппликацию лично в руки. Получается это, правда, только с томичами — им Бовчаров назначает встречи на остановке возле дома или у памятника Счастью.
— Обычно меня узнают по коллажу в руках. Мне нравится наблюдать за первым знакомством человека и картины. Если в глазах сверкнула искорка — значит, понравилось. Грустно, когда искорка не пробежала. Видимо, не угадал — заказчик хотел чего-то другого, — хмурится художник.
Впрочем, Алексей Бовчаров не ставит себе цель заработать на коллажах. Объясняет: аппликация — возможность творчески реализоваться и жить чуть интереснее, не работая при этом на дядю.
— Можно много думать о том, искусство ли это вообще — то, чем я занимаюсь, — размышляет Лёша. — Но есть я, я живу и что-то творю — это мой образ жизни. А есть те, кто знают много красивых слов, но сами ничего не делают. Мне как живому человеку куда интереснее создавать, чем разбираться в искусствоведческих тонкостях.
Читать также:
«Открытки как с картинки»
Томская студия «КУЮ дизайн» выпустила серию открыток с музыкальными инструментами, которая порадует не только и не столько меломанов, сколько людей с обострённым чувством прекрасного.
Виктория Буго
20.11.2012
А в хостеле «На чемоданах» не его картины висят?
Анна
20.11.2012
я как счастливый обладатель алексеевой совы агитирую всех обзавестись его коллажем — сдается мне, это неплохое вложение капитала))))
нет, без шуток, очень классные это штуки, я еще закажу перед приездом в томск.
Алексей Бовчаров
20.11.2012
в хостеле «На чемоданах» висят мои коллажи.
Виктория Буго
21.11.2012
Алексей, сразу обратила на них внимание, долго разглядывала.отличные работы
Ксения Махрова
28.12.2012
Мы всем Арбатом обожаем Лёшины работы и точно знаем — он Талантище и замечательный человек! У нас дома постоянно пополняется коллекция Энгри Бёрдс. А моя личная любовь — это кот с селёдкой.