Подсел на клей

Текст: Клавдия Стельмахович
Фото: Лариса Куценко, из архива Алексея Бовчарова

Выпускника экономфака Томского архитектурно-строительного университета Алексея Бовчарова многие любители современного искусства знают по чёрно-бело-зеленым коллажам с пандами из кусочков журнальных страниц. За пару лет они превратились в визитную карточку начинающего художника. Алексей так и подписывается: «Панда», хотя сюжеты его коллажей давно спустились с ветки бамбукового дерева.

Творчеством живёт вся семья Бовчаровых. Отец Алексея пишет картины маслом, ведёт уроки рисования и участвует в различных арт-проектах. Мать занимается конструированием одежды: маленького Алёшку всегда было видно издалека по ярким хэндмейд-вещицам. В художественную школу мальчик отправлялся c радостью. Но, научившись рисовать, увлёкся совсем другим видом изобразительного искусства.

Алексей Бовчаров

Не бояться повторяться

— У меня часто спрашивают, с чего начались аппликации, а я и сам не знаю, — разводит руками Алексей, — экспериментировал, искал что-то своё. Когда-то в художке на занятиях по коллажу нас заставляли подбирать кусочки бумаги по цветам, учитывая оттенки, чтобы тренировать в нас чувство цвета. Видимо, технология пришла оттуда.

Собранные палитры пылились у парня в столе, пока однажды он не задумал сделать сюрприз любимой девушке. Отыскав на полке пару глянцевых журналов, склеил симпатичную чёрно-белую зверушку. Аппликацию сфотографировал и выложил в интернет. И тут же получил первый заказ — один из посетителей его страницы попросил повторить панду.

«Не считаю, что самокопирование — это плохо, — честно признается Бовчаров, — я фанат Энди Уорхола, а он никогда не боялся повторяться. Мне нравится эта концепция, ведь она снимает ограничения: вот этот конкретно взятый коллаж могут приобрести все, кому он понравится».

— А так как каждая картина собирается вручную, то тут нельзя говорить о полном повторе — руками сделать точную копию не получится.

коллаж Алексея Бовчарова

Сюжеты коллажей Бовчарова можно поделить на два направления — одни он придумывает сам, идеи других черпает в комиксах, играх, мультфильмах — все-таки поп-арт должен быть популярным.

коллаж Алексея Бовчарова

Сюжеты коллажей Бовчарова можно поделить на два направления — одни он придумывает сам, идеи других черпает в комиксах, играх, мультфильмах — все-таки поп-арт должен быть популярным.

коллаж Алексея Бовчарова

Сюжеты коллажей Бовчарова можно поделить на два направления — одни он придумывает сам, идеи других черпает в комиксах, играх, мультфильмах — все-таки поп-арт должен быть популярным.

коллаж Алексея Бовчарова

Сюжеты коллажей Бовчарова можно поделить на два направления — одни он придумывает сам, идеи других черпает в комиксах, играх, мультфильмах — все-таки поп-арт должен быть популярным.

коллаж Алексея Бовчарова

Сюжеты коллажей Бовчарова можно поделить на два направления — одни он придумывает сам, идеи других черпает в комиксах, играх, мультфильмах — все-таки поп-арт должен быть популярным.

коллаж Алексея Бовчарова

Сюжеты коллажей Бовчарова можно поделить на два направления — одни он придумывает сам, идеи других черпает в комиксах, играх, мультфильмах — все-таки поп-арт должен быть популярным.

Классически и технически

Абы какой журнал для аппликации не сгодится. Лучше всего для создания коллажей подходит Cosmopolitan — и текстура приятная, и цвета радуют большим разнообразием. Также в расход идут Glamour и Yes. А вот Oоps! художнику не нравится — полиграфия «какая-то странная».

Начав с изображений зверей, Алексей постепенно стал коллажировать героев любимых мультфильмов. Теперь же разрабатывает технологию изготовления пейзажей из кусочков модного глянца. Совсем недавно целую ночь клеил свой первый пейзаж. Результат пока неизвестен: на будущей картине только небо.

— Кусочки — они до последнего момента просто кусочки, которые станут картинкой только тогда, когда ты прилепишь последний обрывок. Так и в живописи. Мазки, мазки, потом проводишь несколько линий — и вот, пейзаж. Поэтому, пока я не закончил, никогда не знаю, что у меня получится, — замечает Бовчаров.

процесс создания коллажа

Работа с бумажными клочками и пыльная, и кропотливая: времени на каждый коллаж уходит достаточно много. Но, наловчившись, можно делать и быстрее, особенно если нет сложных цветовых переходов. Монохромных панд Алексей грозится клеить даже с закрытыми глазами, но за результат не ручается.

процесс создания коллажа

Работа с бумажными клочками и пыльная, и кропотливая: времени на каждый коллаж уходит достаточно много. Но, наловчившись, можно делать и быстрее, особенно если нет сложных цветовых переходов. Монохромных панд Алексей грозится клеить даже с закрытыми глазами, но за результат не ручается.

процесс создания коллажа

Работа с бумажными клочками и пыльная, и кропотливая: времени на каждый коллаж уходит достаточно много. Но, наловчившись, можно делать и быстрее, особенно если нет сложных цветовых переходов. Монохромных панд Алексей грозится клеить даже с закрытыми глазами, но за результат не ручается.

процесс создания коллажа

Работа с бумажными клочками и пыльная, и кропотливая: времени на каждый коллаж уходит достаточно много. Но, наловчившись, можно делать и быстрее, особенно если нет сложных цветовых переходов. Монохромных панд Алексей грозится клеить даже с закрытыми глазами, но за результат не ручается.

процесс создания коллажа

Работа с бумажными клочками и пыльная, и кропотливая: времени на каждый коллаж уходит достаточно много. Но, наловчившись, можно делать и быстрее, особенно если нет сложных цветовых переходов. Монохромных панд Алексей грозится клеить даже с закрытыми глазами, но за результат не ручается.

процесс создания коллажа

Работа с бумажными клочками и пыльная, и кропотливая: времени на каждый коллаж уходит достаточно много. Но, наловчившись, можно делать и быстрее, особенно если нет сложных цветовых переходов. Монохромных панд Алексей грозится клеить даже с закрытыми глазами, но за результат не ручается.

процесс создания коллажа

Работа с бумажными клочками и пыльная, и кропотливая: времени на каждый коллаж уходит достаточно много. Но, наловчившись, можно делать и быстрее, особенно если нет сложных цветовых переходов. Монохромных панд Алексей грозится клеить даже с закрытыми глазами, но за результат не ручается.

Посягает фанат Уорхола и на классиков: пару недель назад склеил «Женщину в шляпе» Амедео Модильяни — та, правда, вскоре сбежала в Новосибирск. Чтобы повторить работу итальянца, Алексею пришлось рвать бумагу особым образом: каждый клочок должен напоминать мазок кисти маэстро.

— Работа над Модильяни оказалась полезной и чисто с технической стороны. Я наконец понял, как бумажными клочками передать игру света и тени на носу, под шляпой, на её широких полях, — хитро улыбается художник.

«Многие копируют классиков, и я хочу в порядке эксперимента. Обязательно склею «Подсолнухи» Ван Гога, может, и его автопортрет сделаю, если получится — внешность-то у него была нестандартная. А копии Уорхола у меня уже есть. И я честно всем сознаюсь, что это фан-арт».

На холст и краски

«Журналов я не покупаю — мне их приносят. Периодически звонят друзья и знакомые и говорят, что у них накопилась стопочка каких-нибудь журналов, — рассказывает Бовчаров, — А те, кто приносит сразу много макулатуры, потом получают коллажик в подарок».

Алексей — свободный художник. Живёт на деньги, вырученные от продажи картин, но цен на своё творчество не загибает. Коллаж формата А4 обойдется в 250 рублей, а на распродаже его можно купить и за 190.

— Не надо быть жадным, — говорит Бовчаров. — Абсолютно всем людям, которые учатся на художников, объясняют, как преподносить себя — чем пафоснее, тем лучше. Но это подойдёт уже замеченному автору. А когда мы молодые и начинающие, нули без палочки, всё это смотрится смешно.

Бовчаров объясняет: художнику постоянно нужно доказывать свою творческую состоятельность, и в этом процессе совместить искусство и коммерцию невероятно сложно. Тут либо искусство, либо торговля, а не так, что садишься рисовать на тысячу рублей.

«Но писать только для души и складировать собственные работы на антресоли тоже неинтересно. Картины должны уходить в народ. И если ты делаешь достаточно хорошо, тебя заметят, и ты начнешь зарабатывать себе на краски», — рассуждает художник с экономическим образованием.

Свои коллажи Алексей продаёт сам: через интернет или участвуя в различных арт-проектах наподобие «Томского Арбата». Предпочитает работать под заказ и отдавать готовую аппликацию лично в руки. Получается это, правда, только с томичами — им Бовчаров назначает встречи на остановке возле дома или у памятника Счастью.

— Обычно меня узнают по коллажу в руках. Мне нравится наблюдать за первым знакомством человека и картины. Если в глазах сверкнула искорка — значит, понравилось. Грустно, когда искорка не пробежала. Видимо, не угадал — заказчик хотел чего-то другого, — хмурится художник.

Продажа картин на ярмарке «Томский Арбат»

Продавать картины на ярмарке «Томский Арбат» Алексея пригласил отец, томский художник Руслан Бовчаров. «После первого дня торговли был в восторге: люди подходят, обсуждают, делятся впечатлениями, — улыбается коллажист. — Вообще, я рад любому мнению: если люди реагируют на твое творчество, значит, в нем что-то есть».

Продажа картин на ярмарке «Томский Арбат»

Продавать картины на ярмарке «Томский Арбат» Алексея пригласил отец, томский художник Руслан Бовчаров. «После первого дня торговли был в восторге: люди подходят, обсуждают, делятся впечатлениями, — улыбается коллажист. — Вообще, я рад любому мнению: если люди реагируют на твое творчество, значит, в нем что-то есть».

Продажа картин на ярмарке «Томский Арбат»

Продавать картины на ярмарке «Томский Арбат» Алексея пригласил отец, томский художник Руслан Бовчаров. «После первого дня торговли был в восторге: люди подходят, обсуждают, делятся впечатлениями, — улыбается коллажист. — Вообще, я рад любому мнению: если люди реагируют на твое творчество, значит, в нем что-то есть».

Продажа картин на ярмарке «Томский Арбат»

Продавать картины на ярмарке «Томский Арбат» Алексея пригласил отец, томский художник Руслан Бовчаров. «После первого дня торговли был в восторге: люди подходят, обсуждают, делятся впечатлениями, — улыбается коллажист. — Вообще, я рад любому мнению: если люди реагируют на твое творчество, значит, в нем что-то есть».

продажа картин на ярмарке «Томский Арбат»

Продавать картины на ярмарке «Томский Арбат» Алексея пригласил отец, томский художник Руслан Бовчаров. «После первого дня торговли был в восторге: люди подходят, обсуждают, делятся впечатлениями, — улыбается коллажист. — Вообще, я рад любому мнению: если люди реагируют на твое творчество, значит, в нем что-то есть».

Впрочем, Алексей Бовчаров не ставит себе цель заработать на коллажах. Объясняет: аппликация — возможность творчески реализоваться и жить чуть интереснее, не работая при этом на дядю.

— Можно много думать о том, искусство ли это вообще — то, чем я занимаюсь, — размышляет Лёша. — Но есть я, я живу и что-то творю — это мой образ жизни. А есть те, кто знают много красивых слов, но сами ничего не делают. Мне как живому человеку куда интереснее создавать, чем разбираться в искусствоведческих тонкостях.


Читать также:


«Открытки как с картинки»
Томская студия «КУЮ дизайн» выпустила серию открыток с музыкальными инструментами, которая порадует не только и не столько меломанов, сколько людей с обострённым чувством прекрасного.


5 комментариев к статьеДобавить
  1. А в хостеле «На чемоданах» не его картины висят?

  2. я как счастливый обладатель алексеевой совы агитирую всех обзавестись его коллажем — сдается мне, это неплохое вложение капитала))))
    нет, без шуток, очень классные это штуки, я еще закажу перед приездом в томск.

  3. в хостеле «На чемоданах» висят мои коллажи.

  4. Алексей, сразу обратила на них внимание, долго разглядывала.отличные работы

  5. Мы всем Арбатом обожаем Лёшины работы и точно знаем — он Талантище и замечательный человек! У нас дома постоянно пополняется коллекция Энгри Бёрдс. А моя личная любовь — это кот с селёдкой.

Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2019 Все права защищены

.