Революция выскочек

С 4 июня по 14 июля Гёте-институт в Новосибирске представит выставку «„Гениальные дилетанты“: субкультура Германии 80-х годов», посвящённую десятилетней революции в немецкой культуре. 5 июня в рамках проекта также состоится концерт одного из «гениальных дилетантов» младшего поколения — немецкого авангардиста Феликса Кубина.

Мультимедийная выставка о субкультуре немецких экспериментаторов была придумана и собрана в Мюнхене, а новосибирцам, как уверяют организаторы, повезло быть единственными россиянами, которые увидят её в ближайшие два года. Отвечаем на ваши мысленные вопросы.

Что за дилетанты?

В 1981 году, в Берлине, состоялся фестиваль Geniale Dilletanten, где выступили музыканты свежезародившейся «немецкой новой волны». Вообще-то по-немецки слово «дилетант» пишется с одной «l», но, выпустив флаер со случайной опечаткой, организаторы — пост-панк-группа Die T?dliche Dorris — тут же придумали себе концептуальное оправдание. Ошибка — признак непрофессионализма, а только непрофессионал в современном искусстве может создать нечто по-настоящему новое, смелое, выдающееся благодаря своей «неправильности». Дилетанты не стесняются ошибок: с одной стороны, они их просто не осознают — ведь они будто бы понятия не имеют, как принято у профессионалов, с другой стороны, именно благодаря их непосредственности искусство впускает в своё пространство реальность, кривоватую, неточную — живую. Эта жизнь во всех своих причудливых формах стала одним из самых замечательных культурных взрывов второй половины двадцатого века.

Почему революция?

Концерт «дилетантов» стал точкой, из которой выросла целая субкультура. Она прожила всего одно десятилетие, но стала источником пресловутых новых форм не только в музыке, но и в изобразительном искусстве, дизайне, моде, литературе, в самом устройстве немецкой, а впоследствии и европейской инди-культуры. Это дилетанты, с их отважным невежеством и бесплатным энтузиазмом, желанием во что бы то ни стало сделать то, чего ещё не бывало, открывали независимые клубы и лейблы, галереи и издательства, организовывали концерты, выставки и целую новую жизнь, построенную по принципу do it yourself, а на самом деле — do what you want to be.

Возможно, именно благодаря им Берлин — до сих пор одна из мировых столиц всего независимого, экспериментального и современного в терминологическом смысле.

Позже лидер группы Die T?dliche Dorris, Вольфганг Мюллер, написал и издал книгу «Гениальные дилетанты», где уже основательно описал случайно родившуюся из опечатки концепцию. Был и другой термин — «музыка неуполномоченных». Его придумала другая экспериментальная группа — Faust, и, разумеется, их самоопределение по сути своей давало им полномочий гораздо больше, чем презираемым ими профессионалам от музыки в частности и искусства в целом. Также среди дилетантов на музыкальной сцене появились такие коллективы, как Einstuerzende Neubauten, Der Plan, DAF, Palais Schaumburg, Abwaerts и другие.

Идея гениального дилетантизма быстро распространилась из музыкальной тусовки дальше, из Берлина — в Мюнхен, Гамбург, Дюссельдорф, Бонн и другие города. Воодушевлённые творческой вседозволенностью, провозглашённой такими же, как они, смельчаками а творческими анархистами, молодые люди в крупных городах Германии погрузились в сладостный мир литературного и музыкального самиздата, маленьких независимых галерей с немыслимыми экспозициями, фестивалей и сейшенов, где слушатели зачастую едва выносили выступающих, но прощали им всё во имя свободы творчества. Не последним важным фактором успеха движения было то, что новое немецкое независимое искусство вытеснило из умов прогрессивной молодёжи англоязычный мэйнстрим, создав свою культуру будто бы с нуля (и быстро забыв собственные же попытки воскресить дадаизм и флюксус). Творческие коллаборации радикально смешивали разные виды искусства, выдумывали несуществующие жанры и экспериментировали на грани фола ради самого утверждения права на эксперимент.

Зачем идти на выставку?

Как утверждает Гёте-институт (и у нас нет поводов сомневаться в этом утверждении), «„Гениальные дилетанты“: субкультура Германии 80-х годов» — это самая масштабная презентация немецкой субкультуры 1980-х годов на сегодняшний день — другой такой ещё не было. Экспозиция создана с применением современных мультимедийных технологий и включает снятый специально для неё фильм-интервью, а также видео- и фотоматериалы, примеры музыкальных произведений, журналы, плакаты и другие экспонаты, отразившие историю движения. Кроме самой выставки в Художественном музее (вход со стороны улицы Свердлова), организаторы обещают параллельную программу: лекцию о моде 80-х годов, кинопоказы, мастер-классы по дизайну и концерт Феликса Кубина.

Кто такой Феликс Кубин?

Немецкий мальчик, обожавший аналоговые синтезаторы и Юрия Гагарина, попал к «дилетантам» в тринадцатилетнем возрасте. К этому моменту гамбургский вундеркинд уже два года всерьёз увлекался экспериментальной музыкой, давал домашние концерты и записывал первые композиции на магнитофон. Когда 13-летний Феликс и его друг Штефан Мор впервые вышли на сцену в составе дуэта Die Egozentrischen 2, слушатели, по собственным воспоминаниям музыкантов, их просто возненавидели. Но такое уж было время: эксперименты позволялись всем, несмотря на то, нравилось это публике или нет. Феликс и Штефан устраивали безумные перформансы, декламировали анархические тексты под скоростной ритм драм-машины и изо всех сил изобретали новый звук, став, таким образом, одними из участников нового музыкального движения. «Мы добились довольно большой известности, хотя к концу нашей карьеры нам было по пятнадцать лет», — вспоминал Кубин.

Феликс учился играть на фортепиано до 18 лет, ему прочили карьеру пианиста, но позже он решил не получать профессиональное консерваторское образование: «Музыка для меня слишком важна, я не хотел её изучать», — говорил Феликс в интервью «Музпросвету». Вместо этого он увлёкся комиксами и мультипликацией, а впоследствии из двух главных увлечений в жизни сформировал свою «специальность»: художник по звуку. Когда «новая немецкая волна» в середине восьмидесятых пошла на спад, Кубин перешёл к атональной музыке, отказавшись от ритма, гармонии и мелодии. Его новыми источниками вдохновения стали французской musique concret, итальянские футуристы, индастриал. В дальнейшем он придумал ещё несколько проектов и поучаствовал в совместной работе с бесчисленным множеством экспериментаторов не только в музыке, но и в анимации.

Сегодня Феликс Кубин — культовая фигура немецкого электронного авангарда, клавишный виртуоз, волшебник синтетического звука, харизматичный рассказчик грустных историй, уникальный композитор и необычный шоумен.

Его нынешнюю музыку одни называют «эстетской электроакустикой с элементами ретро-попа», другие — экспериментальным синтипопом, третьи — как будто более точным, но на самом деле не менее абстрактным — sci-fi-pop. Что бы ни выдумывали критики и слушатели, Кубин давно стал сам себе жанром. Зачастую его композиции начинаются гладко, но постепенно гармония в них разрушается, шум захватывает пространство, и знакомые звуки оказываются внутри агрессивного спора, который музыкант ведёт с помощью своих многочисленных клавиатур.

Кстати, любовь к Гагарину и восхищение образом человека в космосе не остались в детстве: свой лейбл Феликс Кубин назвал Gagarin Records, а компиляции, которые выходят под маркой культового космонавта, содержат в себе эксперименты от «деструктивного попа» до откровенного нойза. В Новосибирске музыкант сыграет программу Science Fiction Park, которая тоже вдохновлена мифологией советского освоения космоса. Концерт Феликса состоится в уже закрытом клубе «Рок Сити» 5 июня, в 20.00. Вместе с ним на сцене отыграют свои сеты Soyuz Goes Tropical, Finn Kaufmenn и STNDCHPMNK.

Подробности о выставке — на сайте Гёте-института в Новосибирске и в группе события «ВКонтакте».

Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2024 Все права защищены

.