В поисках готического рая


Олег Бурков
автор блога о сериалах serious series

Премьера новозеландской криминальной драмы «Вершина озера» режиссёра Джейн Кэмпион, известной по фильмам «Пианино» и «Портрет женщины», прошла ещё в марте. Но кому было дело до криминальных драм в ожидании нового сезона «Игры престолов»? Теперь же внимание к телефильму привлекли 5 номинаций премии «Эмми», отметившие режиссуру, сценарий, главную женскую роль и мини-сериал в целом.

В затерянном среди гор провинциальном городке на берегу озера Уакатуки бесследно исчезает двенадцатилетняя девушка. Как и все кинематографические городки, этот населён странными людьми, которые знают друг о друге почти всё, но вынуждены всю жизнь играть в молчаливую игру лживого неведения. Молодой следователь Робин Гриффин в исполнении Элизабет Мосс, напоминающей Джиллиан Андерсон в «Секретных материалах», приезжает сюда навестить больную мать, но с радостью берётся за новое дело, чтобы отвлечься от тяжёлых семейных разговоров. Чужая среди своих, она постоянно нарушает привычных ход вещей и суётся куда не надо.

Игра Элизабет Мосс, прославившейся ролью Пэгги Олсон в «Безумцах», в «Вершине озера» не слишком меняется. Это всё та же Пэгги — то сильная и уверенная, то внезапно растерянная и ранимая девушка, ценящая карьеру выше личной жизни. Разница в том, что здесь её героиня периодически пытается превратиться в плохую девочку: пьёт, кидается с осколком бутылки на своего давнего обидчика, доводит себя до суицидальной депрессии, но всё безуспешно — на следующий день после срыва она вновь готова забыть обо всём, кроме расследования. Вам уже стало скучно, не правда ли?

Знакомая до боли детективная завязка, помноженная на атмосферу дождливого европейского триллера и никуда не спешащий сюжет, как будто не обещает ничего особенного.

Возможно, «Вершина озера» и правда не вершина сериального искусства. Но это, безусловно, то, что может заставить себя смотреть холодными августовскими вечерами. Чего стоит одна Джи Джей (роль Холли Хантер) — загадочная седовласая предводительница компании несчастных женщин, организующая для них лагерь в месте под названием «Рай». Из центра мира райcкий сад переместился на его окраину, превратился в негостеприимное, пасмурное место, да ещё и стал предметом конфликта землевладельцев. Но именно новозеландская природа во многом придаёт сериалу мистическое измерение. Недаром озеро, вокруг которого происходят события, по легенде образовалось из растаявшего тела огромного демона, убитого воином из-за похищения девушки.

Истории про исчезнувших или убитых дев с налётом мистики в последнее время появляются едва ли не чаще, чем переделки Шерлока Холмса, и уже сформировали отдельный жанр, сериальным родоначальником которого можно считать «Твин Пикс» Дэвида Линча. Американский хит «Убийство» плюс его датский оригинал, «Милые кости» Питера Джексона, «Девушка с татуировкой дракона» Стига Ларссона / Дэвида Финчера, совсем свежие «Ошибки прошлого» (Rectify) об осуждённом насильнике-убийце и «Падение» (The Fall), кстати, с Джиллиан Андерсон в главной роли, — и это только те названия, которые сразу приходят на ум. Все они рассказывают вечную историю о красоте и невинности, принесённых в жертву страшному Дракону в обмен на общее спокойствие. В современной массовой культуре этот дракон, как правило, принимает обличие сексуального маньяка, педофила и серийного убийцы в разных комбинациях.

Набор клише этого поджанра выдаёт его действительного предка — готический роман 18-19 века, который в «Вершине озера» скрещивается с детективом, молодёжной драмой и даже робинзонадой.

Здесь есть и тайна, и мистика, и страдающая героиня-жертва, и мучающий её тиран, и особое место действия, которое само становится персонажем. В «Вершине озера» все эти сюжетные мотивы удваиваются и распространяются не только на исчезнувшую девушку, но и на героиню Мосс, чья иррациональная привязанность к незнакомой жертве преступления в финале получает объяснение.

Финал сериала разворачивает детективный сюжет в новую плоскость, и «Вершина озера» из готической истории превращается в историю поисков рая — места, где привычная суетливая жизнь останавливается, и начинается новая, настоящая. Однако попытки присвоить себе «райскую» землю терпят поражение — одних её обитателей изгоняют оттуда обманом, других — силой, а третьи — самые мудрые — уходят сами.

1 комментарий к статьеДобавить
  1. отличная колонка. таких надо больше, пусть они и не очень о сибири.

2 total pingbacks on this post
Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2019 Все права защищены

.