Мария Киселёва
художница, участница арт-группы «Бабушка После Похорон», kissmysketch.com
В Сибирском центре современного искусства открылась выставка Дмитрия Булныгина «Finita dolce vita» (Конец сладкой жизни). С 3 февраля по 11 марта в СЦСИ можно будет ознакомиться с медиаработами художника, созданными за последний год.
Экспозиция представляет собой ряд циклических видеоинсталляций, которые повествуют об изменении состояния чего-либо, будь то Центральный выставочный зал «Манеж», космический корабль «Союз 11» или старое кресло, пылающее посреди широкой степи. Все работы тесно связаны между собой и, по сути, показывают одно и то же; на первый взгляд, это физическое явление, облачённое в разные формы.
Хочу предупредить всех, кто собирается посетить СЦСИ: не стоит расхаживать по залам, размышляя о своём ужине или предстоящем отпуске на морском курорте, а также хоть на час откажитесь от мысли считать искусством исключительно акварели со старательно выписанными маковками церквей или женскими бюстами.
У каждой работы есть своя история. Вот, например, видео «Союз 11»:
В детстве маленького Диму потрясла весть о крушении космического корабля и гибели в нём трёх космонавтов. На высоте более 150 километров произошла разгерметизация аппарата, с этого момента растаяли как надежды на лёгкое покорение космоса, так и жизни Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева. Обладая этим знанием, можно гораздо острее переживать за превращающуюся в ничто сахарную сферу. Но, придя на выставку, я этого не знала и полагалась исключительно на своё восприятие, которое сводилось к общему чувству светлой скорби и ощущению собственной бренности.
Ведь бренность — одно из основных свойств конечных объектов-систем, и неизбежно исчезающие конструкции, помимо всего прочего, являются наглядной иллюстрацией этого свойства. Вообще тема бренности — главная или одна из главных тем религии, специальных наук (начиная с космологии, астрофизики, медицины), тема живописи, литературы, театра, философии… Булныгин ещё раз напоминает о ней, представляя её не как страшную угрозу, а как повод почувствовать безразличную экзистенциальную печаль.
Рафинад, склеенный «Моментом», оказался довольно живописным материалом для изображения всяческих процессов — физических, социальных, политических и прочих. И что уж говорить, видео «Finita dolce vita», проецируемое на московский «Манеж», — это как минимум просто эффектное зрелище.
Стоит упомянуть, что в рамках выставки «Finita dolce vita» Дмитрий Булныгин представит программу Фестиваля сверхкороткого фильма (Extra Short Film Festival). Показы конкурсной и специальной программы художник сам проведёт в залах СЦСИ 4 и 5 февраля в 17.00. Затем программа будет показываться по выходным в это же время.