Анна Дранишникова
арт-менеджер и куратор, координатор фестиваля наукоёмкого искусства «Яблоко Мёбиуса»
До 6 октября в СЦСИ продлится выставка, поразившая, судя по рецензиям, своей идеей умы многих мыслителей. Называется она «Фотография будущего». Кураторы Екатерина Лазарева и Эстер Рюльфс предложили русским и немецким художникам сфотографировать то, чего ещё нет — будущее. Им это не удалось, зато получился неплохой диалог о том, кто же создаст нам завтрашний день.
Фотография — искусство о настоящем и прошлом: о том настоящем, которое, как только появляется на плёнке, моментально превращается в прошлое и отныне способно разве что пробуждать воспоминания. Однако авангард, фантастика, футуризм, освоение космоса, высокоскоростной интернет и развитие технологий — вчерашние фантазии становятся реальностью, а, значит, о будущем надо думать в два раза больше и быстрее. И все думают. Кто-то потому, что маркетолог крупной компании, кто-то потому, что чего-то в этом будущем боится.
В большинстве своём авторы не моделируют будущее, не предсказывают, поддавшись эмоциям или анализируя наблюдения, а только ставят диагнозы, констатируют факты настоящего. А потом многоточия нерешительно отправляют мысль вдаль.
Одна из таких отправных точек — тема перехода из одного времени в другое. Оба раскрывающих её проекта — «Десять фотографий» выпускника школы Родченко Антона Курышева и „Clearing“ Евы Ляйтольф представляют переход какой-то станцией, отдельным топосом, который заставляет думать о прошлом и будущем. Персонажи здесь играют главную роль, поскольку речь идёт о личной перспективе. Ева передаёт характеры через предметы и окружающую обстановку, даёт намёки на свойства пространства, на его значимость для человека, оказавшегося внутри. Антон подчёркивает двойной линией метафоричность перехода — действие разворачивается в переходе между вокзалом и моллом, хотя на самом деле не разворачивается вовсе: оно зависло так же, как бездейственно замерли в ожидании будущего переходящие.
Ещё один личный вопрос, беспокоящий авторов — роль художника. Стопки едва отличающихся друг от друга кадров Якова Каждана даже не надо просматривать. Он, с одной стороны, как будто не смог выбрать лучший из десятка одинаковых — так мы, вернувшись с отпуска, вместо десяти снимков показываем друзьям полторы тысячи; с другой стороны, никто не станет разбирать такие огромные стопки в этой «эпохе цифрового забвения».
Близок к Якову по настроению Владислав Ефимов: он утверждает, что художник больше не провидец и не устроитель будущего, он — как фотография — запечатлел настоящее и превратил его в прошлое, сорвал, выбросил. А линия настоящего — вот она — только миг. Но зато как ярко светится, прямо между корнем-прошлым и высоким будущим. Вот и стой в настоящем, светись.
Косвенно тему дальнейшей судьбы художника застрагивает Беате Гютшо, заменяя искусство рекламой. Беате использует традиции голландских и фламандских натюрмортов XVII века, где каждому, даже самому бытовому предмету, придавалось дополнительное символическое значение. Вообще эта отсылка куда многогранней, чем кажется на первый взгляд. Чаще всего дополнительным смысловым значением в этой традиции была аллегория на быстротечность всего живого и смерть. Потому изображённый каталог того самого Breguet или брошюра о СПИДе, решётки или молитвенная скамейка, копия Огюста Родена «Ирида, вестница богов» — всё это говорит об отношении немки к современной российской действительности. С другой стороны, голландские натюрморты были сосредоточением темы частной жизни человека.
Будущим сквозит из названия проекта Ольги Чернышёвой — «Фьючерсы». В этом слове и корень — «будущее», и контрактная основа — новая религия, которую демонстрирует художник. В контексте творчества Ольги завтрашний день в этом проекте проявляется темой сопротивления и непримирения — то ли капитализму, то ли религии, то ли всему и сразу. В контексте же идеи «капитализм = религия» наблюдения автора не так глубоки и многогранны, как, возможно, могли быть. Это, скорее, цитирование, а не тонкая аллюзия.
В российской части экспозиции исход событий непонятен, всё здесь пронизано темой маленького человека: и художник больше не одарён талантом, и вера не позволяет быть сильным, и в родном городе ничего от тебя не зависит (проект Софьи Гавриловой «Новая Москва»). Ты обыкновенный человек — такой же, как люди на десятом, групповом снимке из проекта «Десять фотографий».
Немецкие авторы чаще отвлекаются от себя и смотрят вокруг: на голландскую традицию живописи, на предметный мир прошлого и настоящего, на достижения учёных — людей, способных создать будущее своими руками. Даже несовершеннолетние беженцы-мигранты, хоть и ждут решения свыше, но уже совершают поступок, не говоря уже о вдохновивших Якова Каждана «пензенских затворниках», так стремительно пытающихся сохранить себе завтра.
Читать также:
Будущее не за горами
Екатерина Лазарева, куратор российской части выставки «Фотография будущего» — о невозможности изобразить утопию и о фотографировании как навыке любого культурного человека.