Остаёмся зиновать

Текст: Клавдия Стельмахович
Фото: Мария Аникина

Двухнедельный фестиваль зиноделов «Сам издам!» в Томске закончился лимонадными посиделками и презентацией семи журналов, сделанных его участниками. Как показала практика, чтобы стать издателем больших средств не нужно — капельки вдохновения, остатков тонера в скрипучем принтере и нескольких листов бумаги вполне достаточно.

Начинать с азов

Фестиваль «Сам издам!» оказался в некотором смысле революционным для Томска, вызвав к самиздату неподдельный интерес. Каждое мероприятие нашло своего зрителя. Несколько сотен горожан разного возраста и профессий пришли и посмотрели на зины, а также стали участниками мастер-классов.

Западная мода на изготовление зинов — самодельных любительских изданий — только-только добралась до российских столиц. Поэтому организаторам томского фестиваля необходимо было одним выстрелом убить двух зайцев — познакомить горожан с современными веяниями в самиздате, лишив его романтического налёта диссидентства, и показать, что самоиздаваться совсем не сложно, было бы желание.

— Ведь зин — это свобода, — объясняет организатор фестиваля Валерия Ветошкина, — свобода полиграфическая, творческая, экономическая.

«Ты можешь опубликовать всё, что тебе угодно, не завися ни от чьих денег, без оглядки на чьи-то желания и боязни язвительных отзывов критиков. Концепция журнала зависит только от границ твоей собственной фантазии».

Фестивальные мероприятия условно поделили на образовательные и практические. Просвещать и рассказывать должны были большая выставка разномастного самиздата (от фотокопий запрещённых изданий брежневской поры до фотозинов японских художников с довольными пандами на обложке) и лекции по истории и философии самиздата. А претворяли в жизнь смелые идеи и занимались зиноделанием на соответствующих мастер-классах и воркшопах. Взрослых творить учили преподаватели факультета журналистики ТГУ Анна Цырфа и Илья Мясников, детей — две Анастасии, Ханина и Мыльникова, сотрудницы книжного магазина.

На любительском уровне

— По большому счёту, — говорит Илья Мясников, — мастер-класс длился целую неделю. Нашим слушателям предстояло перевоплотиться в «подпольных» издателей журналов-зинов: продумать концепцию, составить самостоятельные творческие подборки, сделать дизайн.

А ещё выбрать названия и подготовить тексты. И если в первый день самиздам-инструкторы общались с аудиторией в формате монолога, пытаясь передать им профессиональные знания, то уже на следующий получили отклик в виде макетов и намёток. Опытные издатели говорят, что сотворение зина за семь дней — это хорошая скорость. Из 25 участников свои журналы в итоге создали семеро. Остальные продолжают развивать идею, дописывают, дорисовывают, додумывают…

«Сам издам!»

«Сам издам!»

«Сам издам!»

«Сам издам!»

«Сам издам!»

«Сам издам!»

«Сам издам!»

— Как показывает моя практика, — продолжает Мясников, — если то, что говорят человеку, ему созвучно, то результата можно ждать и несколько месяцев. Но даже если мы и не увидим бумажного воплощения идеи, это тоже не бесполезно. Всё равно услышанное и увиденное отложилось в памяти. А перед глазами был пример творческой удачи. Своей или чужой — неважно.

Илья говорит, что среди слушателей его воркшопа не были ни одного студента профильных специальностей. Для всех, кто самоиздался за неделю, это было чем-то новым — фотографы, писатели и художники редко самостоятельно занимаются подобными вещами. Наиболее эффективно сработали фотографы — они приносили уже готовые снимки.

«Фотография и зины вообще тесно дружат, — замечает Мясников. — С художниками сложнее, у них немного иная специфика работы».

Однако то, что получилось в итоге, можно считать хорошим результатом. Полноценные издания — пусть они и не совершенны — состоялись. Участники, ставшие вдруг зиноделами, намерены продолжать, совершенствоваться.

Первый блин

Алина Дырова и Фёдор Колоколов — люди фотографические и влюблённые. У них одна плёночная камера на двоих, километры отснятых мгновений совместного бытия и вот теперь — общий зин.

— Идея получилась из фотографий, — говорит Алина. — Это история о нас, которую мы собирали в течение двух лет. Мы хотели показать визуальные пятна, наши эмоции, встречи, путешествия. Ничего сложного и потаённого — лишь приятный поток образов, которые погружают в нашу жизнь.

Однако скрытый подтекст в этой истории всё же есть. Она циклична — состоит из смены дня и ночи: вечерняя фотография весёлой тусовки и на контрасте — задумчивая Алина, запечатлённая Фёдором в семь утра. Чтобы не прописывать закаты и рассветы, оставили лишь намёк в названии: «То день, то ночь».

Химик из Вьетнама Нгуен Хай Минь живет в России восемь лет. Сначала усиленно учил русский язык. Спустя три года начал фотографировать. Теперь, по собственному признанию, камера для него — как часть тела. Он часто ходит по музеям, бродит по аллеям и делает снимок за снимком. Лучшие картинки за пять лет молодой человек и поместил свой зин. Стремясь передать собственное ощущение прекрасного, фотограф снабдил иллюстрации подписями — стихами Пушкина, Есенина, Горького и текстами любимых песен. «Особенно мне нравится песня “Как молоды мы были”, — говорит вьетнамец. — До сих пор не понимаю, как удалось так красиво рассказать о жизни».

Первый зин у ребят, по их собственной оценке, вышел с изъянами. Дырова говорит, что в нём не чувствуется руки дизайнера, и это недоработка. Следующие зины с точки зрения художественного оформления ребята будут делать под чутким руководством профессионального оформителя.

— Идея нового зина уже есть, — хитро улыбаются ребята, — это будет более мрачный и сложный проект. С декорациями, костюмами… Если всё получится, то свет он увидит уже через полгода.


Читать также:


Правила зиноделов
Фестиваль с говорящим названием «Сам издам!» знакомит томичей с диковинным форматом малотиражной литературы — зинами. Эти популярные во всём мире любительские издания, выпущенные своими силами в типографии или распечатанные на домашнем принтере, в Томске можно найти только у небольшого числа коллекционеров.


Открытки как с картинки
Томская студия «КУЮ дизайн» выпустила серию открыток с музыкальными инструментами, которая порадует не только и не столько меломанов, сколько людей с обострённым чувством прекрасного.


Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2024 Все права защищены

.