Под снежно-полосатым небом

Текст: Клавдия Стельмахович
Фото: Мария Аникина

Уже ставшая знаменитой выставка «Соединённые штаты Сибири» открылась в Томском областном художественном музее. Экспозиция, куда входит почти сотня работ самобытных сибирских художников, продлится до конца июля. В четырёх залах музея — картины Дмитрия Муратова, Евгения Иванова, Василия Слонова, Николая Копейкина и дебютанта СШС новосибирского художника Игоря Шерко. Организатором большого культпросвета стал Сибирский филиал Российского центра современного искусства (РЦСИ).

Они настоящие!

— Задумывая этот проект, — рассказывает директор РЦСИ Анна Терешкова, — мы хотели заявить во всеуслышание, что в Сибири есть прекрасные авторы — представители современного искусства. До этого считалось, что за пределами Садового кольца и нескольких питерских проспектов современных художников нет — только глубокая провинция и непонятно, чем она вообще дышит.

«Соединённые штаты Сибири»

«Соединённые штаты Сибири»

«Соединённые штаты Сибири»

«Соединённые штаты Сибири»

«Соединённые штаты Сибири»

«Соединённые штаты Сибири»

«Соединённые штаты Сибири»

Были одиночки, которые, собрав кисти и краски, ехали в столицы, и быстро переставали быть сибирскими — начинали работать на Европу, участвовать в коммерческих галереях. А после старта проекта выяснилось, что в Сибири сложилась уникальная ситуация, из которой выросли самобытные художники, чьё творчество теперь и колесит по стране под вывеской «Соединённых штатов Сибири».

— Выставка так называется по картине омского художника Дамира Муратова, — говорит Терешкова, — именно с неё, изображающей снежно-полосатый флаг Соединённых Штатов Сибири — то есть всего сибирского региона, и началась выставка. Мы вдруг поняли, что у многих художников Сибири есть свой взгляд на проблемы современного бытия, которого лишены творцы в Питере и Москве.

Смех сквозь слёзы

Анна Терешкова утверждает, что основная причина уникальности творца сибирских кровей — умение смеяться над самим собой. Именно этим объясняется паломничество на выставку в Новосибирске, Петербурге, затем в Москве, куда посетители приезжали битком набитыми автобусами и откуда «СШС» потом отправились в Томск…

— Наши художники — самые настоящие патриоты, просто они как люди тонко чувствующие, лучше замечают проблемные моменты и могут на них указать. Это своего рода чистильщики общества. И нужно иметь определенную смелость, чтобы не побояться высказать публично то, что наболело, – говорит директор РЦСИ Анна Терешкова. — Слонова в Томске не снимут. Во-первых, публика здесь подготовлена к современному искусству, во-вторых, руководитель местного департамента культура принял в организации выставки непосредственное участие и лично отсмотрел все экспонаты.

— Мы предложили то, чего никогда не было, — развивает идею директор РЦСИ, — сделали сборную выставку сибирских художников и показали настоящую суть сибиряков.

«Сибиряки на выставке не предстают в образе каких-то суровых дураков-мужиков с ручными медведями, коими их видят все вне сибирских пределов, — говорит директор Сибирского филиала РЦСИ Анна Терешкова, — мы показали самодостаточных, умеющих посмеяться над собой, великолепно владеющих техникой, обладающих интеллектом людей.

Куратор выставки художник Вячеслав Мизин формирует экспозицию. Среди множества авторов он изыскивает настоящие таланты и приглашает их стать одним из штатов. Поэтому по ходу пьесы одни художники сменяют других.

«Соединённые штаты Сибири»

«Соединённые штаты Сибири»

«Соединённые штаты Сибири»

«Соединённые штаты Сибири»

«Соединённые штаты Сибири»

«Соединённые штаты Сибири»

«Соединённые штаты Сибири»

— В зависимости от величины зала, — объясняет Мизин, — она может меняться. У нас выставка рассчитана на полторы-две тысячи метров. А здесь всего 400. Поэтому всё мы показать не успели. Многое осталось неразвешанным.

Неизменным остаётся лишь отборный сибирский юмор. Но ирония, по словам художника, это всего только верхний слой.

— На самом деле всё глубже и интереснее, — рассказывает Вячеслав. — Мы оторваны от культурных центров. Поэтому каждый художник должен образно представить свой штат, как, например, Муратов представляет у нас штат Омск. Вот это выживание и существование в условиях отдалённости выражается в большом количестве иронии.

После скандала в Перми, когда работы красноярца Василия Слонова, посвященные грядущей олимпиаде в Сочи, сняли с экспонирования, томские любители современного искусства боялись, что им их не покажут. Оказалось, напрасно. 18 полотен этого художника и скульптурные изваяния сланцев на коньках заняли свое место в последнем зале.

Работы Василия Слонова

Работы Василия Слонова

Работы Василия Слонова

Работы Василия Слонова

Выставка уже сыграла свою роль в продвижении современного сибирского искусства. Её хотят видеть, к ней испытывают интерес, а художники, чьё имя всплывает на афише «Соединённых штатов», становятся известны по всему миру: того же Слонова, автора весёлых картинок олимпийской тематики, показали в каждом телевизоре. Из Томска работы сибиряков отправятся снова в Москву, чтобы принять участие в параллельной программе Биенале современного искусства, а после поедут в Ригу.


Читать также:


Василий Слонов: «Если я проиграю — согласен на пожизненную каторгу!»
Как живётся, когда о твоём существовании знает Путин, и почему работы сибирского художника популярнее официальной олимпийской символики? Василий Слонов о скандале в Перми.


Снег, лес, тоска
Специально для «Сибурбии» арт-обозреватель журнала «Итоги» Анна Дубинская посетила сибирскую выставку на «Винзаводе» и поделилась своими наблюдениями.


Вячеслав Мизин: «Искусство — дело весёлое»
Мы начинаем серию интервью с сибирскими культуртрегерами, которые задавали тренды в 2000-х. Какими они видят «десятые» и чем актуально заниматься сейчас? Первый герой — Вячеслав Мизин, арт-группа «Синие Носы».


Однажды в Новосибирске
Колонка Анны Дранишниковой о почти полной невозможности продвигать молодое новосибирское искусство в родном городе художников.


6 комментариев к статьеДобавить
  1. Погодите, это же Гельман делал в рамках «Культурного альянса» изначально. А почему про него ни слова? И да, про «битком набитыми автобусами» это вы тоже очень смешно написали ) Регулярно бывая на Винзаводе чего-то как-то я весь ажиотаж пропустила )

    • Уральские горы и всякие прочие естественные и искусственные неровности — они это, немало преломляют картинку, чего там у вас на Винзаводе творится :) А вот вы бы, Морие, взяли, да написали бы нам чего-нибудь про Сибирь и современное искусство с той глубиной резкости, с которой только вы умеете;)

      • Ой, немало, Сережа, это правда :) Ну а как же, я дико извиняюсь, фактчекинг, все дела?.. Вот, а что касается Сибири и современного искусства, к сожалению, моя резкость в этой вот конкретно области не столь глубока, чтобы я взяла на себя ответственность об этом рассуждать. Ну и в конце концов, я ж не журналист, а так — жертва обстоятельств, хехе %)

    • C самого начала выставку организовал Фонд поддержки современного искусства «Сибирь», учредителями которого являются Анна и Дмитрий Терешковы. Винзавод предоставил помещение для выставки в галерее Гельмана.

      • Спасибо, я все поняла, просто хотела уточнить. К сожалению, в большинстве сообщений это или не упоминалось вовсе, или указывалось ТАКИМ МЕЛКИМ шрифтом, что сразу и не разглядишь. Опять же, «Культурный альянс» фигурирует практически везде. Отсюда такое недоразумение.

  2. Автор фразы «Соединённые Штаты Сибири» не безвестный Дамир Муратов, а граф Муравьёв-Апостол, генерал-губернатор Восточной Сибири. Когда его родственник Бакунин был в ваших краях в ссылке, они вместе мечтали о создании единой федерации всех славян, начиная со Штатов Сибири. Уж вы-то, Клавдия Стельмахович, сибирячка, должны об этом знать!
    И американский флаг совсем тут ни при чём. Во времена Бакунина американский флаг не вызывал ассоциации со свободой, скорее с работорговлей.

Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2019 Все права защищены

.