Текст: Клавдия Стельмахович
Фото: Мария Аникина
Уже ставшая знаменитой выставка «Соединённые штаты Сибири» открылась в Томском областном художественном музее. Экспозиция, куда входит почти сотня работ самобытных сибирских художников, продлится до конца июля. В четырёх залах музея — картины Дмитрия Муратова, Евгения Иванова, Василия Слонова, Николая Копейкина и дебютанта СШС новосибирского художника Игоря Шерко. Организатором большого культпросвета стал Сибирский филиал Российского центра современного искусства (РЦСИ).
Они настоящие!
— Задумывая этот проект, — рассказывает директор РЦСИ Анна Терешкова, — мы хотели заявить во всеуслышание, что в Сибири есть прекрасные авторы — представители современного искусства. До этого считалось, что за пределами Садового кольца и нескольких питерских проспектов современных художников нет — только глубокая провинция и непонятно, чем она вообще дышит.
Были одиночки, которые, собрав кисти и краски, ехали в столицы, и быстро переставали быть сибирскими — начинали работать на Европу, участвовать в коммерческих галереях. А после старта проекта выяснилось, что в Сибири сложилась уникальная ситуация, из которой выросли самобытные художники, чьё творчество теперь и колесит по стране под вывеской «Соединённых штатов Сибири».
— Выставка так называется по картине омского художника Дамира Муратова, — говорит Терешкова, — именно с неё, изображающей снежно-полосатый флаг Соединённых Штатов Сибири — то есть всего сибирского региона, и началась выставка. Мы вдруг поняли, что у многих художников Сибири есть свой взгляд на проблемы современного бытия, которого лишены творцы в Питере и Москве.
Смех сквозь слёзы
Анна Терешкова утверждает, что основная причина уникальности творца сибирских кровей — умение смеяться над самим собой. Именно этим объясняется паломничество на выставку в Новосибирске, Петербурге, затем в Москве, куда посетители приезжали битком набитыми автобусами и откуда «СШС» потом отправились в Томск…
— Мы предложили то, чего никогда не было, — развивает идею директор РЦСИ, — сделали сборную выставку сибирских художников и показали настоящую суть сибиряков.
Куратор выставки художник Вячеслав Мизин формирует экспозицию. Среди множества авторов он изыскивает настоящие таланты и приглашает их стать одним из штатов. Поэтому по ходу пьесы одни художники сменяют других.
— В зависимости от величины зала, — объясняет Мизин, — она может меняться. У нас выставка рассчитана на полторы-две тысячи метров. А здесь всего 400. Поэтому всё мы показать не успели. Многое осталось неразвешанным.
Неизменным остаётся лишь отборный сибирский юмор. Но ирония, по словам художника, это всего только верхний слой.
— На самом деле всё глубже и интереснее, — рассказывает Вячеслав. — Мы оторваны от культурных центров. Поэтому каждый художник должен образно представить свой штат, как, например, Муратов представляет у нас штат Омск. Вот это выживание и существование в условиях отдалённости выражается в большом количестве иронии.
После скандала в Перми, когда работы красноярца Василия Слонова, посвященные грядущей олимпиаде в Сочи, сняли с экспонирования, томские любители современного искусства боялись, что им их не покажут. Оказалось, напрасно. 18 полотен этого художника и скульптурные изваяния сланцев на коньках заняли свое место в последнем зале.
Выставка уже сыграла свою роль в продвижении современного сибирского искусства. Её хотят видеть, к ней испытывают интерес, а художники, чьё имя всплывает на афише «Соединённых штатов», становятся известны по всему миру: того же Слонова, автора весёлых картинок олимпийской тематики, показали в каждом телевизоре. Из Томска работы сибиряков отправятся снова в Москву, чтобы принять участие в параллельной программе Биенале современного искусства, а после поедут в Ригу.
Читать также:
Василий Слонов: «Если я проиграю — согласен на пожизненную каторгу!»
Как живётся, когда о твоём существовании знает Путин, и почему работы сибирского художника популярнее официальной олимпийской символики? Василий Слонов о скандале в Перми.
Снег, лес, тоска
Специально для «Сибурбии» арт-обозреватель журнала «Итоги» Анна Дубинская посетила сибирскую выставку на «Винзаводе» и поделилась своими наблюдениями.
Вячеслав Мизин: «Искусство — дело весёлое»
Мы начинаем серию интервью с сибирскими культуртрегерами, которые задавали тренды в 2000-х. Какими они видят «десятые» и чем актуально заниматься сейчас? Первый герой — Вячеслав Мизин, арт-группа «Синие Носы».
Однажды в Новосибирске
Колонка Анны Дранишниковой о почти полной невозможности продвигать молодое новосибирское искусство в родном городе художников.