Правильно сомневаетесь

Текст: Роман Жайворон
Фото: Фрол Подлесный

Если даже сами космонавты, как Юрий Лончаков, предпочитают «работу поинтереснее», хотят ли современные дети стать космонавтами? Можно бесконечно сетовать на потребительское воспитание, айпады и «Вконтакте», но, как выясняется, естественный интерес детей к науке никуда не пропал. Например, недавно открывшийся в Новосибирске центр научных развлечений «Галилео» постепенно становится воскресной Меккой для родителей с детьми. Ещё одно доказательство — научное шоу Яна Рассела, которое вызвало на «Интерре» бурю детских и родительских восторгов.


Кинозал «Победы» полон. Дети в креслах, родителям достались ступеньки. Похоже на обычный субботний поход на премьеру очередного шедевра студии Pixar. Но свет не гаснет, не хрустит попкорн. Вместо этого к аудитории выходит чуть сутулый британец в красном галстуке и с мудрой улыбкой Энтони Хопкинса.

— С возрастом люди становятся скучнее, правда? — обращается он к детям. — Вам говорят: «хватит играть с водой», «просто вымой руки» — вам говорят.
— Йеееес! — на чистом английском отвечают дети.

Британца зовут Ян Рассел. Его профессия — делать науку осязаемой. Он проектирует интерактивные выставки для музеев науки по всему миру и, в частности, создал часть экспонатов для Московского планетария. А ещё он проводит научные шоу для детей. В этот раз шоумен от науки приехал в Новосибирск как специальный гость форума «Интерра», а его программа называлась «Наука принадлежит и детям тоже».

— Вода ужасно интересная! — продолжает интриговать публику Рассел. — Если бросить в воду хлопья для завтрака, они будут плавать и соединяться. А если капнуть средство для мытья посуды, хлопья расплывутся в стороны. Я мог бы объяснить вам почему, но это займёт час. Вы и сами можете узнать. Давайте лучше экспериментировать дальше…

ян рассел
ян рассел
ян рассел
ян рассел

ян расселян расселян расселян рассел

Эксперименты в режиме «лайв» продолжаются. Младшеклассники в диком азарте. Вот девочка встаёт на контейнер с девятью яйцами — все целы. Потом британец показывает, как сделать облако в пластиковой бутылке и как нужно согнуть пилу, чтобы получился звук, как у скрипки. Эксперимент со статическим электричеством, когда ёлочная игрушка парит в воздухе, вызывает у зрителей особенное изумление. Многие дети, очевидно, уже видели подобные опыты, смотрели научные программы и знают, чем закончится эксперимент. Более того, школьники постарше наверняка наблюдали что-то подобное на уроках физики и химии, возможно, даже учили формулы и получили заслуженную «пять» или «два». Но всё равно они смотрят на Яна Рассела, как на волшебника. За полтора часа научных опытов он не рассказал ни об одном законе физики и, похоже, действительно не собирается отвечать на детские «почему?».

«Наука — это увлекательное путешествие, а не сам по себе ответ на вопрос», — любит повторять мистер Рассел.

Это действительно похоже на античную прогулку по саду с учителем-проводником. Группа амбициозных исследователей в школьной форме говорит ведущему что делать, строит разные прогнозы о том, к чему приведёт эксперимент.

ян рассел
ян рассел
ян рассел

ян расселян расселян рассел

В сущности, в том, что делает Ян Рассел, нет откровений. Это элементарные опыты с подручными материалами, которые ребёнок может найти в квартире: вода, мыло, шарики, магниты, пластиковые бутылки, лимоны, скрепки… Всё это не раз описано в книгах вроде «Занимательная физика» или «Научные опыты для детей». Дети докомпьютерной эпохи проделывали то же самое просто из любопытства или из-за отсутствия игрушек. Однако стоит увидеть, как современные школьники реагируют на то, что демонстрирует Рассел: многие и не догадывались, что окружающая реальность может быть такой увлекательной и играбельной.

Если положить на стол рулон туалетной бумаги и потянуть за конец, что будет? Ян Рассел предлагает три версии: рулон покатится в противоположную сторону, будет двигаться к вам или останется на месте. Голосуем. Мнения разделяются, дети тянут руки. Взрослые тоже участвуют, но голосуют неуверенно.

Это потому, что взрослые боятся ошибиться, считает Рассел, хотя в ошибке нет ничего плохого.

Быть исследователем — значит сомневаться. Ян Рассел спрашивает, правда ли что вода в раковине закручивается в воронку против часовой стрелки в Северном полушарии и по часовой, например, в Австралии? Многие дети слышали об этом явлении, кто-то не верит. «Правильно, сомневайтесь, — говорит британец. — Это работает для больших систем, вроде ураганов, но не в вашей ванной». И демонстрирует, используя две пластиковые бутылки, как легко можно задать воде вращение в любую сторону. Кто не поверил на слово, тот настоящий учёный.

ян рассел
ян рассел
ян рассел

ян расселян расселян рассел

Когда шоу заканчивается, я спрашиваю у Яна Рассела, сколько, по его мнению, будущих лауреатов Нобелевской премии сегодня сидело в зале? Однако мои ожидания о пафосном разговоре по поводу кропотливого поиска Стивенов Хоакингов среди российских дошкольников не оправдываются. Мистер Рассел рассказывает, что его цель не в том, чтобы было больше учёных или чтобы научные журналы лучше продавались. Он стремится возбудить исследовательское отношение к реальности и любопытство, независимо от того, чем человек занимается или будет заниматься.

— Если вы спросите выдающихся учёных, то действительно большинство из них назовут конкретный момент в детстве, когда они стали заниматься наукой. Но я не стремлюсь помогать детям определиться с карьерой. Я хочу показать, что наука может быть другой, что это не обязательно готовые сложные знания, а процесс исследования.

На протяжении всего шоу Ян Рассел не перестаёт спрашивать у детей, что они думают, проводили ли они подобные опыты дома, призывает всё проверять самостоятельно. А вдруг это миф? А вдруг яйца, на которые вставала девочка, варёные? Для этого выбирают случайное яйцо и разбивают — нет, на этот раз всё по-честному.

Он говорит, что у котят и детей хорошо получается экспериментировать, а любознательность естественным образом подразумевает бардак, баловство и собственное исследование, пускай даже это будет «изобретением велосипеда».

— Нужно пересматривать традиции образования, теперь недостаточно просто давать информацию, — уверен Рассел. — Мы сходим с ума от информации, её так много, что не проблема её достать. Гораздо важнее дать ребёнку возможность познавать мир, чем просто ссылку на «Википедию». Если подавать науку, как то, что нужно выучить — конечно, детям станет скучно! Если дать детям просто информацию, можно занять их максимум на час. Но если оставить вопрос «почему» открытым, если дать им возможность понаблюдать лично, вдохновить их на исследования, то они будут учиться сами, и это станет для них самым интересным занятием.

Читать также:


Пусть меня научарт
Сибирский фестиваль наукоёмкого искусства «Яблоко Мёбиуса» попробовал скрестить науку и искусство и представить новый для Новосибирска тренд — sсience-art.


«Динозаврики» против стресса
Дети от 5 до 7 лет объясняют читателям Siburbia, что такое стресс.


Галина Юзефович: «Дети — это важно в жизни даже тех людей, у которых их нет»
Литературный критик Галина Юзефович рассказала читателям Siburbia о детском чтении, взрослых страхах и моде на осознанное родительство.


Добавить комментарий

Пожалуйста, введите имя

Обязательно

Введите верный адрес email

Обязательно

Введите свое сообщение

Siburbia © 2017 Все права защищены

.