Сибирская спелеодеревня
Текст и фотографии: Анна Груздева
Республика Хакасия, расположенная в Южной Сибири, — особенная, не похожая ни на какие другие территории часть нашего региона. Путешественников притягивают сюда мягкие степи и хребты южных гор, древняя шаманская культура и традиции разных этносов. Об этих солнечных краях мы ещё расскажем. А сегодня поделимся путешествием в хакасскую глубинку, где своей глубиной обладают как подземные пространства, так и наземный труд самых обычных людей.
Хакасский Детройт
Возле приземистого деревянного дома топчется терпеливая старушка. Ждёт хлеба.
— Доброе утро! Вам как всегда, две? — к её дому подъезжает небольшой грузовик, и водитель с улыбкой открывает двери машины. Морозный воздух смешивается с запахом свежего хлеба. В деревню Малая Сыя, что спряталась в Хакасии на берегу Белого Июса, хлеб привозят из соседнего Ефремкино.
Эта скромная деревня, вокруг которой раскинулись отроги Кузнецкого Алатау, кажется совсем необитаемой: днём здесь можно встретить только собак и лошадей, а вечером свет теплится всего в паре-тройке избушек.
В советское время в этой деревне было подсобное хозяйство золотодобывающего рудника «Коммунар», после распада которого осталось лишь полуартельное производство по обжигу кирпича и извести. По выходным в клубе крутили кино, а в деревенском магазине были консервы и сгущёнка. Сегодня в Малой Сые живёт около 15 человек, а о гастрономических изысках не стоит и мечтать. Но этот неприметный на первый взгляд уголок Хакасии известен любому спелеологу Сибири.
Научные споры
В окрестностях Малой Сыи и села Ефремкино спряталось более сорока пещер разных уровней сложности. По словам новосибирского исследователя Олега Доброва, «есть такие, в которые можно зайти лишь слегка пригнувшись и такие, где понадобится спускаться по верёвке десятки метров». В праздники и на каникулы в Малую Сыю приезжают как взрослые спелеотуристы, так студенты и школьники из Новосибирска, Томска, Красноярска, Иркутска и других сибирских городов. И тогда деревня наполняется звуками.
Первые сведения о здешних пещерах содержатся в работах учёных 18-го века, а до 1982 года в Малой Сые располагалась база института мерзлотоведения Сибирского отделения Академии наук СССР. Вообще это место, спрятанное в глубине Хакасии, в советское время было масштабной научной площадкой и дискуссионной ареной. В 1975 году новосибирский археолог Виталий Ларичев обнаружил стоянку древнего человека, относящуюся к периоду верхнего неолита. Примерная площадь этого поселения — 2–2,5 тыс. м?. При раскопках учёный нашёл большую коллекцию каменных орудий, кости оленей, сибирского горного козла, бизона и других животных, на которых охотились древние люди. А также, по его мнению, объекты искусства малых форм.
Трогать давние научные споры всё равно что будить пещерного льва, но факт остаётся фактом: Малая Сыя — богатое археологическими и культурными древностями место Хакасии, куда возвращаются молодые исследователи.
Музейные полки
Елена Руденко, у которой мы второй день одалживаем охапки дров для печки, как раз является хранителем уникальных древностей Малой Сыи и её окрестностей. Впервые Елена попала в деревню в 1980-е, когда была студенткой кафедры физиологии позвоночных Томского государственного университета. А в 1990-е переехала в это крошечное поселение жить.
— Здесь всегда была интересная спелеологическая тусовка: приезжали археологи, геологи, барды, разный другой неординарный народец. Очень увлекало интересное общение с ним. Мне нравится, что здесь можно самому выстраивать свой ритм жизни, не толкаясь с людьми в автобусе.
Елена и сама из таких же «неординарных» — своеобразный маяк для приезжающих в Сыю. На крыше пристройки рядом с её домом — тряпичный спелеолог в каске, во дворе — забытые приезжими старые ботинки, одежда и снаряжение, а дом женщины-зоолога изнутри похож на одну большую книжную полку. Пушистая серая кошка выпрыгивает из моих рук и бежит к котятам в коробке, в пороге желтеют гигантские тыквы с собственного огорода, а сама хозяйка звенит посудой, наливая мне вторую чашку чая. После обезоруживающей тишины Малой Сыи это нехитрое движение жизни особенно радует.
— Это зуб пещерного льва, — Елена достаёт с полки красивую блестящую кость. — Редкая находка, таких в Сибири очень мало, но они доказывают, что пещерные львы обитали не только в Европе, как считалось прежде, но и в Сибири.
Елена — хранитель небольшой музейной коллекции Малой Сыи, которую ещё в 1950-е годы начал собирать преподаватель и директор ефремкинской школы Фёдор Кириллов и томский учёный Владимир Дмитриев. Коллекция в советские времена жила на небольших полках её собирателей, а позже перекочевала в старенький дом. Сегодня деревенский музей, который больше похож на склад разномастных древностей, посещают все приезжие: опытные спелеологи, праздные туристы, любопытные школьники.
— Сейчас археологи целенаправленно пещеры не изучают: считают, что это не очень интересно, — Елена крутит в руках ценный артефакт, найденный красноярским школьником. — Поэтому ценные находки уходят по карманам, по частным коллекциям. Из-заэ того сведения об археологии наших пещер обрывочные, ведь люди, как правило, не фиксируют местоположение находки. Так и происходит разграбление и уничтожение культовых пещерных комплексов. Правда, недавно я встретила в Сые группу студентов из Иркутска, они собираются здесь что-то изучать.
Сама Елена часто бывает в подземных пространствах — ведёт мониторинг численности летучих мышей (по-научному, рукокрылых) в Археологической пещере. Результаты своих исследований передаёт зоологам Томского государственного университета и заинтересованным учёным. Вместе с мужем Петром, который держит в деревне гостиницу для приезжих, они самостоятельно строят новое здание музея. Всё-таки эта деревня давно уже популярная спелеологическая точка, где должно быть не только что-то для работы мышц и затвора фотокамеры, но и для головы и воображения.
Блуждающие в темноте
В Малой Сые есть как не слишком сложные пещеры вроде «Археологической», куда водят даже школьников, так и весьма серьёзные. Например, пещера Ящик Пандоры, название которой отсылает к древнегреческому мифу, — вторая по длине в Сибири после Большой Орешной в Манском районе Красноярского края. Эта пещера каскадом гротов, уклонов и колодцев уходит почти на двухсотметровую глубину, а вся система галерей и лазов вмещает около 400 озёр глубиной до 50 метров.
За последние 25 лет в пещере погибло три человека. У широкого входа в Ящик Пандоры висят мемориальные таблички спелеотуристов, лишний раз напоминая, что идти в столь непростую пещеру без надёжного инструктора и опыта — опасно.
Пещера Кашкулакская — или, в народе, пещера Чёрного дьявола — тоже одна из самых популярных в окрестностях Малой Сыи, но менее сложная. Этот археологический памятник сравнительно небольшой: протяжённость пещерных ходов составляет 820 метров, а их глубина всего 50 метров. Когда-то Кашкулакская пещера, как и большинство пещер в этих краях, была культовой: со времён каменного века шаманы, охотники, обитатели тайги и жители гор совершали здесь различные обряды, приносились в жертву животных.
Обвешанные килограммами спелеологического снаряжения, мы включаем налобные фонарики и углубляемся в плотную и пугающую темноту Кашкулакской пещеры. В её привходовой части встречаем подожжённые пучки бледно-розовой травы, лежащие полукругом. Очевидно, это место привлекает любителей мистики до сих пор.
— Кашкулакскую пещеру настолько разрекламировали, — иронично замечает Елена Руденко, — что товарищи «шаманы», которые стараются произвести впечатление на своих клиентов (а ведь зачастую их обряды лишь коммерческая деятельность), считают своим долгом взять в пещеру пучок чабреца или индийские благовония, спалить их и тем самым совершить «обряд очищения» или «общения с духами». От этого сильно страдает как экология пещеры, так и летучие мыши, численность которых за последние годы сильно упала.
Но, несмотря на нелепые истории с хакасскими шаманами, русскими колдунами и эзотериками, Кашкулакская пещера действительно имеет культурную ценность. Почти в центре первого грота можно увидеть сталагмит в форме фаллоса, который издревле был для язычников символом плодородия и продолжения рода. Учёные, исследовавшие Кашкулакскую пещеру с 1950-х годов, обнаружили возле него кострище, которому более двух тысяч лет.
Пространство пещеры не сравнить ни с одним другим. Там, где исчезает последний луч солнечного света, начинается лабиринт неведомого сырого города с глиняными и каменными улицами, полными физически ощутимой темноты и весящей под сводами гротов тишины. Ориентироваться в нём трудно: порода, из которой сложены стены кашкулакских переходов, галерей и даже натёчные образования, имеет абсолютно чёрный цвет. Я запрокидываю голову, пытаясь разглядеть блестящие от воды каменные глыбы, но стены полностью поглощают свет налобного фонаря.
Единственные существа, живущие в этой черноте — летучие мыши. В гроте Энтузиастов, куда мы спустились на веревке вдоль 25-метрового отвеса, их заметишь не сразу: мохнатые чёрные точки, уцепившись лапами за грубые стены пещеры, бесшумно висят вниз головой.
Выход из этого естественного анабиоза для летучих мышей равен смерти, поэтому соблюдение тишины в пещере — одно из непреложных правил спелеотуризма, и одна из его болезненных проблем.
— Пребывание людей в пещерах нарушает условия жизни рукокрылых, и эта проблема есть не только в Малой Сые, но и во всём мире, — зоолога Елену Руденко, которая самостоятельно окольцовывает летучих мышей в «Архейке», особенно заботит эта проблема. — В зарубежных государствах в пещерах, где живёт больше сотни летучих мышей, запрещено устраивать экскурсии, в России соответствующего законодательства нет. Да, в нашей стране, в отличие от Европы, в большинстве пещер летучие мыши ещё живут, но в нескольких из них популяции уже полностью уничтожены туристами. Если изменить поведение людей в пещерах, то и эти будут заново заселены мышами. Но пока ситуация противоположная.
– испачкаться пещерной глиной и грязью под присмотром опытного инструктора
– сходить в местный музей с археологическими и культурными находками и подержать в руках зуб пещерной гиены или льва
– взглянуть на медленное течение Белого Июса с одной из окрестных возвышенностей
– послушать тишину
Спелеотуризм сегодня активно развивается. Только в Малую Сыю на праздники приезжает порой от 200 до 300 туристов, желающих познакомиться с холодным подземным миром. Неудивительно, что в той же Кашкулакской пещере под ногами можно разглядеть не только кости животных, но и старые консервные банки, бумажные фантики и прочий мусор. Турфирмы активно предлагают и прокатное снаряжение в «заколдованные места», и работу инструктора (часто нерадивого), и баню, и фейерверк, и «карнавал, шабаш и пляски ведьм у костра», совершенно игнорируя тот факт, что пещеры — особенные природные комплексы со своим градусом жизни и со своими обитателями.
— Если и при входе в Археологическую пещеру просто посадят сторожа и будут выдавать всем желающим каски, фонарики или пускать внутрь неграмотных инструкторов, то для летучих мышей настанут плохие времена, — грустно размышляет Руденко о туристической инициативе Ширинского краеведческого музея, которую, к счастью, пока не пустили в жизнь.
Пещеры привлекают многих туристов не просто как уникальные по своей атмосфере пространства, но и как таинственные и загадочные места, где люди часто «испытывают нервозность, переходящую в панический страх», как нередко можно прочесть в интернете.
— Аня, посмотри, не идёт за тобой шаман? — шутят надо мной парни из команды: я замыкаю нашу цепочку. По легенде, в гроте Призраков Кашкулакской пещеры обитает дух шамана, который мстит людям, потревожившим его после смерти. А сама пещера за столетия поглотила много тёмной энергии, время от времени мистическим образом воздействующей на людей. Учёные ещё в 1980-х объяснили происходящие в Кашкулакской пещере странности меняющимися колебаниями электромагнитного поля, но разве кому есть до этого дело? Ботинки скользят по тёмной глине и сырым камням. Я оборачиваюсь в пустоту огромного грота. Позади только чернота.
Как добраться
Из Абакана до п. Коммунары с остановкой в Малой Сые ходят рейсовые автобусы, два раза в день. Билет обойдется в 330 рублей. На машине до деревни можно добраться из Красноярска и Томска разными путями, но непременно через п. Шира, а там, не заезжая в сам райцентр — сворачивать вправо, на дорогу, ведущую в п. Коммунар.
Где жить и питаться
Если вы идёте с опытным инструктором, то этого вопроса у вашей команды и не возникнет: скорее всего, руководитель знает пароли и явки. Но если вы ни разу не были в пещерах и хотите это исправить, то лучше искать инструктора в местных спелеологических сообществах и клубах или обратиться к местным. В п. Ефремкино (недалеко от которого расположена Кашкулакская пещера) есть турбаза «Томичка», где работают опытные инструкторы. Связаться можно с её руководителем, Мариной Жучковой (тел. 8-952-745-16-17). В деревне Малая Сыя можно созвониться с Еленой Руденко (тел. 8-913-058-35-26), она водит в одну из самых популярных, но оттого не менее интересных пещер — «Археологическую». У Елены же можно арендовать небольшую, но уютную избушку с печкой, нарами и большим столом за 150 рублей в стуки или заселиться в «Гостиный двор» Петра Осиповича с кухней, санузлом и постельным бельём за 500 рублей в сутки. Цивилизация — это хорошо, но где в городе вы сможете приготовить блины или оладьи на печи? Продукты в Малую Сыю нужно брать с собой, в турбазах есть кухни.
Важно!
В пещеру, даже самую лёгкую, вас обязательно должен сопровождать опытный инструктор, так как поход в глубокие подземные пространства как минимум требует специального снаряжения и одежды, не говоря о навыках страховки и прохождения сложных участков маршрута. Если вы всё-таки оказались в пещере в компании надёжных спелеотуристов, не мусорите, не кричите, а разговаривайте шёпотом, чтобы не разбудить живущих в гротах летучих мышей и тем самым не погубить их.