Текст: Сергей Парфенов
Фото: Антон Бунденко, Сергей Рогов
О том, как быть фотографом, а не просто человеком с камерой, а также о важности четко понимать свое направление в творчестве расскажет Антон Бунденко, основываясь на собственном опыте. Семинар в студии ZoomZoom рассчитан на 16 академических часов, но удобно поделен на тематические блоки. Бунденко будет говорить о съемке для журналов и рекламной фотосъемке, подготовке лукбуков и модельных тестах. Сам он проделывал все это тысячу раз. Работы молодого фотографа из Новосибирска печатал итальянский Vogue и S Magazine, покупала для своей одежды Zara, он снимал для Harm’s и L’Oreal. Но прежде чем назвать фотографом себя самого, ему пришлось пройти не один километр горных пород…
До прошлой осени фотография для Антона была чем-то вроде хорошего хобби. По профессии горный мастер, по полгода он проводил на самых непростых строительных площадках России: работал на реконструкции Саяно-Шушенской ГЭС, возведении олимпийских объектов в Сочи… А в сентябре вдруг решил: хватит. Написал заявление, собрал чемоданы и был таков. О том, как освоился в Москве, и что изменилось в жизни с тех пор, — банальный, но самый закономерный вопрос для начала беседы.
— Пожив в столице, стал подходить ко всему более профессионально, наверное. Четко понял грань между коммерческим и творческим. Раньше как было: что-то снимал, пытался продать, некоторые работы публиковали, в том числе и в Европе, некоторые были больше для себя. Сейчас же сложилось четкое понимание: что и для чего делаю. Работаю в ABA group — небольшом агентстве, которое специализируется в основном на портфолио для моделей. Есть и ряд не связанных с фешн-фотографией идей, которые, надеюсь, вот-вот перерастут в неплохие проекты.
Сидим в одном из томских кафе — в Томске недавно открылась выставка, на которой целый зал посвящен работам Бунденко. Белая рубашка, светлые брюки, начищенные ботинки — слишком опрятно для модного фотохудожника и слишком по-хипстерски для горняка.
— Решил, пользуясь случаем, встретиться с семьей — два года не видел маму. Вот и принарядился, — отмахивается Антон. Из родного Абакана в Томск к нему приехала целая куча родственников.
— Вот, все думают: Москва — город больших возможностей, — размышляет Бунденко, то и дело щелкая меня своей новой дорогущей камерой. — Но ведь это и очень сложный город: нужно крутиться, зарабатывать, а соблазнов много: тусовки, гулянки… Легко в этом во всем раствориться, потеряться, забыть, зачем приехал. Я четко осознал: чтобы жить в столице, нужно иметь цель.
— И какая она у тебя?
— Работа. Но я не хочу просыпаться по воскресеньям и говорить: «Черт, выходные заканчиваются!» — как это большинство делает. Я хочу просыпаться с мыслью, что выходные НАКОНЕЦ-ТО заканчиваются. Вот, в метро. Там не встретишь человека, который смотрел бы тебе в глаза. Все усталые, с кучей проблем в голове. Они сами их себе ежечасно создают и живут потом с ними. Я же хочу от своего дела получать удовольствие. Причем не только от результата, но и от процесса. А результат должен давать мотивацию для новых свершений.
— Тоже мне, удивил. Все в Москву работать едут…
— Но ведь там и правда больше возможностей для развития. Появилась однажды идея снять свой лукбук. Я только начал работать в ABA group, позвонил в контору и спросил, сколько будет стоить аренда студии. И очень сильно удивился, когда мне сказали, что нисколько: «Ты ведь у нас работаешь». В Новосибирске я о таком только мечтал… Понятно, что я должен выполнять заказы, и некоторые съемки могут показаться не такими интересными, как хотелось бы. Но в творчестве меня теперь никто и почти ничто не ограничивает. Более того, я могу обеспечивать себя с помощью фотографии.
— Не жалеешь, кстати, что распрощался с работой по основной специальности?
— Боялся, что спросишь. Жалею! И если честно, стройка меня до сих пор преследует. Недавно переехал в новую квартиру, и буквально сразу по соседству начали возводить жилой дом. А потом от товарищей поступило предложение, от каких не отказываются. Речь шла о промышленном гражданском строительстве – это очень стабильная работа, неплохой заработок. Но фотография все-таки перевесила.
— Если творчество встает на поток, велика вероятность, что вскоре оно таковым быть перестанет. Появится у тебя пять шаблонов для лукбука, десять — для модельной съемки… Нет таких опасений?
— Ну, если развиваться только горизонтально, то так оно и будет, конечно. И зависеть это будет не от меня, а от заказчиков. Есть ведь рамки, стандарты, которые диктует глянец. «Сделай мне как в Esquire!» А я, может, не хочу как в Esquire. Но это работа и ее надо делать до конца. Обычно я до последнего отстаиваю свою точку зрения, стараюсь человека убедить, что вот так — интереснее. Понравится ли по итогам моя задумка тем, на кого продукт рассчитан, вопрос другой. Поэтому часто приходится искать компромиссы, что нормально.
Хотя фотография — дело, в котором средний уровень не приветствуется. Здесь очень высокая конкуренция. Пробую новые методики съемки, пытаюсь работать с коллажем, пробрался вот в Британскую школу дизайна… А выполняя коммерческие заказы, стараюсь не испортиться, не уйти от тех стремлений, которые у меня были изначально. Я ведь очень долго искал себя в фотографии…
— Один из твоих мастер-классов в Новосибирске как раз и посвящен важности своего направления в творчестве.
— Чтобы понять, что твое, нужно перепробовать сотни вариантов. Я снимал пейзажи, предметы, фешн, и до сих пор снимаю. Но по-настоящему меня интересует только одно: люди. Они не статичны. Они не одинаковы. Их интересно исследовать, и фотография в таком случае — лишь инструмент, с помощью которого проводится исследование. А главный вывод, который ты можешь сделать, — это снимок, на котором человек такой, какой есть на самом деле. Без масок.
Мы смотрим фотографии 1960-х и можем понять, кто жил в то время, какой у этого времени был характер, и в этом прелесть портрета — с его помощью можно как нельзя лучше передать дух эпохи. Вот, мы сейчас с тобой разговариваем, я тебя щелкаю, и сегодня это сгодится разве что для аватарок на «ВКонтакте». А через 60 лет эти кадры что-нибудь расскажут о нашем времени. Замечательный композитор Людовико Эйнауди. Ребята-рокеры из Украины, которые готовятся взорвать мир своей музыкой. Магистр образования Садык Сабиров, который, потеряв все на родине, приехал в Россию и учит мигрантов русскому языку… Я хочу запечатлеть как можно больше таких людей — по-настоящему увлеченных своим делом. Но хочу не просто фиксировать окружение, а осознавать его, переосмысливать и определенным образом видоизменять…
— О чем еще будешь рассказывать на своем семинаре?
— Проще сказать, о чем не буду. Не будет каких-то заученных вещей: чтобы снять портрет, поставьте свет так-то. Буду говорить о ситуациях, с которыми сталкивался в своей практике, об интересных нюансах, услышанных от фотографов, с которыми работал. Хочу дать направление, чтобы каждый человек, который придет, понял для себя: те же световые схемы нельзя просто выучить — их надо понять. Для крутого портрета не всегда нужна студия: достаточно маленького рефлектора, солнечного света и двух отрезов черной марли, если хотите. Однако это не аксиома. Картинку надо чувствовать.
Однажды мне предложили снять для рекламы туфлю. Заморочился, свет поставил, поснимал с разных ракурсов — картинка получилась качественная, но скучная. Посмотрел и понял: я бы эту туфлю никогда не купил… Одна подруга посоветовала: «Не торопись, походи вокруг, присмотрись, представь, что это произведение искусства, подумай, что хотел сказать дизайнер, создавая ее». Ходил вокруг, наверное, неделю. И со временем увидел такие линии, такие изгибы… В итоге картинка получилась, может, и не такой качественной, но продукт представила в самом выгодном свете.
— Не устал от Москвы? Может, обратно?
— Ты что, только вперед! В Москве, конечно, большая суматоха, в которой очень просто сбиться с намеченного пути. Но кто говорит, что я планирую оставаться там надолго? Сейчас учу английский язык и ставлю перед собой уже новые цели. Очень хочу поехать в Лондон или в Милан ассистентом фотографа. Если ты всерьез решил заняться фотографией, нужно двигать туда, где рождается настоящее искусство.
Программа семинаров Антона Бунденко в студии ZoomZoom:
Программа семинаров Антона Бунденко в студии ZoomZoom:
— 28 апреля, 12.00. Журнальная съемка;
— 28 апреля, 16.00. Рекламная съемка;
— 29 апреля, 11.00. Модельные тесты;
— 29 апреля, 18.00. Лукбук.
Вход на первый мастер-класс свободный, за все следующие — 5 тыс. рублей. Запись по телефону: 8 (923) 101-95-19