Городские байки

Текст: Анна Груздева (Красноярск), Сергей Парфёнов (Новосибирск, Томск)
Фото: Алёна Рубанова, Фрол Подлесный, Мария Аникина
Иллюстрация: Лиля Матвеева

С наступлением лета всё больше людей хотят пересесть на велосипед, а не томиться в душной «железной коробке» по нескольку часов в день, добираясь до работы, спеша по делам или в гости. Однако горожан, пользующихся двухколёсным транспортом, в сибирских городах не становится больше. «Сибурбия» попросила трёх велосипедистов — из Красноярска, Новосибирска и Томска — проехать по их рабочему маршруту, устроив своеобразный тест-драйв городских дорог, и описать существующие проблемы и свои эмоции.


Анна Груздева, 24 года, Красноярск, журналист

Маршрут: пр. Свободный — ул. Мира
Расстояние: 8 км
Время в пути на автобусе в часы пик: 1,5 часа
Время в пути на велосипеде в часы пик: 40 минут

«Года три назад я пристрастилась кататься на велосипеде по ночам, летом: выезжаешь часа в три – возвращаешься в шесть. Это неописуемый кайф, когда на улицах – ни души, можно ездить по тихим паркам, слушать тишину, а утром здороваться с сонными уборочными машинами».

— Я использую велосипед как летний транспорт уже четыре года, и у меня сформировался свой хитрый маршрут, где я знаю почти каждую кочку, выбоину, бордюр и лужу, которые нужно объехать. Я «распрограммировала» этот маршрут в своей голове и попыталась проехать по знакомому пути как в первый раз.

Я не всегда езжу по проезжей части на велосипеде по множеству причин, и первая — это страх быть сбитой неадекватным или пьяным водителем: в Красноярске довольно хамоватое и нервное движение на дорогах. Вообще, ПДД запрещают движение велосипедиста по тротуару, но при таком раскладе в России мы со своими двухколёсными становимся почти бесправными — велодорожек нет, а встроиться в стремительное автомобильное движение попросту страшно или, бывает, почти невозможно.

Вслушиваться в передачу на «Серебряном дожде» я перестаю уже через пять минут езды в городе, потому что нужно максимально концентрироваться на дороге. Первый серьёзный перекресток — и на «зелёный» для пешеходов нагло проезжает тонированный джип, пока я, мой велосипед и три молодых человека идём по «зебре». В течение пути так будет ещё два раза: автомобилисты легко нарушают правила в отношении пешеходов с двухколёсным или без.

Уже через полчаса езды понятно: Красноярск — это настоящий полигон для горного велосипеда: перепрыгивай двадцатисантиметровые бордюры, проезжай по размокшему от дождя бездорожью с торчащей арматурой, лавируй между ямами на разбитых дорогах.

Бордюры же вообще собираешь как бонусы в компьютерной игре — каждые пять минут, только усилий для этого прилагать не нужно. Специальные спуски встречаются крайне редко.

В шесть вечера — самый час пик — машины идут довольно плотным потоком, поэтому пристраиваюсь к обочине. Но из-за разбитого асфальта я просто-напросто еду по глубоким грязным лужам после вчерашнего дождя, стараясь не свернуть зеркало у стоящих рядом машин.

Аня3

Аня4

Аня5

Аня6

В центре города дикие пробки, движение встало, и втиснуться между автомобилями становится невозможно (добавьте беспорядочно припаркованные иномарки на обочине). Выруливаю на пешеходную зону, где поджидает огромное количество наружной рекламы. Здесь у велосипедиста всегда есть выбор: наехать на беспечно прогуливающихся влюблённых и мам с колясками или врезаться в баннер с картошкой фри и жареной курицей. В итоге максимально сбавляю скорость, аккуратно лавируя между прохожими, чувствуя себя ненарочным нарушителем правил дорожного движения. Но таких, как я, — много: почти все увиденные велосипедисты двигаются по тротуарам из-за отсутствия велодорожек.

Ездить на велосипеде в Красноярске, например, от дома до работы — довольно стрессовое занятие, требующее постоянной концентрации внимания и сил. Мне удаётся использовать велосипед как транспорт благодаря объезженному маршруту и любви к двухколёсному другу.


Кирилл Останин (JoiJobs), 28 лет, Новосибирск. Делает украшения из натуральной кожи

Маршрут: : микрорайон Горский — метро «Красный проспект» — пл. Калинина — метро «Маршала Покрышкина» — ТРЦ «Аура»
Расстояние: 15,5 км
Время в пути на автобусе в часы пик: 3,5 часа
Время в пути на велосипеде в часы пик: 2 часа (с остановками)

«В позапрошлом году появилось ощущение, что машин стало настолько много, что дышать в городе просто невозможно, — говорит Кирилл Останин. — Тогда я купил маску, которая защищает от выхлопных газов и пыли. Без такого аксессуара от поездок на велосипеде никакой пользы — один вред».

— На велосипеде ты убиваешь сразу двух зайцев: поддерживаешь себя в форме и перемещаешься. Для людей с сидячим образом жизни вроде меня это оптимальный вариант успевать по делам и не захряснуть.Как только позволяет погода — а нынче она, скорее, не позволяет, — сразу сажусь на велик. На нём отправляюсь к клиентам, чтобы отдать заказы, езжу к поставщикам за материалами. Обычно мой маршрут охватывает оба берега, причем на правом это могут быть точки в противоположных концах.

…Выезжаю примерно в 9.30 и сразу утыкаюсь в огромную пробку на площади у коммунального моста. Ехать по дороге лучше не пытаться: здесь и для машин места мало, не то что для велосипедов. Но самое неприятное — поездка через мост: ветер, пыль, асфальт на пешеходной дорожке просто ужасный… Проезжаю, спешиваюсь, перехожу дорогу, еду дальше.

Широкие дороги чем хороши — места на них всем хватает. Поэтому предпочитаю ездить по проезжей части.

Скорость у меня немаленькая, все манёвры стараюсь показывать, так что справедливо считаю себя полноправным участником дорожного движения. Но так думают не все. Возле метро «Октябрьская» обруливаю подъезжающий к остановке троллейбус, как вдруг наперерез мне с центрального ряда начинает перестраиваться грузовичок. Тормозить поздно, приходится вылетать чуть ли не на центр дороги. Хорошо, там свободно…

Кирилл Joijobs Останин (1)

Кирилл Joijobs Останин (2)

Кирилл Joijobs Останин (3)

Кирилл Joijobs Останин (4)

Кирилл Joijobs Останин (5)

Кирилл Joijobs Останин (6)

Кирилл Joijobs Останин (7)

Периодически нужно резко оттормаживаться, потому что прямо перед тобой внезапно останавливаются автобусы и троллейбусы. Они не заезжают в специально оборудованные карманы — оттуда ведь ещё нужно выехать, — а высаживают пассажиров прямо посреди дороги. По выделенным полосам для общественного транспорта едут автомобили. Общественный транспорт щемится на центр проезжей части. Если коротко охарактеризовать новосибирский трафик, то это полнейшее бескультурье.

Водители забывают, что велосипед стал несколько другим. Он стал быстрее. Перед тобой резко выворачивают, подрезают, прижимают к поребрику.

Велосипедисты же в большинстве своём — идиоты. Вот он едет по тротуару, где ему, вообще-то, находиться нельзя, а вот он резко, никак себя не обозначив, выпрыгивает на дорогу прямо под колеса.Большинство происшествий, кстати, случается там, где велосипедисты двигаться не должны. Например, на пешеходных переходах.

Знать правила и соблюдать их должны все, кто выезжает в город на велике. Но и водителям нужно быть терпимее. Не надо строить никаких велодорожек, место для них можно найти на улицах, дублирующих ключевые магистрали — если там, конечно, перестанут беспорядочно парковаться. Но и без велодорожек всё было бы куда лучше, оставляй автомобилисты чуть-чуть пространства на обочинах для велосипедов. Нужно становиться культурнее. Тогда, быть может, и людей, предпочитающих двухколёсный транспорт, станет больше.


Максим Иванкин, 34 года, Томск. Менеджер проектов отдела разработки программного обеспечения

Маршрут: : ул. Косарева — пр. Академический
Расстояние: 7,5 км
Время в пути на автобусе в часы пик: 40 минут
Время в пути на велосипеде в часы пик: 40 минут

Велосипед Максим Иванкин оседлал только в 25 лет: «У меня папа — КМС по шоссейному велоспорту, в детстве отбил всё желание. А 9 лет назад я просто захотел и за день научился кататься».

Полуостров Рыбачий (север Кольского полуострова), мыс Крильон (остров Сахалин), гора Большой Иремель (Урал), перевал Джойский (Хакасия) — эти места на карте велопоходов Максима Иванкина занимают особое место. Все впечатления о своих поездках Максим бережно сохраняет в своём блоге.

— Не люблю ездить на работу на велосипеде. Если делать это постоянно, то катание превратится в рутину, и ты перестанешь получать от него удовольствие. Для рутины есть автомобиль.

Дороги в Томске, что и говорить, фиговые, особенно в центре: сплошные ямы и выбоины. Улицы узкие — город старый, разметка для велосипедистов совсем не приспособлена. И очень много машин. Больше всего напрягают канализационные люки и ливнёвки на обочинах центральных проспектов, где-то провалившиеся, где-то, наоборот, выпирающие. Получается, легче ездить дворами и по тротуарам. Но для этого нужно хорошо управляться с байком: такая езда — это слалом между прохожими.

Я живу в районе вокзала «Томск-I» — неподалеку от улицы Елизаровых. Это широкая магистраль, на ней почти нет ям и где-то от середины — светофоров. Из дома вышел в районе 11 утра — трафик в это время приличный. До Елизаровых добирался по тротуарам. Народу было немного, а вот на дороге машины железным ломом стояли. Дальше — по проезжей части до вокзальной площади, затем дворами, потому что впереди сложный перекрёсток. Ну, а после него — прямая дорога до Академгородка, где я работаю. Можно было поехать по тротуару, но по дороге быстрее и не нужно постоянно через бордюры перелезать.

Впечатления? Именно сегодня почему-то страшно воняло выхлопными газами. А вообще, всё прошло гладко. Разве что на перекрёстке меня самосвал обдал тёплой гарью, но ведь ему некуда деваться — в горку с места надо газовать.

Без происшествий обходится в большинстве поездок по городу, если знаешь маршрут и его особенности.

В целом, автомобилисты в Томске ведут себя корректно: большинство пытается подальше от тебя проехать или притормозить, чтобы ты мог яму обрулить. Главное — самому вести себя предсказуемо. Я стараюсь резких манёвров не совершать и рукой показывать, что буду поворачивать или отжиматься от обочины.

Никакой войны на дорогах нет. Если водители и притесняют велосипедистов, то не от большого желания. У них тоже ямы. В пробках машина, в отличие от байка, ограничена пространством. Кроме того, велосипедиста часто просто не видно.

Максим Иванкин  (1)

Максим Иванкин  (2)

Максим Иванкин  (4)

Максим Иванкин  (5)

Максим Иванкин  (6)

Максим Иванкин  (7)

Максим Иванкин  (8)

Тут проблем несколько и они глубже. Во-первых, ПДД: поведение велосипедистов на дороге регулирует один только 24-й пункт, и даже инспекторы ДПС не имеют чёткого представления, что делать с нашим братом. Во-вторых, чтобы обходилось без эксцессов, нужны велодорожки. В-третьих, велосипедисты должны знать правила. Даже если на узких разбитых улицах все участники движения будут вести себя адекватно, всё будет в порядке. Сегодняшняя моя поездка — тому пример.

Знаете, водителям самим надо покататься на байке по дороге, а велосипедистам хотя бы раз сесть за руль. Я и на машине, и на велосипеде езжу довольно давно, поэтому знаю, как себя вести и с той, и с другой стороны. Все проблемы из-за придурков, а их в каждом сообществе предостаточно.


Читать также:


«Бесплатные велосипеды». Запись 1
Красноярские энтузиасты решили предпринять первую попытку велошеринга в Сибири. О том, как собираются средства на проект, велосипеды готовятся ко встрече с обществом, а общество — к ответственности за бесплатное имущество — авторы проекта будут рассказывать сами в блоге на «Сибурбии».


«Бесплатные велосипеды». Запись 2
Красноярские «Бесплатные велосипеды» готовятся к запуску и сетуют в очередном письме на разницу между «лайками» и поддержкой.


Перемещение с мотором
Скутер — транспорт прагматичных городских романтиков. Почему, пересев на скутеры, выиграют не только их владельцы, и что мешает сделать скутеризм транспортной альтернативой в сибирских городах?


1 комментарий к статьеДобавить
  1. вот ключевое — надо вести себя предсказуемо!

1 pingback on this post
Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2019 Все права защищены

.