Текст: Елена Макеенко
Фото: http://garageccc.com/
Предуведомление: Это должна была быть рецензия на книгу Дэвида Брукса «Бобо в раю. Откуда берётся новая элита». Но так вышло, что рецензией автор не сумел ограничиться.
Ещё три года назад знаменитую книгу Ричарда Флориды «Креативный класс» нельзя было достать. В 2005 она вышла тиражом в две тысячи экземпляров и осела в библиотеках самых прозорливых. То же самое случилось с „Nowbrow“ Джона Сибрука в 2004. Сегодня Флорида — едва ли не флагманский автор издательства «Классика–XXI век»: переизданный бестселлер в неброской мягкой обложке продаётся в интернет-магазинах по цене, достойной букинистического Гегеля. Переизданный издательством Ad Marginem в совместной программе с центром культуры «Гараж» «Ноубрау» — чуть ли не самый модный нон-фикшн прошлого года.
Тот класс, который описал Флорида, потребители той культуры, которой придумал название Сибрук, только сейчас начали осознавать сами себя в России как общность. В массе своей они встретились где-то на пикниках «Афиши», а классового совершеннолетия достигли на условной Болотной. Именно в этих толпах, следящих одновременно за стилем одежды и стилем дискуссии, родилось некое «мы», которое сначала похоже было на мычание, но требовало немедленного обретения собственного языка. Вчерашние открытия американских журналистов и экономистов пришлись как нельзя кстати. Но лучшее, что появилось для «нас» на бумаге — книга Дэвида Брукса об американском образованном классе «Бобо в раю. Откуда берётся новая элита», своевременно изданная всё тем же богоспасаемым тандемом Ad Marginem-«Гараж». И хотя «Бобо» тоже была написана в двухтысячном, она имеет ряд преимуществ перед предшественниками.
Во-первых, это если не фундаментальное, то, по меньшей мере, основательное исследование. Рассказывая о том, откуда взялись бобо (bourgeois bohemian, богемная буржуазия), автор не поленился не только пересказать все хоть сколько-нибудь значимые в этом вопросе труды предыдущего столетия, но и обратиться к примерам из 19 и даже 18 веков. Во-вторых, книга рассматривает все важные сферы жизни нового класса — потребление, деловая жизнь, интеллектуальная жизнь, удовольствия, духовная жизнь, политика. В каждом из этих очерков Брукс приводит столько примеров и деталей, что образ наверняка визуализируется даже у тех, кто не дружит со зрительным каналом. В-третьих, интонация. Автор не скрывает, что и сам принадлежит к бобо и потому иронично смотрит на своих одноклассников, чтобы указать читателю, где его герои бывают смешны, а где могут перегнуть палку. Он с гордостью отмечает те позитивные изменения в американском обществе, которые произошли в последние двадцать лет благодаря бобо, но и трезво оценивает недостатки и слабые места новой элиты. В итоге текст увлекает, вдохновляет, смешит и даёт немало поводов задуматься.
Кто же такие бобо? Это люди, объединившие буржуазную практичность и романтику контркультуры. Образованные, целеустремлённые, трезво принимающие (и применяющие) идеалы революционных шестидесятых и так же трезво отдающие должное высокому качеству жизни. Главные критерии в жизни бобо — полезность и развитие в широком смысле слова. Всё, на что они тратят деньги и силы — полезно (для здоровья, профессионального роста, окружающей среды) и ведёт к новому опыту и самореализации.
Бобо умеют зарабатывать деньги, но считают важным не копить, а тратить их на новые впечатления. В работе бобо ищут раскрытия своего потенциала и выполнения социальной миссии, а организация их компаний стремится походить на экосистему — живой, гармоничный организм. Поэтому они почти живут на работе. Бобо самокритичны и миролюбивы, духовные ценности они черпают из ностальгии по прошлому (и не только своему), а заповедями для них служат правила ЗОЖ. Бобо выработали свою культуру и свои этические нормы, и, если верить Бруксу, сдвинуть их с верхушки общества практически невозможно.
Почему эта книга кажется актуальной сегодня в России? Ведь слово «бобо» уже дарили своим читателям глянцевые журналы и многотиражные газеты десять лет назад. Но тогда оно не прижилось по понятной причине. Богемной буржуазией в начале наших двухтысячных можно было назвать представителей истеблишмента в самом грубом значении этого слова. Сегодня такие ценности как меритократия, ответственное потребление, организация городской среды, социальная составляющая бизнеса и прочие стали элементами реальности гораздо большего количества людей.
Большинство из них молоды и только начали свою карьеру. Но, так или иначе, это комьюнити западного толка уже заметно задаёт тон в бизнесе, культуре и медиа.
Читая «Бобо в раю», диву даёшься, как социальная общность образованных людей может изменить к лучшему жизнь целой страны, просто устраивая её для себя и не особенно беспокоясь о национальной идее. В России эти же люди в последнее время обсуждают в твиттере и фейсбуке вопросы эмиграции, хотя, как уже было верно замечено, предпочитают страны по соседству от родины, потому что от идеи отказаться всё же не могут. И если уж Ad Marginem, не чуждое левизны, издаёт сегодня эту апологию «классного капитализма», то, вполне возможно, стоит отнестись к ней не просто как к культурологическому исследованию, а как к одному из возможных сценариев. Ну, или как к утопии, учитывая, что за «правящее большинство» функционирует здесь сегодня.