Перемещение с мотором

Текст: Роман Жайворон
Фото: Лена Франц

Мопеды и мотороллеры — основной вид индивидуального транспорта в Юго-Восточной Азии. Служащие средних лет на скутерах в шлемах и в деловых костюмах — типичная картина для европейских городов. Москва и Петербург тоже постепенно привыкают объезжать пробки с ветерком. Причина непопулярности малого мототранспорта в Сибири, казалось бы, очевидна — холодно. Но даже в летнее время есть немало субъективных причин, по которым мы упускаем еще одну возможность уменьшить пробки.

О преимуществах мопедов и скутеров члены Новосибирского скутер-клуба готовы говорить долго. Клуб существует около четырех лет, сегодня в нем несколько сотен человек, и в основном это не любители погонять и поковыряться в гараже, а те, кто пользуется этим транспортом регулярно. «Пробки задушили город, — говорит президент клуба Игорь Перлин. — У нас в клубе самые разные люди, с разным достатком, многие пересели с машин на скутеры».

Алексей Степаниденко: «С большим багажником и крышей удобно. Если выгонят с работы, всегда смогу прокормить семью — буду пиццу развозить».

Когда управляешь компактным скутером, любую пробку можно объехать, аккуратно протиснувшись между рядами машин. Это одно из главных преимуществ и основная причина, почему этот транспорт набирает популярность в городах. Однако здесь не все так гладко. Подводит культура вождения — считает основатель скутер-клуба Алексей Степаниденко: «Вы сидите в душной машине в пробке, и тут мимо спокойно проезжает скутер — зависть. Нас постоянно водители поджимают, причем сознательно. Особенно опасно весной, когда за зиму автомобилисты успели забыть, что существуют скутеры и мотоциклы».

Второе бесспорное преимущество — экономия. Сунув в окошко кассы АЗС 50 рублей, скутерист гордо говорит: «До полного!», и беззаботно ездит в среднем три дня.

Получается дешевле, чем на автобусе, и быстрее, чем на машине. Да и стоимость самого скутера, особенно подержанного, несоизмерима с расходами на покупку и обслуживание автомобиля.

«Преимущества мопеда — быстрота передвижения на короткие расстояния, экономия бензина. Ощущение свободы от передвижения на двух колесах, а не четырех».

Очевидно, что есть немало трудностей в эксплуатации скутеров в наших условиях. Причем, фактор погоды для скутеристов далеко не самый критичный. Экстремалы катаются до тех пор, «пока заводится», и даже снег не помеха. Большинство сходятся во мнении, что в Новосибирске вполне можно передвигаться на скутере 6-7 месяцев в году. Но столкнуться с некоторым дискомфортом все равно придется.

«Вся погода на тебе», — говорят скутеристы. Если у водителей уличная пыль оседает на машину, заставляя лишних раз ехать на мойку, то у скутеристов эта пыль на лице и во рту.

О дожде и говорить не стоит. Здесь не обязательна специальная экипировка или плотная одежда, как у мотоциклистов, но шлем и что-нибудь ветрозащитное придется надеть. Даже в жаркий день передвигаться на скутере прохладно, а к вечеру, если на вас шорты и майка, будет холодно. Полезно возить легкую водонепроницаемую куртку в рюкзаке.

Хранение и угон — другая головная боль владельцев мелкомоторного транспорта. Скутеристы рекомендуют использовать сразу три уровня защиты от угона: замок и блокировка руля, цепь, сигнализация. Этого вполне достаточно, чтобы оставить скутер на парковке супермаркета или у работы. Но ночевать на улице скутеру противопоказано. «Это такой транспорт, что его вдвоем можно унести, — говорит Алексей Степаниденко. — Это же как велосипед, только с мотором. С другой стороны, простой подержанный скутер стоит 10000 рублей. Есть ли смысл много вкладывать в защиту от угона?».

Если есть гараж — скутер защищен. По крайне мере, насколько защищены машины автовладельцев. Многие хранят скутер в подъезде собственного дома, пристегнув цепью к перилам, однако это небезопасно. Счастливые обладатели грузового лифта заводят свой транспорт прямо в квартиру.

Кто-то пользуется платными автостоянками, но с них скутеры угоняют довольно часто — владельцы стоянок обычно «не при делах».

Полиция ищет украденные скутеры крайне неохотно — признаются члены скутер-клуба. Обычно находят своими силами — рассылают описания пропажи по друзьям, прочесывают дворы, спальные районы, пустыри, рощи. Находят в половине случаев, порой просто брошенными в кустах, побитыми. Иногда даже приводят виновных — зачастую это подростки, решившие «просто покататься». Тогда в полиции радостно фиксируют раскрытое преступление.

«Бесшлемные» подростки, гоняющие вне правил, — корень ещё одной проблемы скутеристов — имиджа. Человек на скутере в нашем городе имеет плохую репутацию. В нем видят не того, кто предпочитает более удобный, экономичный и увлекательный способ добраться из точки А в точку Б, а безответственного инфантила, который представляет угрозу. По этой причине водители подрезают и прижимают, пешеходы ругаются, а сотрудники ДПС в конфликтных ситуациях обычно на стороне водителей.

Родион Шоцкий: «Есть возможность летом передвигаться быстрее. Почему бы не воспользоваться? Главное не падать».

Василий Байгин ездит на скутере в шлеме и мотоциклетном «панцире» — только в апреле ему удалось через суд доказать свою правоту в столкновении с автомобилем, которое случилось в сентябре прошлого года. Василий считает, что водители и скутеристы просто не умеют взаимодействовать: «Пусть человек захочет получить навыки управления скутером — ему негде учиться в нашем городе. Даже на категории «А» учат сдавать экзамены, но не ездить в городе. Как скутеристам, так и водителям не хватает противоаварийной подготовки».

Как ни парадоксально, проблема «опасных» скутеристов — следствие, казалось бы, большого преимущества пользования малым мототранспортом: скутеры не нужно регистрировать, получать номера и иметь водительские права (даже пресловутое ограничение в 50 кубов в реальной жизни почти не работает).

Если вы решили пересесть на скутер, то насколько вы знаете ПДД и реально умеете ездить — дело исключительно ваших личных ощущений и гражданской ответственности.

Стоит добавить, что нередко скутеристами становятся бывшие водители, которые лишились прав или банально разбили машину. Или те, кто не смог смириться с поправкой о «ноль промилле». «Лукавить не буду: когда был первый мопед, я тоже думал, что можно выпить и ехать — кто мне что сделает? — признается Игорь Перлин. — После первого серьезного падения без шлема пьяный не ездил».

Члены скутер-клуба привыкли, что каждую весну появляется законодательная инициатива регламентировать мелкий мототранспорт, но ситуация не меняется. Уверенность в том, что ничего в ближайшее время не изменится, иллюстрирует следующий факт: в Европейской части России сейчас пользуются спросом подержаные скутеры из Белоруссии, где есть технический регламент. Мототранспорт, на котором нельзя ездить, так как он не проходит технический контроль у нашего соседа, продают по сниженной цене в Россию, где контроль «демократичнее». Новосибирские скутеристы не против контроля: «Дебилов хватает и среди водителей, и среди скутеристов. Мы вообще за то, чтобы это регулировали, чтобы были права, требования ПДД, чтобы проверяли шлемы», — считает Алексей Степаниденко.

Кирилл Ульяницкий: «Это удобно в пределах 50 километров. Мопед — классная, но для меня, скорее, культурная штука, развлечение».

Пересаживаться на скутер в Новосибирске не очень комфортно даже летом: водители не уважают, нет выделенных полос, внезапные ямы, опасно оставлять. К тому же купить новый скутер по адекватной цене в городе непросто: скутеры попадают в Новосибирск через десять рук, сильно прибавляя в цене.

Однако скутер-культура постепенно развивается, так как у этого вида транспорта есть свой неотъемлемый шарм. Особенно, если речь идет о необычных скутерах.

В Новосибирске есть маленький клуб ретро-скутеров. Большая часть клуба живет и ездит в Академгородке. Егор Севастьянов, основатель клуба, пока ходит пешком: его скутер разобран в гараже, ждет, когда придут по почте флиппера — белые накладки на колеса, чтобы подчеркнуть ретро-вид. «На шоссе тяжело, особенно объезжать фуры: мощности не хватает, да и опасно. Но для города — это совсем не медленное средство передвижения. Быстрее метро. Лично меня ничего не останавливает, я могу куда угодно доехать на скутере», — говорит Егор.

Мопед и скутер — очень личное средство передвижения. Символ свободы, но еще не образ жизни, как мотоцикл: носить бороду и жилетку с черепами необязательно. Если создать в городе условия, то жертвовать удобством особо не придется. Один скутер — это минус одна машина в ползущем на грани нервного срыва потоке. Если в городе будет больше умеющих ездить скутеристов, то 6-7 месяцев году в Яндекс.пробках будет заметно меньше красных линий.

4 комментариев к статьеДобавить
  1. Классно, парни! Молодцы с большой буквы! Ретро-скутеры это стиль! Это искусство своего рода. Объединив людей с общими интересами Вы вносите огромный вклад с культуру нашего общества. Преобретаю скутер – вступаю в Ваши ряды!

  2. Есть мнение, что Алексей Степаниденко никогда не слышал о правилах дорожного движения. В частности о том, что ездить между рядами нельзя. Возможно это покажется не очень логичным на первый взгляд, но ПДД одинаковы для всех участников дорожного движения.
    Пример:
    Перекресток Титова и Пермская. При движении в сторону пл. Станиславского на этом перекрестке два ряда превращаются в один. Там же стоит знак сообщающий о том, что с правого ряда можно ехать ТОЛЬКО направо, а прямо уже едет левый рад. Однако часто там находится кто-нибудь, кто на знак даже и не смотрит и едет прямо. По правилам этого кого-то можно смело давить и будешь прав. Но по человеческим нормам этот кто-то всю зиму школьные обеды в кучку складывал, чтобы купить себе этот несчастный скутер. Так и получаются аварийные ситуации, когда водитель автомобиля должен ехать по правилам, а он совершает какой-то неправильный маневр, чтобы никого не задавить. В общем, ПДД надо знать, хоть ты на чем ездишь.

    Но с пунктом про культуру вождения я согласен. Ее у нас в городе действительно нет. Как нет и условий для мирного сосуществования двухколесного транспорта и всего остального.

  3. Алексей , прочитайте статью, там доходчиво написанно, почему ездят между рядов.
    http://msado.livejournal.com/2112060.html

  4. А как называется мопед на фтором фото, тот что по доставки пиццы. Игде его можно купить?

1 pingback on this post
Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2019 Все права защищены

.