Пересказываю — значит, существую


Евгений Антропов
куратор Центра устной истории
Музея города Новосибирска

Городская мифология — сложный феномен взаимодействия человека с урбанизированным пространством. «Легендарная» история Новосибирска насчитывает чуть более столетия, и большая ее часть родилась в советском культурном поле. Однако город не так понятен и прост, как может показаться.


Амбиции как фактор конкуренции

Мифология Новосибирска связана, прежде всего, с поддержанием необходимой для жителей статусности и тиражированием феномена столичности. Практическое призвание мифотворчества состоит в том, чтобы, с одной стороны, наполнить символическое пространство горожан, а с другой — обеспечить узнавание города за пределами областных границ.

При своей молодости город застал 3 самые значимые вехи новейшей истории страны: последнюю четверть века Российской империи, всю советскую эпоху и вот уже третье десятилетие новой России.

При своей молодости город застал 3 самые значимые вехи новейшей истории страны: последнюю четверть века Российской империи, всю советскую эпоху и вот уже третье десятилетие новой России. Эта уникальная многослойность мифологического подтекста отразилась в архитектуре и традициях, родословных и судьбах коренных сибиряков и переселенцев, в структуре городского сообщества, представляющего собой причудливую мозаику из самых разнообразных образов жизни. Попробуем проиллюстрировать каждую из прожитых городом вех характерной легендой, укладывающейся в «миф о новом сибирском городе».

a_1

a_2

a_3

a_4

Мифотворчество как инструмент маркетинга

Адрес Новосибирского театра оперы и балета — Красный проспект, 36.

В начале XXI века благодаря фантазии сообщества диггеров, сталкеров и руферов легенда о подземном городе под Новосибирским оперным театром разрослась до «бункера Сталина» с фашистской одеждой для ведения партизанской войны, огромными запасами продовольствия и разветвленной
сетью подземных коммуникаций, соединяющих разные районы
города.

Новый взгляд на величественное здание вызвал тогда широкое обсуждение символической роли в жизни города оперного, открывшегося в победном 1945 году. Успешное привлечение федеральных средств на реконструкцию театра можно считать не только совпадением, но и примером практической стороны городского мифотворчества.

Аффинажный (обработки золота) завод находится на пересечении улиц Бориса Богаткова и Кирова (ул. Кирова, 103). Через дорогу от ГПНТБ.

К универсальной мифологеме обогащения относится история с Новосибирским аффинажным заводом. В 1990-х годах «золотой» завод, эвакуированный в военные годы из Москвы под личным руководством Лаврентия Берии и выпускавший сотни тонн золота в год (в частности, оно использовалось при производстве первого космического спутника Земли), находился под угрозой полного закрытия из-за проблем
экологического характера и отсутствия инвестиций.

После проведения экспертизы обнаружилось, что стены и грунт на территории предприятия содержат огромное количество золота, накопившегося с технологическими потерями. Этого золота хватило на полную модернизацию оборудования и запуск производства.

«Золотой» ореол окутывал предприятие еще до распада Союза. Тогда горожане пересказывали страшную историю о том, как один рабочий не выдержал соблазна и проглотил крошечный кусочек золота, что было раскрыто контролером. Говорят, несчастному сначала сделали промывание желудка, а потом расстреляли.

Молва как «коллективное бессознательное»

Часовня во имя Святого Николая Чудотворца расположена в центре Новосибирска по адресу Красный проспект, 17а.

Самой результативной с точки зрения маркетинга легендой, в полной мере соответствующей вечной мифологеме столичности, стало коллективное бессознательное утверждение часовни во имя Святого Николая Чудотворца в качестве географического центра Российской империи. Построенная в 1914 году, снесенная в 1930-х годах «по просьбе
трудящихся» и восстановленная в 1993 году к столетию города,
часовня стала столпом веры новосибирцев и
укрепила мифологему о статусе столицы сибирского края и
третьего города России.

b_1

b_2

b_3

b_4

b_5

b_6

Чёртов камень можно увидеть возле поликлиники № 3 (Красный проспект, 3), справа от главного входа за забором.

К самым истокам городской мифологии относится классическое предание об «освящении места», известное горожанам как легенда о Чертовом камне. Любопытно, что эта история, скорее всего, была создана искусственно, однако проявила жизнеспособность. В 1897 году в начале Новониколаевского проспекта было решено построить большой
храм. Купцы из старого сибирского города Колывань,
предвидевшие коммерческую перспективу поселения на
пересечении Оби с Транссибом, решили заложить в
основание храма огромных размеров камень.

Новосибирск как книга считается слишком сырым и документальным материалом, чтобы быть интересным как художественная повесть.

Для перевозки гиганта из Колывани была сооружена специальная телега, на которой глыба с неимоверными трудами была доставлена к месту будущего храма. Однако, не довезя непосильную ношу всего сотню шагов, лошади вдруг испугались, рванули, и телега развалилась, а камень едва не задавил насмерть сопровождающего. Все усилия сдвинуть гранит с места оказались напрасными. Тогда решили, что в камне сидит бес, противящийся лечь в основание храма, и нарекли камень Чертовым. Сегодня, как показывает практика, камень с успехом может использоваться в туристско-экскурсионном проектировании. А уж тереть его, обходить по кругу или просто прикасаться — вопрос технический.

Чтение «городского текста» — практика далеко не новая. Новосибирск как книга считается слишком сырым и документальным материалом, чтобы быть интересным как художественная повесть. Однако основные сюжеты, читаемые между строк, близки и понятны любому человеку, ибо универсальны. Вопрос в редактировании этого текста.

Фото: Александр Бендюков

3 комментариев к статьеДобавить
  1. Действительно, Новосибирск до невозможного многослоен. Подчас даже грустно бывает от того, что за любыми красотами лепнин сталинок и зеркальных стекол новых бизнес-центров все равно будет забор с трафаретной рекламой, мусорка с выкинутой кроватью с панцирной сеткой и спящий бездомный, Тут-то и надо быстро связать это все в историю какого-нибудь мифологического незадачливого переселенца, иначе как примириться с ТАКИМ родным городом? :)

  2. Прекрасный текст, хотелось бы еще прочитать о масштабных градостротельных проектах, которые могли бы изменить облик Новосидбирска, но не были реализованы.

  3. Все безумно интересно… но где же «левый» берег??!! Ведь он же старее правого и там столько загадок!!

3 total pingbacks on this post
Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2024 Все права защищены

.