Пекка Тахкола: «Велосипеды — наше метро»

Текст: Настя Захарова
Фото: Лена Франц

Эксперты из Хельсинки и Оулу по приглашению Фонда имени Фридриха Эберта побывали в Новосибирске на конгрессе «Развитие снежных территорий». Они поделились с участниками конгресса опытом развития зимнего велосипедного движения в городах Финляндии и отметили, что раз климат у нас практически такой же, как у них, Новосибирск мог бы стать российской столицей велотранспорта.

Инженер гражданской инфраструктуры и планирования трафика, консультант администрации г. Оулу (Финляндия) по вопросам развития велоинфраструктуры от компании Navico Ltd Пекка Тахкола рассказал читателям «Сибурбии» о том, как сделать 50% поездок по городу велосипедными и какой для этого должна быть инфраструктура города.


— От кого в Оулу исходит инициатива по созданию велоинфраструктуры: от корпораций, от жителей, от власти?
Международный конгресс «Развитие снежных территорий» проходил в рамках проекта «Снежный сезон» 15-17 января в МВК «Новосибирск Экспоцентр».

— Инициатива о разделении движения изначально исходила от водителей грузовиков. От них поступило много обращений о том, что грузовики и велосипеды очень мешают друг другу на дорогах и с этим нужно что-то делать, разделять потоки. Но повсеместное разделение не было такой уж хорошей идеей, потому что оно привело к разделению велосипедистов и автомобилей там, где это не было необходимо. Например, на жилых улицах, где ограничена скорость движения, или на небольших центральных улицах, где инфраструктура для велосипедистов такая же, как для пешеходов: дорожки слишком узкие, повороты слишком крутые, видимость затруднена, и это влечёт за собой проблемы с комфортом, скоростью и безопасностью. Но тем не менее разделение было поддержано правительством.

Важно отметить, что у нас в Оулу ещё в 60-е годы очень много людей пользовалось велосипедами: по данным на 1962 год, 42% транспортных поездок были велосипедными. Нужно обращать внимание на такие моменты, чтобы власти могли учитывать их при составлении государственных планов.

— Вы говорили, что ваша компания консультирует город по поводу велоинфраструктуры, расскажите об этой практике.

— Ну вот, например, я Марека знаю (Марек Салермо — инженер Транспортного отдела при управлении городского планирования муниципалитета Хельсинки, эксперт конгресса «Развитие снежных территорий» — прим. Siburbia), потому что работал с его городом, Хельсинки, и мы разрабатывали вместе как раз городские планы и велосипедные парковки. А вообще я консультирую разные муниципалитеты: мы стараемся создать общую велосипедную сеть и интегрировать её в инфраструктуру.

Очень трудно выходить с велосипедными проектами и идеями на городской уровень, потому что это дорого. При комплексном строительстве велосипедных дорожек возникают определённые трудности. Например, возникает такая ситуация, что финансирование происходит из технического департамента муниципалитета, а конкретные плюсы от этого преимущественно получает медицинский, но он при этом ничего не финансирует. Приходится убеждать разные инстанции, что чтобы получить результат, необходимо тратить на это средства.

Нужно объяснять, что результат возможен и чаще всего он крайне выгоден — это мудрое вложение денег. Например, исследование, проведённое в Хельсинки, показало, что вложение одного евро приносит городу доход в восемь евро.
— Велоинфраструктура города предназначена не только для жителей, но и для туристов. Можете ли вы привести какие-то данные, как слава велостолицы влияет на туризм?

— Судя по опросам, как раз именно сеть велосипедных дорожек больше всего привлекает туристов в город Оулу. Правда, муниципалитет этого не понимает, и приходится проводить специальные pr-кампании и мероприятия, чтобы показать привлекательность города. Сейчас мы как раз пытаемся разработать маркетинговый план продвижения этой темы.

Ну и вообще у нас красивая сеть велосипедных дорожек. Специально разработано множество маршрутов, которые идут вдоль реки и в районе дельты реки, можно попасть на острова. Мосты оборудованы так, чтобы было удобно и пешеходам и тем, кто на великах.

На самом деле сейчас многие предпочитают экстремальный туризм, и здесь как раз наш город может им что-то предложить — мы столица зимнего велоспорта. У этого вида спорта большой потенциал. Например, ранней весной снежный покров такой плотный, что можно кататься на велосипеде практически где угодно, даже по кромке воды на побережье. Ну а если ты не экстремальный турист, то ты можешь со своей женой и детьми совершить велопрогулку длиной 5-6 километров к дельте реки по велодорожкам, наслаждаясь красотой природы, заезжая в кафе и всё такое.

— Кто больше катается на велосипедах, женщины или мужчины, какого возраста?

— Уровень активности мужчин и женщин практически одинаковый. Около 25% людей старше 74 лет по-прежнему ездят на своих велосипедах, по крайней мере время от времени, среди людей в возрасте 65–74 лет велосипедами пользуются 54%, а если говорить в целом о населении от 6 до 64 лет, то активных велосипедистов, по разным оценкам, от 70 до 90%.

— Какие цели преследуют велосипедисты? Скорее прагматические (дешевле и быстрее добираться куда нужно) или идейные — экология, имидж, тусовка?

— Кататься — это легко и быстро, удобно и дёшево, и это основные причины выбора этого вида транспорта.

Ну и вообще в Оулу как-то все всегда любили ездить на велосипедах, это такое наше местное метро, наша своеобразная идентичность.

Для нас это так же обычно, как прогулки. Вы так же можете спросить «Почему вы ходите пешком? Почему вы ездите на машине?».

— Оулу довольно старый город, но как людям удавалось и удаётся менять его инфраструктуру и архитектуру, подстраивая город для удобства велосипедистов?
Оулу — старейший город в Северной Финляндии, расположен на северо-западе страны, при впадении реки Оулуйоки в Ботнический залив Балтийского моря.

— Население всё время росло, за сорок лет оно выросло от 100 000 до 190 000, город всё время расширяется. В девятнадцатом веке было два крупных пожара, ещё один — в начале двадцатого, так что, учитывая что большинство зданий были деревянными, неудивительно, что старой инфраструктуры не так много осталось. А вообще, если мы строим новые трассы, то за пределами города, потому что там много пустого места. А когда планируется новая часть города, то это автоматический процесс: продумывается и закладывается заодно и велоинфраструктура. На карте видно, что велодорожки есть везде, даже в центре, для них тут достаточно места. Плюс у нас есть специальная система тоннелей для транспорта и пешеходов — никто никому не мешает.

— Сколько, как вы думаете, нужно времени такому городу, как Новосибирск, чтобы не только осознать необходимость велоинфраструктуры, но и построить её?

— Это зависит от того, сколько денег для этого доступно. И, конечно, всё зависит от политической ситуации. Вам нужно, чтобы были политическая воля и начало, без них ничего не произойдёт. В настоящее время в Оулу строится 17 дополнительных километров велосипедных дорожек в год. Это уже даже немножко излишне для нас, потому что они строятся в тех местах, где не очень нужны. И, конечно, у нас хороший уровень поддержания дорог, поэтому получается, что если мы создаём лишние, не слишком популярные велосипедные дорожки, очень дорого их потом чистить. Поэтому у нас сейчас возникла небольшая проблема с тем, что мы переборщили. Совсем чуть-чуть.


Читать также:


«Город обязан создавать альтернативу»
В одних сибирских городах власти уже включают в план велодорожки и парковки, в других — не скрывают, что думать о велосипедистах не собираются ещё лет тридцать. Почему Сибирь никак не усвоит европейский велоцентризм и возможен ли он здесь? Интервью с архитектором Антоном Шаталовым.


Городские байки
По просьбе «Сибурбии» велосипедисты из Красноярска, Новосибирска и Томска проехали свой обычный маршрут по городу и рассказали, с какими проблемами им пришлось встретиться на пути.


Колесо-обозрение
Велосипед — не только средство передвижения и спортивный снаряд, но ещё и художественная метафора, философский образ и друг человека. Анна Груздева посмотрела целую кучу фильмов, где велосипед играет важную роль, и выбрала самые интересные.


Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2019 Все права защищены

.