Текст: Настя Захарова
Фото: Лена Франц
Эксперты из Хельсинки и Оулу по приглашению Фонда имени Фридриха Эберта побывали в Новосибирске на конгрессе «Развитие снежных территорий». Они поделились с участниками конгресса опытом развития зимнего велосипедного движения в городах Финляндии и отметили, что раз климат у нас практически такой же, как у них, Новосибирск мог бы стать российской столицей велотранспорта.
Инженер гражданской инфраструктуры и планирования трафика, консультант администрации г. Оулу (Финляндия) по вопросам развития велоинфраструктуры от компании Navico Ltd Пекка Тахкола рассказал читателям «Сибурбии» о том, как сделать 50% поездок по городу велосипедными и какой для этого должна быть инфраструктура города.
— От кого в Оулу исходит инициатива по созданию велоинфраструктуры: от корпораций, от жителей, от власти?
— Инициатива о разделении движения изначально исходила от водителей грузовиков. От них поступило много обращений о том, что грузовики и велосипеды очень мешают друг другу на дорогах и с этим нужно что-то делать, разделять потоки. Но повсеместное разделение не было такой уж хорошей идеей, потому что оно привело к разделению велосипедистов и автомобилей там, где это не было необходимо. Например, на жилых улицах, где ограничена скорость движения, или на небольших центральных улицах, где инфраструктура для велосипедистов такая же, как для пешеходов: дорожки слишком узкие, повороты слишком крутые, видимость затруднена, и это влечёт за собой проблемы с комфортом, скоростью и безопасностью. Но тем не менее разделение было поддержано правительством.
Важно отметить, что у нас в Оулу ещё в 60-е годы очень много людей пользовалось велосипедами: по данным на 1962 год, 42% транспортных поездок были велосипедными. Нужно обращать внимание на такие моменты, чтобы власти могли учитывать их при составлении государственных планов.
— Вы говорили, что ваша компания консультирует город по поводу велоинфраструктуры, расскажите об этой практике.
— Ну вот, например, я Марека знаю (Марек Салермо — инженер Транспортного отдела при управлении городского планирования муниципалитета Хельсинки, эксперт конгресса «Развитие снежных территорий» — прим. Siburbia), потому что работал с его городом, Хельсинки, и мы разрабатывали вместе как раз городские планы и велосипедные парковки. А вообще я консультирую разные муниципалитеты: мы стараемся создать общую велосипедную сеть и интегрировать её в инфраструктуру.
Очень трудно выходить с велосипедными проектами и идеями на городской уровень, потому что это дорого. При комплексном строительстве велосипедных дорожек возникают определённые трудности. Например, возникает такая ситуация, что финансирование происходит из технического департамента муниципалитета, а конкретные плюсы от этого преимущественно получает медицинский, но он при этом ничего не финансирует. Приходится убеждать разные инстанции, что чтобы получить результат, необходимо тратить на это средства.
— Велоинфраструктура города предназначена не только для жителей, но и для туристов. Можете ли вы привести какие-то данные, как слава велостолицы влияет на туризм?
— Судя по опросам, как раз именно сеть велосипедных дорожек больше всего привлекает туристов в город Оулу. Правда, муниципалитет этого не понимает, и приходится проводить специальные pr-кампании и мероприятия, чтобы показать привлекательность города. Сейчас мы как раз пытаемся разработать маркетинговый план продвижения этой темы.
Ну и вообще у нас красивая сеть велосипедных дорожек. Специально разработано множество маршрутов, которые идут вдоль реки и в районе дельты реки, можно попасть на острова. Мосты оборудованы так, чтобы было удобно и пешеходам и тем, кто на великах.
На самом деле сейчас многие предпочитают экстремальный туризм, и здесь как раз наш город может им что-то предложить — мы столица зимнего велоспорта. У этого вида спорта большой потенциал. Например, ранней весной снежный покров такой плотный, что можно кататься на велосипеде практически где угодно, даже по кромке воды на побережье. Ну а если ты не экстремальный турист, то ты можешь со своей женой и детьми совершить велопрогулку длиной 5-6 километров к дельте реки по велодорожкам, наслаждаясь красотой природы, заезжая в кафе и всё такое.
— Кто больше катается на велосипедах, женщины или мужчины, какого возраста?
— Уровень активности мужчин и женщин практически одинаковый. Около 25% людей старше 74 лет по-прежнему ездят на своих велосипедах, по крайней мере время от времени, среди людей в возрасте 65–74 лет велосипедами пользуются 54%, а если говорить в целом о населении от 6 до 64 лет, то активных велосипедистов, по разным оценкам, от 70 до 90%.
— Какие цели преследуют велосипедисты? Скорее прагматические (дешевле и быстрее добираться куда нужно) или идейные — экология, имидж, тусовка?
— Кататься — это легко и быстро, удобно и дёшево, и это основные причины выбора этого вида транспорта.
Для нас это так же обычно, как прогулки. Вы так же можете спросить «Почему вы ходите пешком? Почему вы ездите на машине?».
— Оулу довольно старый город, но как людям удавалось и удаётся менять его инфраструктуру и архитектуру, подстраивая город для удобства велосипедистов?
— Население всё время росло, за сорок лет оно выросло от 100 000 до 190 000, город всё время расширяется. В девятнадцатом веке было два крупных пожара, ещё один — в начале двадцатого, так что, учитывая что большинство зданий были деревянными, неудивительно, что старой инфраструктуры не так много осталось. А вообще, если мы строим новые трассы, то за пределами города, потому что там много пустого места. А когда планируется новая часть города, то это автоматический процесс: продумывается и закладывается заодно и велоинфраструктура. На карте видно, что велодорожки есть везде, даже в центре, для них тут достаточно места. Плюс у нас есть специальная система тоннелей для транспорта и пешеходов — никто никому не мешает.
— Сколько, как вы думаете, нужно времени такому городу, как Новосибирск, чтобы не только осознать необходимость велоинфраструктуры, но и построить её?
— Это зависит от того, сколько денег для этого доступно. И, конечно, всё зависит от политической ситуации. Вам нужно, чтобы были политическая воля и начало, без них ничего не произойдёт. В настоящее время в Оулу строится 17 дополнительных километров велосипедных дорожек в год. Это уже даже немножко излишне для нас, потому что они строятся в тех местах, где не очень нужны. И, конечно, у нас хороший уровень поддержания дорог, поэтому получается, что если мы создаём лишние, не слишком популярные велосипедные дорожки, очень дорого их потом чистить. Поэтому у нас сейчас возникла небольшая проблема с тем, что мы переборщили. Совсем чуть-чуть.
Читать также:
«Город обязан создавать альтернативу»
В одних сибирских городах власти уже включают в план велодорожки и парковки, в других — не скрывают, что думать о велосипедистах не собираются ещё лет тридцать. Почему Сибирь никак не усвоит европейский велоцентризм и возможен ли он здесь? Интервью с архитектором Антоном Шаталовым.
Городские байки
По просьбе «Сибурбии» велосипедисты из Красноярска, Новосибирска и Томска проехали свой обычный маршрут по городу и рассказали, с какими проблемами им пришлось встретиться на пути.
Колесо-обозрение
Велосипед — не только средство передвижения и спортивный снаряд, но ещё и художественная метафора, философский образ и друг человека. Анна Груздева посмотрела целую кучу фильмов, где велосипед играет важную роль, и выбрала самые интересные.