Новый культурный сезон в Красноярске только начинает набирать обороты. Мы решили не составлять для вас афишу по принципу «на безрыбье и рак рыба», а написали только о «крупной рыбе» — достойном и разном кино, на которое не жалко потратиться с первой стипендии. Благо, фильмов в конце сентября хватит на всех.
Год назад Вуди Аллен ударил по зрителям тяжёлой артиллерией — прекрасной «Жасмин», а в этом году решил ослабить хватку и снял «Магию лунного света» — непринуждённую комедию о 20-х годах 20-го века с новыми для себя Эммой Стоун и Колином Фертом. Фокусник, симпатичная аферистка-медиум, Франция, лето… Да, Аллен выдаёт милую шутку, но, кажется, ему по-прежнему удаётся убедительно говорить просто о простом. В «Доме кино» идёт ещё одно приятное зрительское кино, которое вряд ли испортит пятничный вечер — «Большая афера» канадского режиссёра Дона МакКеллара с хорошим актёрским составом (например, Брендан Глисон, сыгравший священника в «Голгофе» МакДона), незатейливым, но душевным юмором и «размышлениями о правомерности лжи во благо». Про «Люси» — новый фильм Люка Бессона, идущий в прокате, — напоминать как-то даже излишне.
Конкуренцию нестыдным зарубежным фильмам — что, согласитесь, бывает редко — составляют нестыдные русские картины. Нет, речь не про таёжный триллер «Беглецы» с Елизаветой Боярской, а про конкурсные картины с последнего «Кинотавра». С 25 сентября в Красноярске можно увидеть фильм Ивана И. Твердовского «Класс коррекции» — вольную экранизацию повести Екатерины Мурашовой о школьнице-«колясочнице», которая после домашнего обучения попадает в школу для детей с различными физическими отклонениями, а дальше — «и жизнь, и слёзы, и любовь», и российская школа. В социальной драме критики рассмотрели немного Германики, немного «Чучела», немного Триера, немного библейских историй, поворчали, но приз за лучший дебют дали. «Велком хом» — фильм Ангелины Никоновой о жизни эмигрантов в Нью-Йорке, также показанный на последнем «Кинотавре», — тоже ещё можно увидеть в «Доме кино». В 2011-м вместе с Ольгой Дыховичной Никонова сняла удачный «Портрет в сумерках» в российских реалиях, тем интереснее, что получилось у режиссёра про реальность за океаном.
И про «Ещё»: со 2 октября (ради такого можно и забежать вперёд) в «Доме кино» будут показывать первый фильм о легендарной рок-группе «АукцЫон», который режиссёр Дмитрий Лавриненко снимал последние семь лет. Главные слова здесь «АукцЫон», «первый», «семь лет» и «музыка». Дальше вы и сами знаете.
В «Доме кино» ожидается мощное обращение к классике: с 24 по 28 сентября проект SiberiaDOC, при поддержке Французского Института (Москва), представит в Красноярске ретроспективу французского режиссёра Криса Маркёра. Лауреат Берлинского и Венецианского кинофестивалей, обладатель премии «Сезар», автор уникальных по экспрессии документальных фильмов, широкой публике Маркёр в основном известен по своей короткометражке «Взлётная полоса» (она официально стала основой для картины Терри Гиллиама «12 обезьян»).
Несмотря на то, что Крис Маркёр продвигал в Европе советское экспериментальное кино, а среди его кумиров, помимо Акиры Куросавы, были Андрей Тарковский и Александр Медведкин, широкому кругу людей в России он так и остался неизвестен. Кураторы проекта SiberiaDOC решили это исправить.
«Крис Маркёр, безусловно, опережал время. И не только своё (а он начал снимать кино в 1950-е), но и наше, — говорит Кристина Даурова. — Его фильмы — это яркие образы. И в то же время в них очень много литературы. Сам он определял их как киноэссе. Он как будто писал письма камерой. Письма самому себе или письма своим друзьям, или просто случайным людям. А может быть, своим потомкам, то есть нам? Последний фильм нашей ретроспективы так и называется — «Письмо из Сибири» (1957 год). И мне кажется нам, живущим сейчас и здесь, просто необходимо это письмо увидеть».
Режиссёр, фотограф, журналист — Крис Маркёр на просьбу выслать свою фотографию для интервью всегда отправлял изображение кота. Пожалуй, ретроспектива — хороший повод разобраться, что творилось в голове этого странного, но большого режиссёра. Тем более специальным гостями мероприятия станут Арно Ламбер, автор книги о режиссёре «Also known as Chris Marker» и Элен Шатлен, режиссёр-документалист, переводчик и исполнительница главной роли во «Взлётной полосе».
Подробнее о фильмах, вошедших в ретроспективу, и о времени показов можно узнать на сайте «Дома кино» или здесь.