Текст: Мария Панихина
Фотографии: Антон Петров
Современная мультипликация всё уверенней встраивается в общую визуальную культуру во всём мире. Неудивительно, что III Международный фестиваль экранных и медиаискусств в этом году порадовал красноярцев обширной анимационной программой. Мы поговорили с гостьей фестиваля Юлией Рудицкой — режиссёром, аниматором и преподавателем школы-студии «ШАР» о том, как проходят учебные будни молодых аниматоров, чем российские анимационные школы отличаются от западных и как можно продвинуть собственный мультфильм.
— Как выглядит будний день студента школы-студии «ШАР»?
— Это такой сумасшедший дом! Все студенты говорят, что у них неделя проходит, как год, потому что учёба — это очень насыщенный процесс с постоянным поглощением большого количества информации. Теория, просмотры фильмов, практика. Просмотры в программе необходимы, во-первых, чтобы не изобретать велосипед, всё-таки придумать что-то новое всегда интереснее. Во-вторых, необходимо быть в культурном контексте, использовать эту игру с цитатами в своих мультфильмах. Но большую часть дня занимает практика. Аниматор, как и представитель любой творческой профессии, должен постоянно что-то рисовать и придумывать. Сюжеты и идеи иногда приходят действительно во сне, в метро, во время еды. Идеи необходимо накапливать, и это особенно хорошо получается, пока ты студент: во время учёбы у тебя есть чёткие временные рамки, в которые ты должен уложиться и сделать свой проект. Поэтому необходимо не бояться экспериментировать. Существуют даже специальные техники возникновения идей.
— Что-то вроде уроков придумывания?
— Да, это может происходить по-разному. Например, идея может родиться от работы с литературным источником или эскизами. Есть аниматоры, которые придумывают фильм из логических и драматургических конструкций.
— Наверняка, как и в обычных художественных училищах или институтах, у аниматоров есть такой период под названием «просмотр» или по-простому — сессия?
— На мастерских с преподавателями режиссуры всегда есть задание и временные рамки. Такие правила игры, которые задают студентам мастера. Каждый этап обсуждается с мастером. Ежегодно студент сдаёт проект-курсовую и дипломный проект, потом «диплом» входит в альманах «Волшебный фонарь».
— А в чём, на ваш взгляд, особенности анимационного образования в России? И какие школы, студии сегодня самые известные?
— В России есть несколько мест, где сейчас готовят специалистов в области анимационного кино: отделение во ВГИКе, школа-студия «ШАР», университет кино и телевидения в Санкт-Петербурге, ещё пара школ. Но для такой большой страны это, конечно, капля в море.
Это, конечно, даёт свой результат. В России своя богатая анимационная традиция, у всех школ есть свои сильные стороны и замечательные фильмы выпускников. Но школ явно недостаточно.
— А у аниматоров в России есть своё профессиональное сообщество, где можно получить помощь или предложить её другому?
— Мне кажется, есть сообщество, внутри которого немного участников, но оно охватывает весь мир. Среди аниматоров я не замечала разногласий вроде «нет, я не хочу делиться своей идеей, это мой проект!». Аниматоры очень открытые люди, поэтому часто можно обратиться за помощью. Хотя бывают и исключения, конечно.
— Вы проходили стажировку в школе анимации Gobelins в Париже. В последнее время многие аниматоры в СМИ упоминают позитивный опыт обучения на этой студии.
— Gobelins — как раз пример работы слаженного профессионального сообщества аниматоров. У них мне очень понравилась организация обучения. В группе по пять человек, каждый остаётся режиссёром, но выполняет разные функции (от рисовальщика до монтажёра) и на протяжении проекта оттачивает свои навыки, при этом работая в команде. Я бы рекомендовала такую методику обучения анимации в нашей стране. Например, в швейцарской академии анимации в Люцерне действует та же схема работы студии.
— Что ещё было важным для вас в опыте обучения в Gobelins, кроме необходимости командной работы?
— Gobelins готовит настоящих профессионалов. Помимо практических занятий была эстетика, современные технологии, 3D, другие интересные вещи. При этом Gobelins не скрывают, что готовят сотрудников для DreamWorks и Pixar. Практически сразу после диплома эти студии забирают студентов. Но проблема в том, что проработав там год-два, многие увольняются, чтобы делать что-то своё.
Для меня удивительной была и дисциплина в этой французской школе. Если нужно прийти в восемь утра — студенты приходят в 08.00, а не в 08.01. Дедлайны не переносятся, и это большое отличие от работы на российских студиях, где допускаются вольности в работе.
— И всё-таки вы вернулись после стажировки на студию «ШАР», а не отправились работать на «Pixar».
— Просто мне гораздо интереснее работать над своими проектами. Моя душа неспокойна, пока я не реализую что-то своё. Это очень сложный путь. Наверное, каждый художник однажды выбирает: собственные проекты или работа над коммерческими задачами.
— Минувшей весной журнал «Сноб» в рамках спецпроекта, посвящённого лучшим фильмам молодых российских режиссёров, показал мультфильм «Пишто уезжает» Софьи Кендель, выпускницы «ШАРа». Спецпроект вызвал большой интерес у любителей анимации и тех, кто только присматривается к ней. Как вы к такому способу разговора о мультипликации относитесь?
— Такие разговоры нужны, ведь отдельный человек не может сам обработать всё то гигантское количество информации, которое поступает. Даже в нашем мультипликационном море можно утонуть.
— А какие вообще есть пути продвижения своего мультфильма в России? Есть какие-то сценарии творческого развития у выпускников студий, школ, которые не видят себя вне анимации?
— Хороший вопрос. Думаю, путь у каждого свой, главное, чтобы фильм был интересным, тогда он обязательно без внимания не останется. Он будет жить даже независимо от желания автора. Безусловно, помогают фестивальные показы и, в первую очередь, интернет. Выпускникам студий и анимационных школ могу только пожелать большого терпения, упорства, и чтобы преодоление трудностей не убило в них желание творить. Хотя это очень нелегко. Но вообще, мне кажется, если заниматься искренне любимым делом — а в анимации иначе не получается — то путь найдётся. Сейчас мультипликационное производство развивается, и аниматоры (особенно хорошие аниматоры) очень востребованы. Так что, если ты профессионал — не пропадёшь. Хотя, ещё раз повторю: нужно быть готовым к трудностям и к тому, что придётся очень, очень много работать и постоянно учится новому.
— Как вы думаете, в России имеет смысл поднимать специальный рекламный шум вокруг премьеры мультфильма или это не работает?
— Наверное, организацией «шума» должен заниматься продюсер. Конечно, это имеет смысл, особенно при продаже лицензии или прокате на телевидении. Но мультфильмы сейчас лучше просматривать в фестивальном формате, непрерывно, рефлексируя после большого просмотра картин и выделяя для себя ценные работы. Ну и интернет не даст пропасть интересу к анимации. Поэтому разговоры о ней и реклама мультфильмов обязательно должны быть.
— А на телевидении готовы показывать современную анимацию, и нужна ли она там сегодня?
— Если говорить о коммерческой анимации, о сериалах, то, безусловно, на телевидении она сейчас очень востребована.
Хочется надеяться, что когда-то эта ситуация изменится. Но анимацию лучше смотреть в кинозале, это совсем другие впечатления.
— А как интернет может помочь не только поддержать интерес к анимации, но и кормить её? Конечно, хорошо, когда мультфильм художника знают, любят, пересылают друг другу на стену в социальных сетях, но ведь автору от этого лишняя копейка не перепадает.
— Поддерживать художников, конечно, нужно! Сейчас набирает силу новый формат поддержки проектов в интернете (анимационных в том числе) — это платформы типа kickstarter и другие, где каждый сочувствующий может поддержать проекты фильмов не только морально, но где буквально «всем миром» можно собирать деньги на фильм. Ну а когда мультфильм уже пошёл в жизнь, думаю, практически невозможно автору что-то заработать непосредственно на показах в сети.
— Недавно в Москве прошёл Большой фестиваль мультфильмов, в меньшем формате он проходит и в Красноярске. На московском фестивале в этом году уже второй раз отбирали художников со всего мира на Animalab. Этот практический интенсив проходил на базе студии «ШАР», но тему лаборатории держали в секрете. Вы можете сейчас раскрыть эту тайну и рассказать, как всё прошло?
— Это очень интересный интенсив. Задание лаборатории всех порадовало: создать хоррор-трейлер к полнометражному фильму про Золушку. У студентов загорелись глаза, можно было создавать всё что угодно, совершенно брутальное на контрасте с прекрасной сказкой. Результат получился очень интересным, его можно посмотреть на видео-хостинге БФМ.
Читать также:
Возвести в мульт
В конце марта в Красноярске прошел VI Большой фестиваль мультфильмов. Анна Груздева посмотрела почти всю программу, чтобы поделиться самым интересным из мира современной анимации.
Что он курил?
Голландские аниматоры показали в Новосибирске лучшие фильмы с фестиваля KLIK! и рассказали Siburbia о том, какой должна быть анимация, и почему делать фильмы интереснее, чем стулья.
Jens, he is
Берлинский художник-комиксист Йенс Хардер о сибирских медведях, комиксах как СМИ и Линор Горалик.