«Даже в нашем мультипликационном море можно утонуть»

Текст: Мария Панихина
Фотографии: Антон Петров

Современная мультипликация всё уверенней встраивается в общую визуальную культуру во всём мире. Неудивительно, что III Международный фестиваль экранных и медиаискусств в этом году порадовал красноярцев обширной анимационной программой. Мы поговорили с гостьей фестиваля Юлией Рудицкой — режиссёром, аниматором и преподавателем школы-студии «ШАР» о том, как проходят учебные будни молодых аниматоров, чем российские анимационные школы отличаются от западных и как можно продвинуть собственный мультфильм.

— Как выглядит будний день студента школы-студии «ШАР»?

— Это такой сумасшедший дом! Все студенты говорят, что у них неделя проходит, как год, потому что учёба — это очень насыщенный процесс с постоянным поглощением большого количества информации. Теория, просмотры фильмов, практика. Просмотры в программе необходимы, во-первых, чтобы не изобретать велосипед, всё-таки придумать что-то новое всегда интереснее. Во-вторых, необходимо быть в культурном контексте, использовать эту игру с цитатами в своих мультфильмах. Но большую часть дня занимает практика. Аниматор, как и представитель любой творческой профессии, должен постоянно что-то рисовать и придумывать. Сюжеты и идеи иногда приходят действительно во сне, в метро, во время еды. Идеи необходимо накапливать, и это особенно хорошо получается, пока ты студент: во время учёбы у тебя есть чёткие временные рамки, в которые ты должен уложиться и сделать свой проект. Поэтому необходимо не бояться экспериментировать. Существуют даже специальные техники возникновения идей.

— Что-то вроде уроков придумывания?

— Да, это может происходить по-разному. Например, идея может родиться от работы с литературным источником или эскизами. Есть аниматоры, которые придумывают фильм из логических и драматургических конструкций.

— Наверняка, как и в обычных художественных училищах или институтах, у аниматоров есть такой период под названием «просмотр» или по-простому — сессия?

— На мастерских с преподавателями режиссуры всегда есть задание и временные рамки. Такие правила игры, которые задают студентам мастера. Каждый этап обсуждается с мастером. Ежегодно студент сдаёт проект-курсовую и дипломный проект, потом «диплом» входит в альманах «Волшебный фонарь».

— А в чём, на ваш взгляд, особенности анимационного образования в России? И какие школы, студии сегодня самые известные?

— В России есть несколько мест, где сейчас готовят специалистов в области анимационного кино: отделение во ВГИКе, школа-студия «ШАР», университет кино и телевидения в Санкт-Петербурге, ещё пара школ. Но для такой большой страны это, конечно, капля в море.

Для сравнения, в той же Южной Корее, где настоящий бум анимации и очень интересная современная анимационная культура (как коммерческая, так и авторская), этих школ сотни.

Это, конечно, даёт свой результат. В России своя богатая анимационная традиция, у всех школ есть свои сильные стороны и замечательные фильмы выпускников. Но школ явно недостаточно.

— А у аниматоров в России есть своё профессиональное сообщество, где можно получить помощь или предложить её другому?

— Мне кажется, есть сообщество, внутри которого немного участников, но оно охватывает весь мир. Среди аниматоров я не замечала разногласий вроде «нет, я не хочу делиться своей идеей, это мой проект!». Аниматоры очень открытые люди, поэтому часто можно обратиться за помощью. Хотя бывают и исключения, конечно.

— Вы проходили стажировку в школе анимации Gobelins в Париже. В последнее время многие аниматоры в СМИ упоминают позитивный опыт обучения на этой студии.

— Gobelins — как раз пример работы слаженного профессионального сообщества аниматоров. У них мне очень понравилась организация обучения. В группе по пять человек, каждый остаётся режиссёром, но выполняет разные функции (от рисовальщика до монтажёра) и на протяжении проекта оттачивает свои навыки, при этом работая в команде. Я бы рекомендовала такую методику обучения анимации в нашей стране. Например, в швейцарской академии анимации в Люцерне действует та же схема работы студии.

— Что ещё было важным для вас в опыте обучения в Gobelins, кроме необходимости командной работы?

— Gobelins готовит настоящих профессионалов. Помимо практических занятий была эстетика, современные технологии, 3D, другие интересные вещи. При этом Gobelins не скрывают, что готовят сотрудников для DreamWorks и Pixar. Практически сразу после диплома эти студии забирают студентов. Но проблема в том, что проработав там год-два, многие увольняются, чтобы делать что-то своё.

Да, некоторые аниматоры, работая на большой студии год или полтора, видят на экране две секунды собственной чистой работы и удовлетворяются. Но есть режиссёры, которым необходимо работать над чем-то своим, отдельным, каждый день.

Для меня удивительной была и дисциплина в этой французской школе. Если нужно прийти в восемь утра — студенты приходят в 08.00, а не в 08.01. Дедлайны не переносятся, и это большое отличие от работы на российских студиях, где допускаются вольности в работе.

— И всё-таки вы вернулись после стажировки на студию «ШАР», а не отправились работать на «Pixar».

— Просто мне гораздо интереснее работать над своими проектами. Моя душа неспокойна, пока я не реализую что-то своё. Это очень сложный путь. Наверное, каждый художник однажды выбирает: собственные проекты или работа над коммерческими задачами.

— Минувшей весной журнал «Сноб» в рамках спецпроекта, посвящённого лучшим фильмам молодых российских режиссёров, показал мультфильм «Пишто уезжает» Софьи Кендель, выпускницы «ШАРа». Спецпроект вызвал большой интерес у любителей анимации и тех, кто только присматривается к ней. Как вы к такому способу разговора о мультипликации относитесь?

— Такие разговоры нужны, ведь отдельный человек не может сам обработать всё то гигантское количество информации, которое поступает. Даже в нашем мультипликационном море можно утонуть.

«Крот на море», 2012, режиссёр Анна Кадыкова

«Крот на море», 2012, режиссёр Анна Кадыкова

«Хеломские обычаи», 2005, режиссёр Ирина Литманович

«Хеломские обычаи», 2005, режиссёр Ирина Литманович

«Штормовое предупреждение», 2011, режиссёр Александр Шадрин

«Штормовое предупреждение», 2011, режиссёр Александр Шадрин

«Пишто уезжает», 2013, режиссёр Софья Кендель

«Пишто уезжает», 2013, режиссёр Софья Кендель

«Человек с ветром в голове», 2009, режиссёр Павел Сухих

«Человек с ветром в голове», 2009, режиссёр Павел Сухих

«Человек с Луны», 2002, режиссёр Оксана Черкасова

«Человек с Луны», 2002, режиссёр Оксана Черкасова

«Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», 2009, режиссёр Андрей Хржановский

«Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», 2009, режиссёр Андрей Хржановский

— А какие вообще есть пути продвижения своего мультфильма в России? Есть какие-то сценарии творческого развития у выпускников студий, школ, которые не видят себя вне анимации?

— Хороший вопрос. Думаю, путь у каждого свой, главное, чтобы фильм был интересным, тогда он обязательно без внимания не останется. Он будет жить даже независимо от желания автора. Безусловно, помогают фестивальные показы и, в первую очередь, интернет. Выпускникам студий и анимационных школ могу только пожелать большого терпения, упорства, и чтобы преодоление трудностей не убило в них желание творить. Хотя это очень нелегко. Но вообще, мне кажется, если заниматься искренне любимым делом — а в анимации иначе не получается — то путь найдётся. Сейчас мультипликационное производство развивается, и аниматоры (особенно хорошие аниматоры) очень востребованы. Так что, если ты профессионал — не пропадёшь. Хотя, ещё раз повторю: нужно быть готовым к трудностям и к тому, что придётся очень, очень много работать и постоянно учится новому.

— Как вы думаете, в России имеет смысл поднимать специальный рекламный шум вокруг премьеры мультфильма или это не работает?

— Наверное, организацией «шума» должен заниматься продюсер. Конечно, это имеет смысл, особенно при продаже лицензии или прокате на телевидении. Но мультфильмы сейчас лучше просматривать в фестивальном формате, непрерывно, рефлексируя после большого просмотра картин и выделяя для себя ценные работы. Ну и интернет не даст пропасть интересу к анимации. Поэтому разговоры о ней и реклама мультфильмов обязательно должны быть.

— А на телевидении готовы показывать современную анимацию, и нужна ли она там сегодня?

— Если говорить о коммерческой анимации, о сериалах, то, безусловно, на телевидении она сейчас очень востребована.

Авторская же анимация, или «неформат», как ещё её называют, на современном телевидении практически никак не представлена, к сожалению. Но это проблема не только анимации, а актуального современного искусства.

Хочется надеяться, что когда-то эта ситуация изменится. Но анимацию лучше смотреть в кинозале, это совсем другие впечатления.

— А как интернет может помочь не только поддержать интерес к анимации, но и кормить её? Конечно, хорошо, когда мультфильм художника знают, любят, пересылают друг другу на стену в социальных сетях, но ведь автору от этого лишняя копейка не перепадает.

— Поддерживать художников, конечно, нужно! Сейчас набирает силу новый формат поддержки проектов в интернете (анимационных в том числе) — это платформы типа kickstarter и другие, где каждый сочувствующий может поддержать проекты фильмов не только морально, но где буквально «всем миром» можно собирать деньги на фильм. Ну а когда мультфильм уже пошёл в жизнь, думаю, практически невозможно автору что-то заработать непосредственно на показах в сети.

— Недавно в Москве прошёл Большой фестиваль мультфильмов, в меньшем формате он проходит и в Красноярске. На московском фестивале в этом году уже второй раз отбирали художников со всего мира на Animalab. Этот практический интенсив проходил на базе студии «ШАР», но тему лаборатории держали в секрете. Вы можете сейчас раскрыть эту тайну и рассказать, как всё прошло?

— Это очень интересный интенсив. Задание лаборатории всех порадовало: создать хоррор-трейлер к полнометражному фильму про Золушку. У студентов загорелись глаза, можно было создавать всё что угодно, совершенно брутальное на контрасте с прекрасной сказкой. Результат получился очень интересным, его можно посмотреть на видео-хостинге БФМ.


Читать также:


Возвести в мульт
В конце марта в Красноярске прошел VI Большой фестиваль мультфильмов. Анна Груздева посмотрела почти всю программу, чтобы поделиться самым интересным из мира современной анимации.


Что он курил?
Голландские аниматоры показали в Новосибирске лучшие фильмы с фестиваля KLIK! и рассказали Siburbia о том, какой должна быть анимация, и почему делать фильмы интереснее, чем стулья.


Jens, he is
Берлинский художник-комиксист Йенс Хардер о сибирских медведях, комиксах как СМИ и Линор Горалик.


Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2024 Все права защищены

.